Пистайоки 2020
Оглавление и разделы
Справочные данные (паспорт похода)
Проводящая организация:
РООСРМТ «Туристский клуб» (Турклуб «Перово») адрес: г. Москва, ул. Металлургов, д.5, телефон: 8 (495) 306-32-73. сайт: http://www.tk-perovo.ru/, https://tcperovo.ru МКК ФСТ-ОТМ
Район проведения:
Россия, Северная Карелия, Река Писта Уровень воды – средний
Общие справочные сведения о маршруте
Дисциплина (вид туризма) | Категория сложности маршрута | Протяженность активной части, км | Продолжительность активной части | Сроки проведения | |
общая | ходовых дней | ||||
водный | 3 | 105 | 16 | 11 | 1.08 -16.08 2020 |
Подробная нитка маршрута
г. Москва- ст. Лоухи- оз. Кимасъярви-п. Паолла- р. Хирвиярви ( пешая часть)- мост через р. Писта (ниже оз. Корпиярви)- г. Кемь- г. Москва
Обзорная карта региона с указанием маршрута, подъездов и отъездов.
Красным обозначены участки автомобильной заброски и выброски, синим — водная часть маршрута, серым — пешая часть.
Справочные данные о районе похода
Своё начало река Писта берёт в Финляндии. Исток озеро Йоукамоярви. В своём течении р. Пистайоки проходит множество озёр, крупные из них: оз. Кимасъярви, оз. Шуванда, оз. Хиреасъярви, оз. Вихельтаярви, оз. Пистаярви, оз. Вайкульское, оз. Корпиярви, оз.Торайсъярви. Река впадает в озеро Верхнее Куйто.
Средний расход воды до оз. Пистаярви – 22 м3/с, в истоке реки из оз. Пистаярви –
37 м3/с, в устье – 44 м3/с. Средний уклон межозерных участков — 1,7 м/км. Общее падение от озера Йоукамоярви до оз. Верхнее Куйто составляет 150 м.
Питание – смешанное, снего- дождевое. Флора и фауна типична для рек и озёр
Карелии. Протяженность сплавного участка – 105 километров. Сплав, как правило, начинают от оз. Кимасьярви. К достоинствам реки можно отнести разнообразие природных ландшафтов, различных по характеру, и сложности порогов, относительно легкий подъезд и легкий выезд с маршрута. В реке водится много рыбы, в том числе ценных пород (кумжа), по берегам растет множество ягод.
Определяющие препятствия
Вид препятствия | Название | Категория трудности | Длина препятствия м. | Уровень воды |
порог | Захар | 3 | 350 | средний |
порог | Падун | 3 | 300 | средний |
порог | Межозёрный | 3 | 250 | средний |
порог | Семиповоротный | 3 | 1500 | средний |
порог | Курки | 2 | 300 | средний |
порог | Фурфляй (Вайкульский каскад) | 3 | 400 | средний |
порог | Имисев | 2 | 400 | средний |
порог | Хирви | 3 | 300 | средний |
порог | Паолла | 3 | 350 | средний |
Состав группы
№ п/п | Фамилия Имя Отчество | Год рожд. | Город проживания | опыт | Обязанности в группе распределение по средствам сплава |
1 | Быков Олег Анатольевич | 1968 | Москва | 3Р Писта 3Р Пшехашха-Пшеха 3У Теберда- Малка 3У Тумча | Руководитель,) Кат2- 2 капитан Го-Ша-2 |
2 | Капустин Антон Сергеевич | 1986 | Москва | 4У Хангарул — Зун-Мурин – Утулик 4У Нярма-Яха – Кара | Завхоз, Кат2- 2 матрос Го-Ша-2 |
3 | Кузнецов Дмитрий Геннадьевич | 1977 | М/О | 2У Перетна-Мста 1У Протва | хронометрист, Кат2- 4 матрос Таймтриал-2 |
4 | Бугров Юрий Владимирович | 1982 | М/О | 1У Протва | Фото Кат2- 4 капитан Таймтриал |
5 | Носов Олег Владимирович | 1980 | Москва | 5У Китой 4У Кумир-Коргон-Чарыш, Тюгурюк-Кокса-Катунь | финансист, Кат2- 1 капитан К2 Red |
6 | Смирнов Дмитрий Викторович | 1987 | Москва | 5У Китой 4У Кумир-Коргон-Чарыш, Тюгурюк-Кокса-Катунь | реммастер, Кат2- 1 матрос К2 Red |
7 | Ланчиков Алексей Николаевич | 1986 | Протвино | 3У Писта | медик, НК-1- 3 капитан |
Экипажи
В связи с основной целью похода – обучение слушателей, планировалась ротация экипажей в зависимости от ситуации, где главный упор делался на безопасность. Ближе к концу похода сформировались экипажи указанные в таблице.
Основная часть отчёта
Общая идея похода
В связи с отменой похода на майские праздники на Северный Кавказ (из-за пандемии корона вируса), учитывая уровень подготовки слушателей (по сути 1 к.с), было решено силами помощников инструктора школы СУ провести поход на р. Писта.
Стратегия проведения похода заключалась в том, чтобы в конечном итоге экипаж Бугров Юрий – Дмитрий Кузнецов мог самостоятельно проходить препятствия 3 к.с. Для этого на начальном этапе похода слушатели шли на катамаранах с более опытными участниками, а на простых участках слушателей сажали на один катамаран. Так было до тех пор, пока не появилась уверенность в возможности прохождения ими препятствий самостоятельно. Страховку осуществляли силами двух экипажей с опытом 3-5 к.с
Особенности предпоходной подготовки
По сути, предпоходная подготовка проходила в школе СУ Пероского турклуба. Осенью выезжали на р. Перетна и Окуловский гребной канал, а в начале марта на р. Протва. Дальше вмешалась пандемия коронавируса и не было понятно состоится ли поход вообще, ибо на майские праздники поход на Северный Кавказ был отменён.
