Пистайоки 2020

Оглавление и разделы

Открыть в PDFРаспечатать

Справочные данные (паспорт похода)

Проводящая организация:

РООСРМТ «Туристский клуб» (Турклуб «Перово») адрес:  г. Москва, ул. Металлургов, д.5, телефон: 8 (495) 306-32-73. сайт: http://www.tk-perovo.ru/, https://tcperovo.ru МКК ФСТ-ОТМ

Район проведения:

Россия, Северная Карелия, Река Писта Уровень воды – средний

Общие справочные сведения о маршруте

Дисциплина (вид туризма)Категория сложности маршрутаПротяженность активной части, кмПродолжительность  активной частиСроки проведения
общаяходовых дней
водный310516111.08 -16.08 2020

Подробная нитка маршрута

г. Москва- ст. Лоухи- оз. Кимасъярви-п. Паолла- р. Хирвиярви ( пешая часть)- мост через р.  Писта (ниже оз. Корпиярви)- г. Кемь- г. Москва

Обзорная карта региона с указанием маршрута, подъездов и отъездов.

Красным обозначены участки автомобильной заброски и выброски, синим — водная часть маршрута, серым — пешая часть.

Справочные данные о районе похода

Своё начало река Писта берёт в Финляндии. Исток озеро Йоукамоярви. В своём течении р. Пистайоки проходит множество озёр, крупные из них: оз. Кимасъярви, оз. Шуванда, оз. Хиреасъярви, оз. Вихельтаярви, оз. Пистаярви, оз. Вайкульское, оз. Корпиярви, оз.Торайсъярви. Река впадает в озеро Верхнее Куйто.

Средний расход воды до оз. Пистаярви – 22 м3/с, в истоке реки из оз. Пистаярви –

37 м3/с, в устье – 44 м3/с. Средний уклон межозерных участков — 1,7 м/км. Общее падение от озера Йоукамоярви до оз. Верхнее Куйто составляет 150 м.

Питание – смешанное, снего- дождевое. Флора и фауна типична для рек и озёр

Карелии. Протяженность сплавного участка – 105 километров. Сплав, как правило, начинают от оз. Кимасьярви. К достоинствам реки можно отнести разнообразие природных ландшафтов, различных по характеру, и сложности порогов, относительно легкий подъезд и легкий выезд с маршрута. В реке водится много рыбы, в том числе ценных пород (кумжа), по берегам растет множество ягод.

Определяющие препятствия

Вид препятствияНазваниеКатегория трудностиДлина препятствия м.Уровень воды
порогЗахар3350средний
порогПадун3300средний
порогМежозёрный3250средний
порогСемиповоротный31500средний
порогКурки2300средний
порогФурфляй (Вайкульский каскад)3400средний
порогИмисев2  400средний
порогХирви3300средний
порогПаолла3350средний

Состав группы

п/пФамилия Имя ОтчествоГод рожд.Город проживанияопытОбязанности в группе распределение по средствам сплава
1Быков Олег Анатольевич1968Москва Писта Пшехашха-Пшеха Теберда- Малка ТумчаРуководитель,) Кат2- 2 капитан Го-Ша-2
2Капустин Антон Сергеевич1986МоскваХангарул  — Зун-Мурин – Утулик Нярма-Яха – КараЗавхоз, Кат2- 2 матрос Го-Ша-2
3Кузнецов Дмитрий Геннадьевич1977М/О Перетна-Мста   Протвахронометрист, Кат2- 4 матрос Таймтриал-2
4Бугров Юрий Владимирович1982М/ОПротваФото Кат2- 4 капитан Таймтриал
5Носов Олег Владимирович1980Москва Китой Кумир-Коргон-Чарыш, Тюгурюк-Кокса-Катуньфинансист, Кат2- 1 капитан К2 Red
6Смирнов Дмитрий Викторович1987Москва Китой Кумир-Коргон-Чарыш, Тюгурюк-Кокса-Катуньреммастер, Кат2- 1 матрос К2 Red
7Ланчиков Алексей Николаевич1986ПротвиноПистамедик, НК-1- 3 капитан  

Экипажи

В связи с основной целью похода – обучение слушателей, планировалась ротация экипажей в зависимости от ситуации, где главный упор делался на безопасность. Ближе к концу похода сформировались экипажи указанные в таблице.

Смирнов Дмитрий — Носов Олег
Быков Олег — Капустин Антон
Ланчиков Алексей
Бугров Юрий — Кузнецов Дмитрий

Основная часть отчёта

Общая идея похода

В связи с отменой похода на майские праздники на Северный Кавказ (из-за пандемии корона вируса), учитывая уровень подготовки слушателей (по сути 1 к.с), было решено силами помощников инструктора школы СУ провести поход на р. Писта.

Стратегия проведения похода заключалась в том, чтобы в конечном итоге экипаж Бугров Юрий – Дмитрий Кузнецов мог самостоятельно проходить препятствия 3 к.с. Для этого на начальном этапе похода слушатели шли на катамаранах с более опытными участниками, а на простых участках слушателей сажали на один катамаран. Так было до тех пор, пока не появилась уверенность в возможности прохождения ими препятствий самостоятельно. Страховку осуществляли силами двух экипажей с опытом 3-5 к.с

Особенности предпоходной подготовки

По сути, предпоходная подготовка проходила в школе СУ Пероского турклуба. Осенью выезжали на р. Перетна и Окуловский гребной канал, а в начале марта на р. Протва. Дальше вмешалась пандемия коронавируса и не было понятно состоится ли поход вообще, ибо на майские праздники поход на Северный Кавказ был отменён.