Варианты подъезда и отъезда
Заброску осуществляли от ст. Лоухи. До ст. Лоухи ехали поездом № 016А Москва – Мурманск отправлением из Москвы 0-41 Ленинградского вокзала, с прибытием на ст. Лоухи в 3-41. Для заброски воспользовались услугами Вадима на «буханке» 89214670037 почта vadim.27@mail.ru Есть прицеп. Стоимость заброски составила 10000р. От порога Поалла нас довёз он же за 15000р. На заброску и выброску с маршрута ушло примерно одинаковое время- около 5 часов. От г. Кемь ехали поездом № 15АМурманск- Москва с прибытием в г. Москва в 6-42 на Ленинградский вокзал.
Согласно постановлению Правительства РФ от 3 марта 2017 г № 252
В целях обеспечения безопасности туризма в Российской Федерации Правительство Российской Федерации п о с т а н о в л я е т:
1. Организациям и индивидуальным предпринимателям, оказывающим услуги в сфере занятия активными видами туризма на территории Российской Федерации, туристам и туристским группам, в том числе имеющим в своем составе несовершеннолетних детей, а также туристам с несовершеннолетними детьми, осуществляющим самостоятельные путешествия по территории Российской Федерации, не позднее чем за 10 рабочих дней до начала путешествия информировать территориальный орган Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по соответствующему субъекту Российской Федерации о маршрутах передвижения, проходящих по труднодоступной местности, водным, горным, спелеологическим и другим объектам, связанных с повышенным риском для жизни, причинением вреда здоровью туристов (экскурсантов) и их имуществу.
Заходим на сайт МЧС России , справа «Онлайн регистрация», далее заполняем форму, ждём подтверждения, идём в поход периодически отзваниваясь сотрудникам МЧС
Аварийные выходы с маршрута
На маршруте есть 4 места, где относительно удобно можно сойти с маршрута или обратиться за помощью:
1) Мост через р. Писта (через 8 км после начала маршрута), примерно через 1 км после порога Падун. По этой дороге мы забрасывались на место стапеля. Движение по дороге не интенсивное, более оживленное летом и в выходные дни, расстояние до пос. Пяозерский составляет 37 км. В 2 км ниже моста по левому берегу есть деревня Кушеванда, где живут люди и можно найти машину.
2) Мост ниже озера Хирвасъярви. От моста до поселка Пяозерский ехать примерно 35 км в восточном направлении, до поселка Тихтозеро – 17 км в западном направлении.
3) Деревня Тихтозеро, расположенная на правом берегу озера Пистаярви. В деревне есть возможность найти машину.
4) Мост ниже озера Корпиярви. От моста до пос. Калевала ехать примерно 41 км в восточном направлении, до пос. Войница – 15 км в западном направлении. Движение на маршруте более интенсивное в летний период и в выходные дни.
Сотовой связи на реке, нигде кроме места стапеля (1 деление Мегафона) и на мосту через реку Писта ниже озера Корпиярви (иногда бывает и 3 деления, как повезёт) замечено не было. Нам повезло, и удалось вызвать машину для отбытия в г. Кемь от антистапеля.
Безопасность на маршруте обеспечивали силами экипажей и подготовкой в школе БУ Перовского турклуба.
График похода, его изменения и их причины
План похода (заявленный)
даты | дни пути | Участки маршрута | км | способы передвижения |
1.08 | 1 | г. Москва- ст. Лоухи | 1531 | Поезд |
2.08 | 2 | а/м ст. Лоухи- оз. Кимасъярви – ниже п. Захар | 150/4 | Машина/ сплав |
3.08 | 3 | ниже п. Захар – п. Падун | 3 | сплав |
4.08 | 4 | п. Падун- п. Межозёрный | 12 | сплав |
5.08 | 5 | П. Межозёрный – 2-й мыс по ЛБ оз. Пистаярви | 17 | сплав |
6.08 | 6 | 2-й мыс по ЛБ оз. Пистаярви – сразу после п. Семиповоротный | 14 | сплав |
7.08 | 7 | днёвка | 0 | — |
8.08 | 8 | сразу после п. Семиповоротный – п. Петух | 8,5 | сплав |
9.08 | 9 | п. Петух – п. Фурфляй | 10,5 | сплав |
10.08 | 10 | днёвка | 0 | — |
11.08 | 11 | п. Фурфляй – п. Хирви | 11 | сплав |
12.08 | 12 | п. Хирви – п. Поалла | 14 | сплав |
13.08 | 13 | днёвка п. Поалла – р.Хирвийоки- п. Поалла | 11 | |
14.08 | 14 | Антистапель- волок до лесовозной дороги- г. Кемь | 1; 220 | Пешком автотранспорт |
15-16.08 | 16 | Г. Кемь- г. Москва | 1366 | поезд |
План похода (осуществлённый)
Даты | Дни пути | Участки маршрута | км | Способ передвижения | ХВ | ЧХВ | Опред. Препятствие | Примечание |
1.08/ 2.08 | 1/2 | г. Москва- ст. Лоухи- оз. Кимасъярви- стапель- Слив | 1531/150/ 4,5 | Поезд Машина сплав | 1ч10 | 47м | п.Захар | Уровень воды- средний |
3.08 | 3 | Слив- п. Падун | 2,5 | сплав | 1ч20 | 30м | п. Падун | Уровень воды- средний |
4.08 | 4 | п.Падун – п. Межозёрный | 12 | сплав | 3ч42 | 2ч.35м | — | Уровень воды- средний |