Варианты подъезда и отъезда

Заброску осуществляли от ст. Лоухи. До ст. Лоухи ехали поездом № 016А Москва – Мурманск отправлением из Москвы 0-41 Ленинградского вокзала, с прибытием на ст. Лоухи в 3-41. Для заброски воспользовались услугами Вадима на «буханке» 89214670037 почта vadim.27@mail.ru Есть прицеп. Стоимость заброски составила 10000р. От порога Поалла нас довёз он же за 15000р. На заброску и выброску с маршрута ушло примерно одинаковое время- около 5 часов. От г. Кемь ехали поездом № 15АМурманск- Москва с прибытием в г. Москва в 6-42 на Ленинградский вокзал.

Согласно постановлению Правительства РФ от 3 марта 2017 г № 252

В целях обеспечения безопасности туризма в Российской Федерации Правительство Российской Федерации п о с т а н о в л я е т:
1. Организациям и индивидуальным предпринимателям, оказывающим услуги в сфере занятия активными видами туризма на территории Российской Федерации, туристам и туристским группам, в том числе имеющим в своем составе несовершеннолетних детей, а также туристам с несовершеннолетними детьми, осуществляющим самостоятельные путешествия по территории Российской Федерации, не позднее чем за 10 рабочих дней до начала путешествия информировать территориальный орган Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по соответствующему субъекту Российской Федерации о маршрутах передвижения, проходящих по труднодоступной местности, водным, горным, спелеологическим и другим объектам, связанных с повышенным риском для жизни, причинением вреда здоровью туристов (экскурсантов) и их имуществу.

Заходим на сайт   МЧС России , справа «Онлайн регистрация», далее заполняем форму, ждём подтверждения, идём в поход периодически отзваниваясь сотрудникам МЧС

Аварийные выходы с маршрута

На маршруте есть 4 места, где относительно удобно можно сойти с маршрута или обратиться за помощью:

1) Мост через р. Писта (через 8 км после начала маршрута), примерно через 1 км после порога Падун. По этой дороге мы забрасывались на место стапеля. Движение по дороге не интенсивное, более оживленное летом и в выходные дни, расстояние до пос. Пяозерский составляет 37 км. В 2 км ниже моста по левому берегу есть деревня Кушеванда, где живут люди и можно найти машину.

2) Мост ниже озера Хирвасъярви. От моста до поселка Пяозерский ехать примерно 35 км в восточном направлении, до поселка Тихтозеро – 17 км в западном направлении.

3) Деревня Тихтозеро, расположенная на правом берегу озера Пистаярви. В деревне есть возможность найти машину.

4) Мост ниже озера Корпиярви. От моста до пос. Калевала ехать примерно 41 км в восточном направлении, до пос. Войница – 15 км в западном направлении. Движение на маршруте более интенсивное в летний период и в выходные дни. 

Сотовой связи на реке, нигде кроме места стапеля (1 деление Мегафона) и на мосту через реку Писта ниже озера Корпиярви (иногда бывает и 3 деления, как повезёт) замечено не было. Нам повезло, и удалось вызвать машину для отбытия в г. Кемь от антистапеля.

Безопасность на маршруте обеспечивали силами экипажей и подготовкой в школе БУ Перовского турклуба.

График похода, его изменения и их причины

План похода (заявленный)

датыдни пути         Участки маршрутакмспособы передвижения
1.08  1г. Москва- ст. Лоухи  1531  Поезд
2.082а/м ст. Лоухи- оз. Кимасъярви  – ниже п. Захар150/4Машина/ сплав
3.083ниже п. Захар – п. Падун3сплав
4.084п. Падун- п. Межозёрный12сплав
5.085П. Межозёрный – 2-й мыс по ЛБ оз. Пистаярви17сплав
6.0862-й мыс по ЛБ оз. Пистаярви – сразу после п. Семиповоротный14сплав
7.087днёвка0
8.088сразу после п. Семиповоротный – п. Петух8,5сплав
9.089п. Петух – п. Фурфляй10,5сплав
10.0810днёвка0
11.0811п. Фурфляй – п. Хирви11сплав
12.0812п. Хирви – п. Поалла14сплав
13.0813днёвка п. Поалла – р.Хирвийоки- п. Поалла11 
14.0814Антистапель- волок до лесовозной  дороги- г. Кемь1; 220Пешком автотранспорт
15-16.0816Г. Кемь- г. Москва1366поезд

План похода (осуществлённый)