5.08 | 5 | п. Межозёрный – о. Шуришари | 18 | сплав | 6ч. | 4ч.40м | п. Межозёрный | Уровень воды- средний |
6.08 | 6 | о. Шуришари –п. Лужма | 8 | сплав | 4ч.45 | 2ч.35м | — | Уровень воды- средний |
7.08 | 7 | днёвка | 0 | — | — | — | — | — |
8.08 | 8 | п. Лужма – п. Петух | 13 | сплав | 4ч.20 | 3ч | п. Семиповоротный п. Курки | Уровень воды- средний |
9.08 | 9 | п. Петух – п. Фурляляй | 11 | сплав | 2ч.45 | 2ч.03м | п.Фурляляй | Уровень воды- средний |
10.08 | 10 | днёвка | 0 | — | — | — | — | — |
11.08 | 11 | П. Фурляляй – остров на оз. Корпиярви | 19 | сплав | 4ч.30 | 3ч.50м | п. Имисев п.Хирви | Уровень воды- средний |
12.08 | 12 | остров на оз.Корпиярви- п. Поалла | 5 | сплав | 3ч.30 | 57м | п.Поалла | Уровень воды- средний |
13.08 | 13 | п. Поалла – р. Хирвийоки – п. Поалла | 11 | пешком | 5ч.06 | 4ч.46м | — | — |
14.08 | 14 | П. Поалла – дорога/ г.Кемь | 1/220 | пешком/ машина | 1ч15 / 5ч30 | 1ч15/ 5ч30 | — | — |
15.08/ 16.08 | 15/ 16 | г.Кемь — Москва | 1366 | поезд | — | — |
Техническое описание прохождения группой маршрута
Условные сокращения:
ПБ- правый берег
ЛБ- левый берег
ПП- правый поворот реки
ЛП- левый поворот реки
Кат2- катамаран двушка
Н/К- надувной каяк
ХВ— общее ходовое время (включающее все остановки)
ЧХВ- чистое ходовое время (ХВ минус остановки)
ОБ Олег Быков
ДК Дмитрий Кузнецов
ОН Олег Носов
ДС Дмитрий Смирнов
АК Антон Капустин
ЮБ Юрий Бугров
АЛ Алексей Ланчиков
31 июля
23-00 – Встреча группы на Ленинградском вокзале г. Москвы
1 августа
00-41 – Отправление поезда № 16А Москва – Мурманск
2 августа
04-07 – Прибытие поезда на ст. Лоухи. Встали в очередь к пограничнику на оформление пропуска в приграничную зону
05-35 – Отъезд на машине к месту стапеля
07-50 – 08-00 – Ожидание пропуска на погранпосту в р-не н.п. Пяозёрский
08-35 – Прибытие к месту и начало стапеля N 65°44′52.21″ E 30°23′31.98″ (исток реки Писта из оз. Кимасъярви). Завтрак
13-30 – Окончание стапеля. Выход на скатку экипажей. По мере готовности экипажи выходили на скатку. Закончивший скатку экипаж готовил обед.
15-30 – Окончание обеда. Выход на маршрут
15-36 – 15-56 — п. Сакал (2 к.т). Осмотр с ЛБ. Прохождение ОН—ДС, ОБ—ДК, АК—ЮБ, АЛ
16-02 – п. Захар. (3 к.т). Шли без осмотра с взаимной страховкой. ОН—ДС, АЛ, ОБ—ДК, АК—ЮБ,
16-40 – Слив. N 65°43′45.18″ E 30°26′30.89″ Здесь планировались занятия с «морковками», но из-за общей усталости устроили ночёвку.
18-00 – Ужин
ХВ – 1ч. 10мин
ЧХВ – 47мин
Пройдено – 4,5км
3 августа
07-30 – Общий подъём
07-40 – Завтрак
10-05 – 10-50 — Провели занятие по чалке в улове экипажем ЮБ—ДК. Страховал экипаж ОН—ДС. Выход на воду
11-01 – п. Змеиный. Шли без осмотра с взаимной страховкой ОН—ДС, АЛ, ОБ—ДК, АК—ЮБ
11-10 – п. Солёный. Шли без осмотра с взаимной страховкой ОН—ДС, АЛ, ОБ—ДК, АК—ЮБ
11-20 – п. Падун. Зачалились на острове между правой и левой протоками. Здесь у нас была ночёвка.
N 65°43′25,55″ E 30°28′21,26″
12-45 — Обед
13-40 – Осмотр левой протоки
14-20 – Тренировка по бросанию «морковки» (снаряжение, правила пассивной страховки, и т.д). Тренировка проходила сразу после основного слива возле улова на ПБ. Здесь потом мы страховали «морковками» шедшие порог суда.
16-00 – 16-30 – Прохождение п. Падун. Шли на разгруженных судах. Учитывая, что порог заканчивается озером, для первого экипажа выставили только пассивную страховку (опыт экипажа ОН—ДС 5 к.с). Далее этот экипаж встал на активную страховку в улове на ЛП у ПБ примерно в 200м ниже основного слива. Страховал экипажи «морковкой» ОБ. Кроме того, у нас было 3 рации. Порядок прохождения: ОН—ДС, АЛ, АК—ЮБ, ОБ—ДК. Суда оставили в этом улове
20-00 – Ужин.
ХВ – 1ч. 20мин
ЧХВ – 30мин
Пройдено – 2,5км
4 августа
07-30 – Общий подъём
07-50 – Завтрак
09-58 – Выход на воду. Т.к в этот день не планировалось проходить категорийные препятствия, то следуя первоначальному замыслу руководитель посадил на один катамаран (Таймтриал2) слушателей. На этот день получился походный порядок: ОН—ДС, ОБ—АК, АЛ, ЮБ—ДК
10-35 – А/М мост через Писту
10-45 – д. Кушеванда на ЛБ оз Шуванда
10-55 – 11-25 – отдых
12-20 – 12-40 – отдых
13-40 – остановка на ночёвку на ПБ (по ходу движения) оз. Мандуярви не дойдя до п. Межозёрный примерно 600 м. N 65°39′46.53″ E 30°30′24.39″ Стоянка на высоком берегу с костровищем. На окрестных болотах собрали для компота морошку
ХВ – 3ч. 42мин
ЧХВ – 2ч. 52мин
Пройдено – 12км
5 августа
07-30 – Подъём
07-48 – Завтрак
09-40 – Выход на воду
09-45 – Чалка на острове между левой и центральной протоками п. Межозёрный (3 к.т). Осмотр обеих проток. Левая оказалась мелкой.