ДатыДни путиУчастки маршрутакмСпособ передвиженияХВЧХВОпред. ПрепятствиеПримечание
1.08/ 2.081/2г. Москва- ст. Лоухи- оз. Кимасъярви- стапель-  Слив1531/150/ 4,5Поезд Машина сплав    1ч10    47м    п.Захар    Уровень воды- средний
3.083Слив- п. Падун2,5сплав1ч2030мп. ПадунУровень воды- средний
4.084п.Падун –  п. Межозёрный12сплав3ч422ч.35мУровень воды- средний
5.085п. Межозёрный –           о. Шуришари18сплав6ч.4ч.40мп. МежозёрныйУровень воды- средний
6.086о. Шуришари –п. Лужма8сплав4ч.452ч.35м   Уровень воды- средний
7.087днёвка0
8.088п. Лужма – п. Петух13сплав4ч.20п. Семиповоротный п. КуркиУровень воды-   средний
9.089п. Петух – п. Фурляляй11сплав2ч.452ч.03мп.ФурляляйУровень воды-   средний
10.0810днёвка0
11.0811П. Фурляляй – остров на оз. Корпиярви19сплав4ч.303ч.50мп. Имисев п.ХирвиУровень воды- средний
12.0812остров на оз.Корпиярви- п. Поалла5сплав3ч.3057мп.ПоаллаУровень воды- средний
13.0813п. Поалла – р. Хирвийоки – п. Поалла11пешком5ч.064ч.46м
14.0814П. Поалла – дорога/ г.Кемь1/220пешком/ машина1ч15   / 5ч301ч15/ 5ч30
15.08/ 16.0815/ 16г.Кемь — Москва1366поезд  

Техническое описание прохождения группой маршрута

Условные сокращения:

ПБ-             правый берег

ЛБ-             левый берег

ПП-             правый поворот реки

ЛП-             левый поворот реки

Кат2-          катамаран двушка

Н/К-           надувной каяк

ХВ—              общее ходовое время (включающее все остановки)

ЧХВ-           чистое ходовое время (ХВ минус остановки)

ОБ              Олег Быков

ДК              Дмитрий Кузнецов

ОН              Олег Носов

ДС              Дмитрий Смирнов

АК              Антон Капустин

ЮБ             Юрий Бугров

АЛ              Алексей Ланчиков

31 июля

23-00 – Встреча группы на Ленинградском вокзале г. Москвы

1 августа

00-41 – Отправление поезда № 16А Москва – Мурманск

2 августа

04-07 – Прибытие поезда на ст. Лоухи. Встали в очередь к пограничнику на оформление пропуска в   приграничную зону

05-35 – Отъезд на машине к месту стапеля

07-50 – 08-00 – Ожидание пропуска на погранпосту в р-не н.п. Пяозёрский

08-35 – Прибытие к месту и начало стапеля N 65°44′52.21″ E 30°23′31.98″ (исток реки Писта из оз. Кимасъярви).  Завтрак

13-30 – Окончание стапеля. Выход на скатку экипажей. По мере готовности экипажи выходили на скатку. Закончивший скатку экипаж готовил обед.

15-30 – Окончание обеда. Выход на маршрут

15-36 – 15-56 — п. Сакал (2 к.т). Осмотр с ЛБ. Прохождение ОН—ДС, ОБ—ДК, АК—ЮБ, АЛ

Олег Носов и Дмитрий Смирнов в п. Сакал
Олег Быков и Дмитрий Кузнецов.
Писта, п. Сакал.
Бугров Юрий — Антон Капустин
Ланчиков Алексей в пороге Сакал

16-02 – п. Захар. (3 к.т). Шли без осмотра с взаимной страховкой. ОН—ДС, АЛ, ОБ—ДК, АК—ЮБ,

16-40 – Слив. N 65°43′45.18″ E 30°26′30.89″ Здесь планировались занятия с «морковками», но из-за общей усталости  устроили ночёвку.

18-00 – Ужин

ХВ – 1ч. 10мин

ЧХВ – 47мин

Пройдено – 4,5км

 3 августа

07-30 – Общий подъём

07-40 – Завтрак

10-05 – 10-50 — Провели занятие по чалке в улове экипажем ЮБ—ДК. Страховал экипаж ОН—ДС. Выход на воду

Отработка чалки

11-01 – п. Змеиный. Шли без осмотра с взаимной страховкой ОН—ДС, АЛ, ОБ—ДК, АК—ЮБ

11-10 – п. Солёный. Шли без осмотра с взаимной страховкой ОН—ДС, АЛ, ОБ—ДК, АК—ЮБ

11-20 – п. Падун. Зачалились на острове между правой и левой протоками. Здесь у нас была ночёвка.

  N 65°43′25,55E 30°28′21,26

12-45 — Обед

13-40 – Осмотр левой протоки

14-20 – Тренировка по бросанию «морковки» (снаряжение, правила пассивной страховки, и т.д). Тренировка проходила сразу после основного слива возле улова на ПБ. Здесь потом мы страховали «морковками» шедшие порог суда.

16-00 – 16-30 – Прохождение п. Падун. Шли на разгруженных судах. Учитывая, что порог заканчивается озером, для первого экипажа выставили только пассивную страховку (опыт экипажа ОН—ДС 5 к.с). Далее этот экипаж встал на активную страховку в улове на ЛП у ПБ примерно в 200м ниже основного слива. Страховал экипажи «морковкой» ОБ. Кроме того, у нас было 3 рации. Порядок прохождения: ОН—ДС, АЛ, АК—ЮБ, ОБ—ДК. Суда оставили в этом улове

Олег и Дмитрий в пороге Падун
Пистайоки, п. Падун, Ланчиков
Капустин и Бугров проходят порог Падун на Писте
Быков Кузнецов

20-00 – Ужин.

ХВ – 1ч. 20мин

ЧХВ – 30мин

Пройдено – 2,5км

4 августа

07-30 – Общий подъём

07-50 – Завтрак

09-58 – Выход на воду. Т.к в этот день не планировалось проходить категорийные препятствия, то следуя первоначальному замыслу руководитель посадил на один катамаран (Таймтриал2) слушателей. На этот день получился походный порядок: ОН—ДС, ОБ—АК, АЛ, ЮБ—ДК

10-35 – А/М мост через Писту

10-45 – д. Кушеванда на ЛБ оз Шуванда

10-55 – 11-25 – отдых

12-20 – 12-40 – отдых

13-40 – остановка на ночёвку на ПБ (по ходу движения) оз. Мандуярви не дойдя до п. Межозёрный примерно 600 м. N 65°39′46.53″ E 30°30′24.39″ Стоянка на высоком берегу с костровищем. На окрестных болотах собрали для компота морошку

ХВ – 3ч. 42мин

ЧХВ – 2ч. 52мин

Пройдено – 12км

5 августа

07-30 – Подъём

07-48 – Завтрак

09-40 – Выход на воду

09-45 – Чалка на острове между левой и центральной протоками п. Межозёрный (3 к.т). Осмотр обеих проток. Левая оказалась мелкой.

10-35 – 10-53 – Прохождение п. Межозёрный. Страховка велась с воды в улове ниже порога. После осмотра, выработке траектории движения, решено доверить прохождение порога слушателями одним экипажем. Внизу их страховали 3 экипажа. ОН—ДС, ОБ—АК, АЛ, ЮБ—ДК

р. Пистайоки, п. Межозерный, Носов — Смирнов
Быков и Капустин в п. Межозёрный на р. Пистайоки
п. Межозёрный. Юрий Бугров — Дмитрий Кузнецов

11-40 – 11-50 отдых в конце оз. Хирвасъярви

12-08 – прошли мост

12-45 – 13-05 – отдых на входе в оз. Вихельтоярви

14-00 –14-10 – отдых на входе в оз. Пистаярви

15-40 – Встали на ночёвку на южном мысе о. Шуришари N 65°32′50.63″ E 30°32′47.80″ Замечательное место для стоянки, столик лавочки, песчаный пляж. Первоначальное место для ночёвки на 2-м мысе слева по ходу движения оз. Пистаярви N 65°32′58.28″ E 30°33′14.18″ было занято.

ХВ – 6ч

ЧХВ – 4ч. 40мин

Пройдено – 18км

6 августа

07-35 – Подъём

08-03 – Завтрак. Шёл дождь. Лениво было собираться в мокрую погоду, поэтому отложили выход на воду.

11-05 – Выход на воду. Решили вновь поменять экипажи. Юре захотелось пройти на Го-Ше с Олегом Быковым. Соответственно экипажи стали: ОН – ДС, ОБ – ЮБ, АЛ, АК – ДК (на Таймтриале).  Дул боковой восточный ветер

11-55 – 14-05 – остановка на отдых на маленьком островке чуть южнее д. Тихтозеро.  Но при посадке в Н/К АЛ от нагрева лопнула внешняя оболочка каяка. Отверстие оказалось длиной около 1,5 м. Ремработы заняли около 2-х часов.

15-50 – Остановка на ночёвку и днёвку на ПБ при выходе из Оз. Пистаярви, возле п. Лужма                                     N 65°29′05.07″ E 30°30′29.18″. Место хорошее. Уместится одна большая или несколько маленьких групп. Столики, лавочки, удобное место для судов, погрузки – выгрузки вещей.Первоначально планировалось сделать днёвку (N 65°27′21.86″ E 30°32′01.48″) сразу после п. Семиповоротный, но неуверенность Алексея, что шов выдержит на мощных валах порога, решили продолжить ремработы на днёвке до порога.

17-30 – Обед

21-10 — Ужин

ХВ – 4ч. 45 мин

ЧХВ – 2ч. 35мин

Пройдено –8км

7 августа

Днёвка N 65°29′05.07″ E 30°30′29.18″

Морошка
Грибы

8 августа

07-30 – Общий подъём

08-00 – Завтрак

09-04 – 10-40 – Ремработы. На Го-Ше2 отклеился штуцер

11-10 – Вышли на воду порядком от 6 августа ОН – ДС, ОБ – ЮБ, АЛ, АК – ДК

11-25 – Прошли с ходу п.Лужма. Капитанам на судах где были слушатели, была поставлена задача научить слушателей цепляться вёслами за валами, т.к предстояли пороги с большими валами и бочками.

11-40 – 11-50 – Прохождение походным порядком п. Семиповоротный (3к.т) с взаимной страховкой с воды.