10-35 – 10-53 – Прохождение п. Межозёрный. Страховка велась с воды в улове ниже порога. После осмотра, выработке траектории движения, решено доверить прохождение порога слушателями одним экипажем. Внизу их страховали 3 экипажа. ОН—ДС, ОБ—АК, АЛ, ЮБ—ДК
11-40 – 11-50 отдых в конце оз. Хирвасъярви
12-08 – прошли мост
12-45 – 13-05 – отдых на входе в оз. Вихельтоярви
14-00 –14-10 – отдых на входе в оз. Пистаярви
15-40 – Встали на ночёвку на южном мысе о. Шуришари N 65°32′50.63″ E 30°32′47.80″ Замечательное место для стоянки, столик лавочки, песчаный пляж. Первоначальное место для ночёвки на 2-м мысе слева по ходу движения оз. Пистаярви N 65°32′58.28″ E 30°33′14.18″ было занято.
ХВ – 6ч
ЧХВ – 4ч. 40мин
Пройдено – 18км
6 августа
07-35 – Подъём
08-03 – Завтрак. Шёл дождь. Лениво было собираться в мокрую погоду, поэтому отложили выход на воду.
11-05 – Выход на воду. Решили вновь поменять экипажи. Юре захотелось пройти на Го-Ше с Олегом Быковым. Соответственно экипажи стали: ОН – ДС, ОБ – ЮБ, АЛ, АК – ДК (на Таймтриале). Дул боковой восточный ветер
11-55 – 14-05 – остановка на отдых на маленьком островке чуть южнее д. Тихтозеро. Но при посадке в Н/К АЛ от нагрева лопнула внешняя оболочка каяка. Отверстие оказалось длиной около 1,5 м. Ремработы заняли около 2-х часов.
15-50 – Остановка на ночёвку и днёвку на ПБ при выходе из Оз. Пистаярви, возле п. Лужма N 65°29′05.07″ E 30°30′29.18″. Место хорошее. Уместится одна большая или несколько маленьких групп. Столики, лавочки, удобное место для судов, погрузки – выгрузки вещей.Первоначально планировалось сделать днёвку (N 65°27′21.86″ E 30°32′01.48″) сразу после п. Семиповоротный, но неуверенность Алексея, что шов выдержит на мощных валах порога, решили продолжить ремработы на днёвке до порога.
17-30 – Обед
21-10 — Ужин
ХВ – 4ч. 45 мин
ЧХВ – 2ч. 35мин
Пройдено –8км
7 августа
Днёвка N 65°29′05.07″ E 30°30′29.18″
8 августа
07-30 – Общий подъём
08-00 – Завтрак
09-04 – 10-40 – Ремработы. На Го-Ше2 отклеился штуцер
11-10 – Вышли на воду порядком от 6 августа ОН – ДС, ОБ – ЮБ, АЛ, АК – ДК
11-25 – Прошли с ходу п.Лужма. Капитанам на судах где были слушатели, была поставлена задача научить слушателей цепляться вёслами за валами, т.к предстояли пороги с большими валами и бочками.
11-40 – 11-50 – Прохождение походным порядком п. Семиповоротный (3к.т) с взаимной страховкой с воды.
12-07 – Прохождение п. Одинокое дерево походным порядком
12-10 – 12-23 – Отдых
13-38 – Остановка на отдых и осмотр п. Курки на выходе из оз. Муасъярви. Проход сначала вдоль ЛБ, далее через центр через бочку (наш байдарочник прошёл минуя бочку возле ЛБ), далее по струе
14-25 – 15-10 — Прохождение п. Курки. Первым прошёл экипаж ОН – ДС и встал на страховку, далее АК – ДК, АЛ, ОБ – ЮБ. Почти все экипажи катамаранов без скорости прошли бочку лагом цепляясь за бочкой веслами. Бочка позволяла.
15-30 – Прохождение п. Петух. Прошли сходу, зачалились в улове за порогом на ЛБ.
Встали на ночёвку N 65°24′43.78″ E 30°32′39.51″. Хорошая стоянка прямо возле порога на ЛБ, песчаный пляж, столик, лавочки. Если пройти 20-30 метров по тропе ниже по течению, то на верхней полке откроется ещё лучшая стоянка с ровной большой площадкой, столиком, лавочками, местом для игр.
15-40 – 16-50 – Прохождение п. Петух самосплавом. Практическое занятие по работе с веслом в условиях самосплава, страховка с воды, залезанию на катамаран
17-00 – Обед
21-00 — Ужин
ХВ – 4ч. 20 мин
ЧХВ – 3ч.
Пройдено –13км
9 августа
07-30 – Подъём
07-50 – Завтрак
10-10 – Выход на воду. Отработка траверса струи. С этого дня и до конца похода слушатели шли одним экипажем на Таймтриале 2 ОН – ДС, ОБ – АК, АЛ, ЮБ – ДК. Страховали их экипажи с опытом 3-5 к.с
10-30 – Выход на маршрут
10-36 – Прохождение 2-х ступеней п. Грива (2 к.т) походным порядком
10-58 – 11-05 – отдых на входе в оз. Вайкульское.
12-20 – 12-35 – отдых на выходе из оз. Вайкульское
12-40 – Прошли разрушенный мост. Начало Вайкульского каскада
(п. Фурляляй) N 65°20′48.01″ E 30°33′59.23″
12-55 – Прошли п. Фурляляй и встали на днёвку N 65°20′39.15″ E 30°33′54.21″на 2-м лбе на ЛБ.
Экипаж ОБ – АК прошёл сразу основную бочку и встал в улове на ЛБ сразу за лбом. Песчаный пляж, удобно разгружать и загружать вещи на суда. Бочка не держит. Можно катать.
14-30 – Обед
20-00 – Ужин
ХВ – 2ч. 45 мин
ЧХВ – 2ч. 03 мин
Пройдено –11км
10 августа
Днёвка. Весь день шёл дождь
11 августа
07-30 – Подъём
07-55 – Завтрак
09-45 – Вышли на воду
09-55 – Оставшиеся экипажи прошли Фурляляй. ЮБ – ДК, АЛ, ОН – ДС. Экипаж ОБ – АК был на страховке с воды
11-10 – 11-30 – Отдых перед п. Имисев (3 к.т) на ЛБ. Отличные стоянки как на ЛБ, так и на ПБ
11-40 – Прошли поочерёдно ОН – ДС, ОБ – АК, АЛ, ЮБ – ДК п. Имисев. Страховка была с воды. 2 ступени. Между ними улово на ПБ. Поток воды между двумя грядами камней. Высокие валы, бочки
12-01 – п. Талии (2 к.т). Осмотр производил только наш каякер. Короткий слив, бочка, валы. Шли походным порядком этого дня.
12-11 – подошли к п. Хирви (3 к.т). На ПБ на ЛП есть хорошая стоянка. На ПП река разливается и спадает ступенями образуя п. Хирви. За ступенями бочки. Требуются маневры. Осмотр обязателен.
12-20 – 12-30 прошли п. Хирви поочерёдно. Первый экипаж встал на страховку в улове за порогом на ПБ. ОН – ДС, ОБ – АК, АЛ, ЮБ – ДК
13-10 – 13-20 – отдых на входе в оз. Корпиярви
14-10 – Остановка на ночёвку на острове N 65°13′55.61″ E 30°31′19.18″ Есть костровище, лавочки, условный столик
15-30 – Обед
20-00 – Ужин
ХВ – 4ч. 30 мин
ЧХВ – 3ч. 50 мин
Пройдено –19км
12 августа
07-30 – Подъём
07-55 – Завтрак
10-15 – Выход на воду. Походный порядок прошедшего дня
10-45 – Выход из озера левой протокой. Торчит железо. Лучше идти правой протокой.
10-52 – 11-12 – Остановка под А/М через Писту Сотовая связь есть в районе этого моста. Плохая и нужно искать.
11-30 – Прошли п. Таппара (сходу походным порядком). Встали на ночёвку сразу за ним на ЛБ. Разгрузили суда и пошли катать пор. Поалла (3к.т) 11-50 – 13-40 — Катание на п. Поалла
13-40 – Вернулись в лагерь. Антистапель N 65°12′06.65″ E 30°30′31.08″
ХВ – 3ч. 30 мин
ЧХВ –57 мин
Пройдено –5 км
13 августа
08-30 – подъём
09-00 – Завтрак
11-30 – Выход на радиалку до оз. Хирвиярви. (в лагере остался Олег Носов)
14-02 – Мост через речку Хирвийоки N 65°14′55.97″ E 30°38′12.79″
16-36 – Вернулись в лагерь
ХВ – 5ч. 06 мин
ЧХВ –4ч.46 мин Пройдено –11 км
14 августа
08-00 — Подъём
09-00 – Завтрак
10-00 – 11-15 – Волок
12-02 – 17-30 – Выброска на машине с маршрута до ст. Кемь
ХВ – 1ч. 15 мин
ЧХВ –1ч.15 мин
Пройдено –1 км
15 августа
06-37 – Посадка в поезд № 15А Мурманск – Москва в г.Кемь
16 августа
06-42 – Прибытие в Москву
Лоция (которой мы пользовались)
№ | Время от предыдущего объекта | К.т | препятствие | Ориентиры | Длина порога м | Описание примечания |
1 | 0-6 | 2 | Порог Сакал | N 65°44′40,02″ E 30°23′57,07″ | 200 | Сходу по струе, избегая навала на правый берег на повороте. Мощные валы. Сразу за порогом — одинокий перекатик |
2 | 0-6 | 3 | Порог Захар | N 65°44′16,09″ E 30°24′09,32″ | 350 | Сложная система островов. Проход справа от «ключевого» острова. Прямо у острова — бочка. Правее бочки — чистый слив, но выносит на мель. После ещё одной ступеньки (чистый сливчик) выносит в озерко — стоянка на мысу-развилке, идти ПРАВЕЕ мыса — левее протока глухая.. |
3 | 0-25 | Слив, слева от островка. | Перед сливом — микроперекат на выходе из озерка. | |||
4 | 0-5 | 2 | Порог «Змеиный» | N 65°43′36,76″ E 30°26′51″ | 250 | Чайникам можно посмотреть слева. По струе |
5 | 0-5 | 2 | Порог Солёный | N 65°43′27,30″ E 30°27′30,60″ | 250 | По струе |
6 | 0-5 | 3 | Порог Падун | Вскоре после «Соленого» виден скальный лоб на ПБ — там есть стоянка. Напротив лба — болотистый вход в левую протоку, правая протока журчит вдали шиверкой. N 65°43′25,55″ E 30°28′21,26″ | 300 | В правой протоке — косой вал и отлогая шивера. В левой — слив с бочкой, мощная выходная шивера. Перед сливом наваливает на правую скалу гораздо больше, чем кажется с берега. На выходе из шиверы (на левом повороте) держитесь левее — прижимает направо и сажает на обливняки. Осмотр обязателен Осмотр как с левого берега, так и с острова. Осмотр и страховка с острова нам понравилась больше |
7 | 0-30 | 2 моста, мелкая шиверка, маневры. | Через 5 минут — начало оз. Шуванда. | |||
8 | 0-30 | 2 шиверы | Конец оз. Шуванда, | Через 10мин — начало разлива, еще через 25мин — конец разлива | ||
9 | 0-5 | Мост, порожек. | Сразу за мостом перекат, за ним порожек в двух протоках, в левой интереснее (с поворотом). Сходу по струе. Через 5 мин — оз. Мандуярви. | |||
10 | 0-45 | 3 | Порог Межозёрный | На выходе из оз. Мандуярви N 65°39′34 ″ E 30°31′11,61″ | 250 | Три протоки, правая и центральная сливаются вместе. Если идти озеро у ПБ, видно бурлячку и шум только правой протоки. Там мелкая неинтересная шиверка, поэтому лучше сразу идти искать за кустами центральную протоку и чалиться к ее левому берегу. На входе слив, затем очень мощная шивера. Перед сливом наваливает направо на камень. Порог выходит в оз. Хирвасъярви. В нём лучше не заплывать в глубокие заливы у ПБ (они глухие), а плыть у островов(полуостровов). |