12-07 – Прохождение п. Одинокое дерево походным порядком

12-10 – 12-23 – Отдых

13-38 – Остановка на отдых и осмотр п. Курки на выходе из оз. Муасъярви. Проход сначала вдоль ЛБ, далее через центр через бочку (наш байдарочник прошёл минуя бочку возле ЛБ), далее по струе

14-25 – 15-10 — Прохождение п. Курки. Первым прошёл экипаж ОН – ДС и встал на страховку, далее АК – ДК, АЛ, ОБ – ЮБ. Почти все экипажи катамаранов без скорости прошли бочку лагом цепляясь за бочкой веслами. Бочка позволяла.

п. Курки, экипаж Носов — Смирнов
Капустин и Кузнецов в п. Курки
Надувной каяк Каньон в пороге Курки
Экипаж Бугров — Быков в п. Курки

15-30 – Прохождение п. Петух. Прошли сходу, зачалились в улове за порогом на ЛБ.

Встали на ночёвку N 65°24′43.78″ E 30°32′39.51″. Хорошая стоянка прямо возле порога на ЛБ, песчаный пляж, столик, лавочки. Если пройти 20-30 метров по тропе ниже по течению, то на верхней полке откроется ещё лучшая стоянка с ровной большой площадкой, столиком, лавочками, местом для игр.

15-40 – 16-50 – Прохождение п. Петух самосплавом. Практическое занятие по работе с веслом в условиях самосплава, страховка с воды, залезанию на катамаран

Самосплав

17-00 – Обед

21-00 — Ужин

ХВ – 4ч. 20 мин

ЧХВ – 3ч.

Пройдено –13км

9 августа

07-30 – Подъём

07-50 – Завтрак

10-10 – Выход на воду. Отработка траверса струи. С этого дня и до конца похода слушатели шли одним экипажем на Таймтриале 2 ОН – ДС, ОБ – АК, АЛ, ЮБ – ДК. Страховали их экипажи с опытом 3-5 к.с

10-30 – Выход на маршрут

10-36 – Прохождение 2-х ступеней п. Грива (2 к.т) походным порядком

10-58 – 11-05 – отдых на входе в оз. Вайкульское.

12-20 – 12-35 – отдых на выходе из оз. Вайкульское

12-40 – Прошли разрушенный мост. Начало Вайкульского каскада

(п. ФурляляйN 65°20′48.01″ E 30°33′59.23″

12-55 – Прошли п. Фурляляй и встали на днёвку N 65°20′39.15″ E 30°33′54.21″на 2-м лбе на ЛБ.

 Экипаж ОБ – АК прошёл сразу основную бочку и встал в улове на ЛБ сразу за лбом. Песчаный пляж, удобно разгружать и загружать вещи на суда. Бочка не держит. Можно катать.

Фурляляй

14-30 – Обед

20-00 – Ужин

ХВ – 2ч. 45 мин

ЧХВ – 2ч. 03 мин

Пройдено –11км

10 августа

Днёвка. Весь день шёл дождь

11 августа

07-30 – Подъём

07-55 – Завтрак

09-45 – Вышли на воду

09-55 – Оставшиеся экипажи прошли Фурляляй. ЮБ – ДК, АЛ, ОН – ДС. Экипаж ОБ – АК был на страховке с воды

Бугров и Кузнецов в пороге Фурляляй

11-10 – 11-30 – Отдых перед п. Имисев (3 к.т) на ЛБ. Отличные стоянки как на ЛБ, так и на ПБ

11-40 – Прошли поочерёдно ОН – ДС, ОБ – АК, АЛ, ЮБ – ДК п. Имисев. Страховка была с воды. 2 ступени. Между ними улово на ПБ. Поток воды между двумя грядами камней. Высокие валы, бочки

12-01 – п. Талии (2 к.т). Осмотр производил только наш каякер. Короткий слив, бочка, валы. Шли походным порядком этого дня.

12-11 – подошли к п. Хирви (3 к.т). На ПБ на ЛП есть хорошая стоянка. На ПП река разливается и спадает ступенями образуя п. Хирви. За ступенями бочки. Требуются маневры. Осмотр обязателен.

12-20 – 12-30 прошли п. Хирви поочерёдно. Первый экипаж встал на страховку в улове за порогом на ПБ.        ОН – ДС, ОБ – АК, АЛ, ЮБ – ДК

13-10 – 13-20 – отдых на входе в оз. Корпиярви

14-10 – Остановка на ночёвку на острове N 65°13′55.61″ E 30°31′19.18″ Есть костровище, лавочки, условный столик

15-30 – Обед

20-00 – Ужин

ХВ – 4ч. 30 мин

ЧХВ – 3ч. 50 мин

Пройдено –19км

12 августа

07-30 – Подъём

07-55 – Завтрак

10-15 – Выход на воду. Походный порядок прошедшего дня

10-45 – Выход из озера левой протокой. Торчит железо. Лучше идти правой протокой.

10-52 – 11-12 – Остановка под А/М через Писту Сотовая связь есть в районе этого моста. Плохая и нужно искать.