11 | 0-30 | Пара шиверок. | Выход из оз. Хирвасъярви | Через 10 мин. — пара перекатов, второй — с поворотом | ||
12 | 0-20 | Шиверка, мост | Под мостом перекат | |||
13 | 0-15 | шиверы | Сначала простая, затем с левого скального берега начинаются мощные. Солидные валы. Сходу. Через 5 мин после окончания — оз. Вихельтаярви. Вдоль правого берега, исток сразу не виден — искать его нужно за болотной травой, не уходя от правого берега. | |||
14 | 0-20 | Выход из оз. Вихельтаярви | ||||
15 | 1-0 | Оз. Пистаярви | На озере есть хорошая стоянка для днёвки (второй мыс слева) N 65°33′06,79″ E 30°33′22,25″ | |||
16 | 2-30 | Выход оз оз. Пистаярви | ||||
17 | сразу | 1 | Порог Лужма | На выходе из оз. Пистаярви | По озеру Пистаярви идти на ЮГ по компасу, острова не совсем совпадают с картой. На ПБ у выхода из озера есть стоянка. Валы. Идти сходу. | |
18 | 0-15 | 3 | Порог Семиповоротный | N 65°28′00.66″ E 30°31′20.41″ | 1500 | Валы, камни, сходу по струе. Осмотр и страховка с берега малопродуктивны. Разумен проход парами — со взаимостраховкой с воды. |
19 | 0-5 | 2 | Порог Одинокое дерево | 100 | Проход справа (у ПБ) в чистый слив. За сливом высокий вал, затем выходная шивера. | |
20 | 1-25 | 2-3 | Порог «Курки» | N 65°25′29.65″ E 30°32′37.54″ | 300 | Осмотр слева. Бочка на входе, обходимая слева, далее длинная шивера. Слева есть стоянка, так себе. Зато много отличных стоянок есть на длинной части оз. Муасъярви (после «Одинокого дерева»). |
21 | 0-15 | 1 | Порог Петух | N 65°24′42.48″ E 30°32′41.65″ | 50 | Сходу по струе. Симпатичный вал («гребешок») очень высоко подкидывает однокорпусные суда… Хорошая стоянка на ЛБ. |
22 | 0-5 | шивера | Заметное сужение реки. Сходу про струе. | |||
23 | 0-5 | 2 | Порог «Грива». Чайникам лучше осмотреть слева. | N 65°24′28.74″ E 30°32′07.90″ | 250 | Два острова, самой левой протоки вначале не видно, но идти надо именно по ней. Сходу по струе. Мощная шивера, бочки. |
24 | 0-30 | Озеро Вайкульское | ||||
25 | 1-00 | Выход из оз Вайкульское | ||||
26 | 0-5 | мост | Через 5 мин — длинная отлогая шивера, плавно переходящая в… | |||
27 | 0-10 | 3 | Порог Фурляляй (Вайкульский каскад) | N 65°20′48.01″ E 30°33′59.23″ | 400 | Крутопадающая подковообразная входная шивера, далее — остров с шиверами в обеих протоках, далее струя скользит по каменистому мысу ЛБ, там — глубокий улов, проходим мимо — струя БЬЁТ в следующий скальный мыс ЛБ, левее — глубокий улов — в нем и чалиться. На мысу — стоянка. Порог — эффектная, но слабая бочка у левого берега и чистый слив с валами правее неё. Один из немногих порогов, удобных для катания (сразу за бочкой — чалка в улове). Если не кататься в бочке и не фотографировать (на что я и выделил час), можно идти сходу по сливу. Бочка обходится легко. |
28 | 1-05 | Озеро Имисъярви | Узкая протока справа соединяет реку с озером. На карте показано наоборот — узкая река втекает в широкую протоку. Из-за этого мы проскочили Имисев и Талии приняв их за непонятные шиверы — ждали озера. | |||
29 | 0-15 | 2-3 | Порог «Имисев». | N 65°18′06.09″ E 30°35′14.29″ | 300 | Шивера шиверой, можно и сходу идти, по струе. Мощная вода, валы. ВНИМАНИЕ ЧАЙНИКАМ на байдарках! Перечитайте ещё раз предупреждение! После него — две простых шиверы. |
30 | 0-15 | 2-3 | Порог Талии | N 65°17′36.16″ E 30°34′07.04″ | 100 | Короткий перекат с очень мощными валами. Можно и сходу идти. За ним — простая шивера. |
31 | 0-10 | 3 | Порог Хирви | N 65°17′09.91″ E 30°34′02.32″ | 300 | Простой перекат на левом повороте, и сразу за ним крутой правый поворот — чалиться к ЛБ. Бочки на входе, лучше просмотреть. Далее — шивера. На выходе — еще одна плита, но слив с воды хорошо виден. |
32 | 0-35 | Озеро Корпиярви | ||||
33 | 1-05 | Порожек на выходе из озера | Курс на правый край «зеленого поля». Несколько проток. Простые самая левая (у «поля») и правая. В центре — каменисто и противно. | |||
34 | 0-5 | А/мост через р.Писта | ||||
35 | 0-15 | Порог Таппара | 50 | |||
36 | 0-5 | 3 | Порог «Поалла» Осмотр слева. | N 65°12′11.35″ E 30°30′29.68″ | 150 | Первая ступень — несложная горка с бочкой, сходу, за ней небольшой плес и вторая ступень, красивая и интересная. Стоянка на ЛБ. Сливы и бочки на любой вкус. |
37 | Начало волока от п. Топпара | N 65°12′10.13″ E 30°30′34.30″ | 1000 | Начало волока затеряно среди туалетных троп. Можно пойти другим путём – от п. Поалла идти лесом строго на В до лесовозной дороги (около 1000 м), затем по дороге на С до кармана для разворота машин (тут обычно волок заканчивается) и уже по тропе идти в сторону п. Топпара сделав для себя метку на дереве возле Писты. |
Потенциально опасные участки на маршруте
п. Падун — представляет сложность для прохождения не только для байдарки и каяка, но и для катамарана.
п. Семиповоротный (каскад шивер) — требует обязательного просмотра для всех типов судов. И организации страховки для байдарок и каяков, т.к. шиверы следуют одна за другой без плесов. Кроме того река на этом участке имеет большой уклон.
п. Поалла. — довольно мощные сливы, внизу второй ступени стоячая бочка.
Кроме того, на маршруте полностью отсутствует сотовая связь, за исключением моста через р. Писта ниже оз. Корпиярви.
Материальное обеспечение группы
Личное снаряжение
В личное обязательное снаряжение участника входило: каска, спасжилет, стропорез, нижняя часть гидрокостюма, обвязка с усом для самостраховки, немуфтованный карабин, весло,.
Общественное специальное снаряжение
Катамараны 3, надувной каяк 1, морковки 4, запасные вёсла 5, верёвки для причаливания 4, рации 3, SPOT X, навигаторы Gapmin 2 шт
Аптечка
По данным Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека Краснодарский край и Республика Адыгея не вошли в перечень административных территорий субъектов РФ, эндемичных к клещевому вирусному энцефалиту в 2018 году. (Приложение к письму Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 29.01.2019 № 01/1180-2019-27), однако на маршруте с участников группы было снято несчетное количество клещей, признаков болезни Лайма не выявлено. Прививки против клещевого энцефалита имелись у всех участников группы.
Состав ЛИЧНОЙ АПТЕЧКИ (рекомендуемый*) | |
1 | Бинт стерильный, 2 шт. |
2 | Бинт эластичный, 1 шт. |
3 | Хлоргексидин |
4 | Рулонный пластырь, 1 шт. |
5 | Пластырь бактер. влагостойкий, 1 уп. |
6 | Обезболивающее |
7 | Ватные тампоны |
8 | Крем солнцезащитный |
9 | Крем для кожи |
10 | Репелленты от насекомых |
11 | Маска и перчатки в поезд !!! |
12 | Латексные/резиновые перчатки (работа с ранами) |
13 | Прочие средства на усмотрение |
* содержимое аптечки подбирайте под свои потребности |
Адреса медучреждений | ||
1. | ГБУЗ Лоухская ЦРБ | |
Советская ул., 55, п. г. т. Лоухи | ||
+7 (81439) 5-16-98 | ||
2. | ЦРБ Лоухская, Пяозерский филиал | |
ул. Дружбы, 22, п. г. т. Пяозерский | ||
+7 (81439) 3-83-49 | ||
3. | ЦРБ, Калевала | |
ул. Ленина, 23, п. г. т. Калевала | ||
+7 (81454) 4-11-65, +7 (81454) 4-10-70 | ||
4. | РБ № 1 ФАП деревня Вокнаволок | |
ул. Перкова, 18, д. Вокнаволок | ||
+7 (81459) 9-57-34 | ||
5. | Узловая больница на станции Кемь | |
ш. 1 Мая, 9, Кемь | ||
+7 (81458) 4-30-33 |
Общественная аптечка
Средство | Кол-во | Примечания | |
Перевязочное и вспомогательное | |||
1 | Бинт стерильный | 5 | Перевязочное |
2 | Бинт эластичный | 1 | Фиксация при растяжениях |
3 | Стерильные салфетки | 10 | Промокание ран |
4 | Лейкопластырь бактерицидный | 10 | Порезы, ссадины, мозоли |
5 | Лейкопластырь в рулоне | 2 | Фиксация повязок, порезы, ссадины, мозоли |
6 | Салфетки кровоост. | 3 | Остановка капиллярных кровотечений |
7 | Спиртовые салфетки | 10 | Дезинфекция |
8 | Клей БФ-6 | 1 | Заклеивание порезов |
Прочее | |||
9 | Термометр | 1 | Измерение температуры |
10 | Жгут | 1 | Остановка фонтанирующих кровотеченй |
11 | Авторучка | 1 | Запись времени установки жгута и прочие пометки |
12 | Ножницы | 1 | Прикладные задачи |
13 | Пинцет | 1 | Извлечение инородных предметов |
14 | Латексные перчатки | 2 пары | Работа с раной |
15 | Пантенол | 1 | Ожоги, потертости, трещины, опрелости |
16 | Клещедерг | 2 | Удаление клещей |
17 | Пакет целлофановый | 1 | Прикладные задачи |
18 | Хлоргексидин | 1 | Антисептик |
19 | Йод | 1 | Антисептик, наносится вокруг раны |
20 | Левомеколь, мазь | 1 | Гнойные раны |
Обезболивающее и жаропонижающее | |||
21 | Диклофенак, гель | 1 | Обезболивающее, противовоспалительное |
22 | Кетанов | 1 уп | Сильное обезболивающее |
23 | Пенталгин | 1 уп | Обезболивающее и жаропонижающее |
24 | Ибупрофен | 1 уп | Артрит, боли в позвоночнике |
25 | Финалгон, мазь | 1 уп | Боль в суставах и мышцах, сосудорасширяющее |
Сердечно-сосудистые заболевания | |||
26 | Корвалол | 1уп | Профилактика сердечных заболеваний |
Лор-заболевания | |||
27 | Нафтизин, капли | 1 уп | Насморк |
28 | Лазолван | 1 уп | Заболевания дыхательных путей |
29 | Фурацилин | 1 уп | Противомикробное, в т. ч. для слизистых |
30 | Нормакс, капли | 1 уп | Ушные и глазные капли |
ЖКТ | |||
31 | Но-шпа | 1 уп | Спазмы |
32 | Лоперамид | 1 уп | Противодиарейное |
33 | Фильтрум | 1 уп | Адсорбирующее |
Аллергия | |||
34 | Тавегил | 1 уп | Аллергические проявления |
Антибактериальные | |||
35 | |||
Давление | |||
36 | Фуросемид | 1 уп | Понижение давления, мочегонное |
Ремнабор (общественный)
Наименование | Количество | |