11-30 – Прошли п. Таппара (сходу походным порядком). Встали на ночёвку сразу за ним на ЛБ. Разгрузили суда и пошли катать пор. Поалла (3к.т) 11-50 – 13-40 —  Катание на п. Поалла

Быков и Капустин в пороге Поалла
Бугров — Кузнецов

13-40 – Вернулись в лагерь. Антистапель N 65°12′06.65″ E 30°30′31.08″

ХВ – 3ч. 30 мин

ЧХВ –57 мин

Пройдено –5 км    

13 августа

08-30 – подъём

09-00 – Завтрак

11-30 – Выход на радиалку до оз. Хирвиярви. (в лагере остался Олег Носов)

14-02 – Мост через речку Хирвийоки N 65°14′55.97″ E 30°38′12.79″

16-36 – Вернулись в лагерь

ХВ – 5ч. 06 мин

ЧХВ –4ч.46 мин Пройдено –11 км    

14 августа

  08-00 — Подъём

  09-00 – Завтрак

  10-00 – 11-15 – Волок

  12-02 – 17-30 – Выброска на машине с маршрута до ст. Кемь

ХВ – 1ч. 15 мин

ЧХВ –1ч.15 мин

Пройдено –1 км    

15 августа

 06-37 – Посадка в поезд № 15А Мурманск – Москва в г.Кемь

16 августа

06-42 – Прибытие в Москву

Лоция (которой мы пользовались)

Время от предыдущего объектаК.тпрепятствиеОриентирыДлина порога мОписание примечания
10-62Порог  Сакал   N 65°44′40,02  E 30°23′57,07200Сходу по струе, избегая навала на правый берег на повороте. Мощные валы. Сразу за порогом — одинокий перекатик
20-63Порог   ЗахарN 65°44′16,09 E 30°24′09,32350Сложная система островов. Проход справа от «ключевого» острова. Прямо у острова — бочка. Правее бочки — чистый слив, но выносит на мель. После ещё одной ступеньки (чистый сливчик) выносит в озерко — стоянка на мысу-развилке, идти ПРАВЕЕ мыса — левее протока глухая..
30-25 Слив, слева от    островка.  Перед сливом — микроперекат на выходе из озерка.
40-52Порог «Змеиный» N 65°43′36,76 E 30°26′51250Чайникам можно посмотреть слева. По струе
50-52Порог СолёныйN 65°43′27,30 E 30°27′30,60250По струе
60-53Порог ПадунВскоре после «Соленого» виден скальный лоб на ПБ — там есть стоянка. Напротив лба — болотистый вход в левую протоку, правая протока журчит вдали шиверкой.   N 65°43′25,55 E 30°28′21,26300В правой протоке — косой вал и отлогая шивера. В левой — слив с бочкой, мощная выходная шивера. Перед сливом наваливает на правую скалу гораздо больше, чем кажется с берега. На выходе из шиверы (на левом повороте) держитесь левее — прижимает направо и сажает на обливняки. Осмотр обязателен Осмотр как с левого берега, так и с острова. Осмотр и страховка с острова нам понравилась больше  
70-30 2 моста, мелкая шиверка, маневры.  Через 5 минут — начало оз. Шуванда.
80-30 2 шиверыКонец оз. Шуванда, Через 10мин — начало разлива, еще через 25мин — конец разлива
90-5 Мост, порожек.  Сразу за мостом перекат, за ним порожек в двух протоках, в левой интереснее (с поворотом). Сходу по струе. Через 5 мин — оз. Мандуярви.
100-453Порог МежозёрныйНа выходе из оз. Мандуярви N 65°39′34 E 30°31′11,61250Три протоки, правая и центральная сливаются вместе. Если идти озеро у ПБ, видно бурлячку и шум только правой протоки. Там мелкая неинтересная шиверка, поэтому лучше сразу идти искать за кустами центральную протоку и чалиться к ее левому берегу. На входе слив, затем очень мощная шивера. Перед сливом наваливает направо на камень. Порог выходит в оз. Хирвасъярви. В нём лучше не заплывать в глубокие заливы у ПБ (они глухие), а плыть у островов(полуостровов).
110-30 Пара шиверок.Выход из оз. Хирвасъярви Через 10 мин. — пара перекатов, второй — с поворотом

12
0-20 Шиверка, мостПод мостом перекат  
130-15 шиверы  Сначала простая, затем с левого скального берега начинаются мощные. Солидные валы. Сходу. Через 5 мин после окончания — оз. Вихельтаярви. Вдоль правого берега, исток сразу не виден — искать его нужно за болотной травой, не уходя от правого берега.
140-20 Выход из оз. Вихельтаярви   
151-0 Оз. Пистаярви  На озере есть хорошая стоянка для днёвки (второй мыс слева) N 65°33′06,79″ E 30°33′22,25″
162-30 Выход оз оз. Пистаярви   
17сразу1Порог  ЛужмаНа выходе из оз. Пистаярви По озеру Пистаярви идти на ЮГ по компасу, острова не совсем совпадают с картой. На ПБ у выхода из озера есть стоянка. Валы. Идти сходу.
180-153Порог Семиповоротный  N 65°28′00.66″  E 30°31′20.41″1500Валы, камни, сходу по струе. Осмотр и страховка с берега малопродуктивны. Разумен проход парами — со взаимостраховкой с воды.
190-52Порог Одинокое дерево 100Проход справа (у ПБ) в чистый слив. За сливом высокий вал, затем выходная шивера.
201-252-3Порог  «Курки»N 65°25′29.65″  E 30°32′37.54″300Осмотр слева. Бочка на входе, обходимая слева, далее длинная шивера. Слева есть стоянка, так себе. Зато много отличных стоянок есть на длинной части оз. Муасъярви (после «Одинокого дерева»).
210-151Порог  ПетухN 65°24′42.48″  E 30°32′41.65″50Сходу по струе. Симпатичный вал («гребешок») очень высоко подкидывает однокорпусные суда… Хорошая стоянка на ЛБ.
220-5 шивера  Заметное сужение реки. Сходу про струе.
230-52Порог  «Грива».  Чайникам лучше осмотреть слева.N 65°24′28.74″  E 30°32′07.90″250Два острова, самой левой протоки вначале не видно, но идти надо именно по ней. Сходу по струе. Мощная шивера, бочки.
240-30 Озеро Вайкульское   
251-00 Выход из оз Вайкульское   
260-5 мост  Через 5 мин — длинная отлогая шивера, плавно переходящая в…
270-103Порог  Фурляляй (Вайкульский каскад)N 65°20′48.01″ E 30°33′59.23″400Крутопадающая подковообразная входная шивера, далее — остров с шиверами в обеих протоках, далее струя скользит по каменистому мысу ЛБ, там — глубокий улов, проходим мимо — струя БЬЁТ в следующий скальный мыс ЛБ, левее — глубокий улов — в нем и чалиться. На мысу — стоянка. Порог — эффектная, но слабая бочка у левого берега и чистый слив с валами правее неё. Один из немногих порогов, удобных для катания (сразу за бочкой — чалка в улове). Если не кататься в бочке и не фотографировать (на что я и выделил час), можно идти сходу по сливу. Бочка обходится легко.
281-05 Озеро Имисъярви  Узкая протока справа соединяет реку с озером. На карте показано наоборот — узкая река втекает в широкую протоку. Из-за этого мы проскочили Имисев и Талии приняв их за непонятные шиверы — ждали озера.
290-152-3Порог «Имисев».N 65°18′06.09″ E 30°35′14.29″300Шивера шиверой, можно и сходу идти, по струе. Мощная вода, валы. ВНИМАНИЕ ЧАЙНИКАМ на байдарках! Перечитайте ещё раз предупреждение! После него — две простых шиверы.
300-152-3Порог  ТалииN 65°17′36.16″ E 30°34′07.04″100Короткий перекат с очень мощными валами. Можно и сходу идти. За ним — простая шивера.
310-103Порог  ХирвиN 65°17′09.91″ E 30°34′02.32″300Простой перекат на левом повороте, и сразу за ним крутой правый поворот — чалиться к ЛБ. Бочки на входе, лучше просмотреть. Далее — шивера. На выходе — еще одна плита, но слив с воды хорошо виден.
320-35 Озеро Корпиярви   
331-05 Порожек на выходе из озера  Курс на правый край «зеленого поля». Несколько проток. Простые самая левая (у «поля») и правая. В центре — каменисто и противно.
340-5 А/мост через р.Писта   
350-15 Порог Таппара 50 
360-53Порог  «Поалла» Осмотр слева.N 65°12′11.35″ E 30°30′29.68″150Первая ступень — несложная горка с бочкой, сходу, за ней небольшой плес и вторая ступень, красивая и интересная. Стоянка на ЛБ. Сливы и бочки на любой вкус.
37  Начало волока от п. ТоппараN 65°12′10.13″  E 30°30′34.30″1000Начало волока затеряно среди туалетных троп. Можно пойти другим путём – от п. Поалла идти лесом строго на В до лесовозной дороги (около 1000 м), затем по дороге на С до кармана для разворота машин (тут обычно волок заканчивается) и уже по тропе идти в сторону п. Топпара сделав для себя метку на дереве возле Писты.

Потенциально опасные участки на маршруте

п. Падун — представляет сложность для прохождения не только для байдарки и каяка, но и для катамарана.

п. Семиповоротный (каскад шивер) — требует обязательного просмотра для всех типов судов. И организации страховки для байдарок и каяков, т.к. шиверы следуют одна за другой без плесов. Кроме того река на этом участке имеет большой уклон.

п. Поалла. — довольно мощные сливы, внизу второй ступени стоячая бочка.

 Кроме того, на маршруте полностью отсутствует сотовая связь, за исключением моста через р. Писта ниже оз. Корпиярви.

Материальное обеспечение группы

Личное снаряжение

В личное обязательное снаряжение участника входило: каска, спасжилет, стропорез, нижняя часть гидрокостюма, обвязка с усом для самостраховки, немуфтованный карабин, весло,.

Общественное специальное снаряжение

Катамараны 3, надувной  каяк 1, морковки 4, запасные вёсла 5, верёвки для причаливания 4, рации 3, SPOT X, навигаторы Gapmin 2 шт

Аптечка

По данным Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека Краснодарский край и Республика Адыгея не вошли в перечень административных территорий субъектов РФ, эндемичных к клещевому вирусному энцефалиту в 2018 году. (Приложение к письму Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 29.01.2019 № 01/1180-2019-27), однако на маршруте с участников группы было снято несчетное количество клещей, признаков болезни Лайма не выявлено. Прививки против клещевого энцефалита имелись у всех участников группы.