1 | Ткань ПВХ | 0,5 м2 и обрезки |
2 | Ткань кордура с 1сторонним покрытием | 1 м2 |
3 | Ткань газодержащая с 1 и с 2-х сторонним покрытием | обрезки |
4 | Ткань резиновая | обрезки |
5 | Клей для ПВХ горячий и холодный | 0,3 л |
6 | Клей резиновый | 0,4 л |
7 | Ацетон | 0,33 л |
8 | Кисточка для клея 20 мм | 2 шт |
9 | Ткань Х/Б (протирочная) | 0,5 м2 |
10 | Наждачная бумага («нулевка») | 0,1 м2 |
11 | Проволока стальная 0,7 мм | 2 м |
12 | Проволока медная 3 мм | 1,5 м |
13 | Нитки капроновые толстые | 1 моток 50 м |
14 | Нитки капроновые тонкие | 3 мотка 50 м |
15 | Набор иголок (в том числе цыганские, сапожные)/наперсток | 1 шт |
16 | Изолента | 8 мотков по 20 м |
17 | Скотч армированный | 2 мотка по 25 м, 1 моток 50 м |
18 | Скотч прозрачный | 5 мотков по 25 м |
19 | Пассатижи с бокорезами | 2 шт |
20 | Полотно ножовочное/держатель полотна | 2/1 шт |
21 | Напильник четырехгранный | 1 шт |
22 | Набор надфилей | 1 шт |
23 | Ножницы | 1 шт |
24 | Винты М3*15, М4*10, М4*30 с гайками | По 5-10 шт. |
25 | Шурупы d4*10 | 10 шт. |
26 | Клей «Момент Кристалл» | 85 мл |
27 | Отвертка с набором сменных бит | 1 шт |
28 | Шило | 1 шт |
29 | Сетка стальная сварная оцинкована с ячейкой 10 мм | 3 шт 15*15 см |
30 | Пробки баллонов | 5 шт |
31 | Штуцера баллонов | 3 шт |
32 | Стропа 25 мм/ фурнитура | 3 м |
33 | Шнур d 4 мм | 10 м |
Ремнабор судовой | |
наименование | |
1 | изолента |
2 | нитки |
3 | иголки |
4 | клей |
5 | Ткань внешняя |
6 | Ткань внутренняя |
7 | напёрсток |
8 | Запасные затычки |
9 | наждачка |
Итоги, выводы, рекомендации
Поход состоялся. Травм и болезней не было. Погода нас тоже не подвела, светило солнце, были кратковременные дожди. На болотах поспела морошка, в лесу было полно грибов. Группа была очень хорошей. Выходили на воду в 10-00, что позволяло рано встать на ночёвку. У нас были участники по сути с опытом 1 к.с. Собственно под них разрабатывался график движения. Целью похода было – научить слушателей на безопасной реке в комфортных условиях премудростям походной жизни водника. Это удалось.
Писта- замечательная учебная река. Но это не значит, что к походу не нужно готовиться, а она всё простит. В нашей группе было 3 участника с опытом 5 к.с, и в клубе слушателей мы готовили в осеннее – зимнее – весенний период. Единственным её минусом (а может и плюсом) является полное отсутствие сотовой связи. При этом на маршруте, как правило, находится довольно много групп, которые в случае острой необходимости окажут помощь. У нас также имелся прибор SPOT X могущий посылать смс через спутники с геолокацией на нужные номера. Дорогая, но не лишняя штука в условиях полной автономки. Изменилась форма подачи уведомления пограничникам. Теперь не нужно посылать уведомление почтой России, а достаточно иметь на руках заполненную форму (лучше несколько экземпляров) и списки участников. Чтобы узнать нужную информацию по поводу подачи уведомления, достаточно зайти на сайт погранслужбы РФ
http://ps.fsb.ru/, найти на карте нужный регион, и позвонить по указанным номерам. Обязательным условием также является регистрация группы в МЧС и сделать это лучше не позднее чем за 10 рабочих дней до похода. Достаточно зайти на сайт МЧС и вы увидите кнопку электронной регистрации группы. Группе присвоят номер и укажут номера для связи. При выходе на маршрут нужно позвонить и сказать, что группа вышла на маршрут, а так же при завершении маршрута требуется звонок. В лоции довольно точно я указал координаты начала порогов и начало волока. Разница не превышает 5-10 метров. Координаты ночёвок указаны в «Техническом описании прохождения маршрута». При подготовке к походу мы активно пользовались картографическим ресурсом nakarte.me В нём очень много карт разных масштабов и наполненности информацией. Также есть инструменты измерения расстояний и координат. Сотовая связь есть на мосту через Писту (нужно ходить и искать) чуть ниже оз. Корпиярви. Места для ночёвок. Они есть почти на всех порогах, все перечислять – места не хватит. На значимых- со столиками и лавочками, на некоторых даже есть тропы обноса. Как правило, при впадении реки в очередное озеро берега заболочены. И наоборот, при вытекании реки из озера, берега каменисты. По берегам озёр тоже много оборудованных стоянок.
Финансовые траты
К-во | Стоимость на 1 человека р. | итого | |
Билеты туда | 7 | 5165 | 36155 |
Билеты обратно | 7 | 4663 | 32641 |
Билет на байдарку | 6 | 420 | 2520 |
Логистика (автобусы, УАЗы) | 7 | 3571 | 25000 |
Продукты и доп. траты | 7 | 5879 | 41153 |
итого | 19638 | 137469 |