Состав ЛИЧНОЙ АПТЕЧКИ (рекомендуемый*)
     1Бинт стерильный, 2 шт.
    2Бинт эластичный, 1 шт.
    3Хлоргексидин
    4Рулонный пластырь, 1 шт.
    5Пластырь бактер. влагостойкий, 1 уп.
    6Обезболивающее
    7Ватные тампоны
    8Крем солнцезащитный
    9Крем для кожи
   10Репелленты от насекомых
   11Маска и перчатки в поезд !!!
   12Латексные/резиновые перчатки (работа с ранами)
   13Прочие средства на усмотрение
* содержимое аптечки подбирайте под свои потребности
Адреса медучреждений
1.ГБУЗ Лоухская ЦРБ
Советская ул., 55, п. г. т. Лоухи
+7 (81439) 5-16-98
2.ЦРБ Лоухская, Пяозерский филиал
ул. Дружбы, 22, п. г. т. Пяозерский
+7 (81439) 3-83-49
3.ЦРБ, Калевала
ул. Ленина, 23, п. г. т. Калевала
+7 (81454) 4-11-65, +7 (81454) 4-10-70
4.РБ № 1 ФАП деревня Вокнаволок
ул. Перкова, 18, д. Вокнаволок
+7 (81459) 9-57-34
5.Узловая больница на станции Кемь
ш. 1 Мая, 9, Кемь
+7 (81458) 4-30-33

Общественная аптечка

СредствоКол-воПримечания
Перевязочное и вспомогательное
1Бинт стерильный5Перевязочное
2Бинт эластичный1Фиксация при растяжениях
3Стерильные салфетки10Промокание ран
4Лейкопластырь бактерицидный10Порезы, ссадины, мозоли
5Лейкопластырь в рулоне2Фиксация повязок, порезы, ссадины, мозоли
6Салфетки кровоост.3Остановка капиллярных кровотечений
7Спиртовые салфетки10Дезинфекция
8Клей БФ-61Заклеивание порезов
Прочее
9Термометр1Измерение температуры
10Жгут1Остановка фонтанирующих кровотеченй
11Авторучка1Запись времени установки жгута и прочие пометки
12Ножницы1Прикладные задачи
13Пинцет1Извлечение инородных предметов
14Латексные перчатки2 парыРабота с раной
15Пантенол1Ожоги, потертости, трещины, опрелости
16Клещедерг2Удаление клещей
17Пакет целлофановый1Прикладные задачи
18Хлоргексидин1Антисептик
19Йод1Антисептик, наносится вокруг раны
20Левомеколь, мазь1Гнойные раны
Обезболивающее и жаропонижающее
21Диклофенак, гель1Обезболивающее, противовоспалительное
22Кетанов1 упСильное обезболивающее
23Пенталгин1 упОбезболивающее и жаропонижающее
24Ибупрофен1 упАртрит, боли в позвоночнике
25Финалгон, мазь1 упБоль в суставах и мышцах, сосудорасширяющее
Сердечно-сосудистые заболевания
26Корвалол1упПрофилактика сердечных заболеваний
Лор-заболевания
27Нафтизин, капли1 упНасморк
28Лазолван1 упЗаболевания дыхательных путей
29Фурацилин1 упПротивомикробное, в т. ч. для слизистых
30Нормакс, капли1 упУшные и глазные капли
ЖКТ
31Но-шпа1 упСпазмы
32Лоперамид1 упПротиводиарейное
33Фильтрум1 упАдсорбирующее
Аллергия
34Тавегил1 упАллергические проявления
Антибактериальные
35
Давление
36Фуросемид1 упПонижение давления, мочегонное

Ремнабор (общественный)

НаименованиеКоличество
1Ткань ПВХ0,5 м2 и обрезки
2Ткань кордура с 1сторонним покрытием1 м2
3Ткань газодержащая с 1 и с 2-х сторонним покрытиемобрезки
4Ткань резиноваяобрезки
5Клей для ПВХ горячий и холодный0,3 л
6Клей резиновый0,4 л
7Ацетон0,33 л
8Кисточка для клея 20 мм2 шт
9Ткань Х/Б (протирочная)0,5 м2
10Наждачная бумага («нулевка»)0,1 м2
11Проволока стальная 0,7 мм2 м
12Проволока медная 3 мм1,5 м
13Нитки капроновые толстые1 моток 50 м
14Нитки капроновые тонкие3 мотка 50 м
15Набор иголок (в том числе цыганские, сапожные)/наперсток1 шт
16Изолента8 мотков по 20 м
17Скотч армированный2 мотка по 25 м, 1 моток 50 м
18Скотч прозрачный5 мотков по 25 м
19Пассатижи с бокорезами2 шт
20Полотно ножовочное/держатель полотна2/1 шт
21Напильник четырехгранный1 шт
22Набор надфилей1 шт
23Ножницы1 шт
24Винты М3*15, М4*10, М4*30 с гайкамиПо 5-10 шт.
25Шурупы d4*1010 шт.
26Клей «Момент Кристалл»85 мл
27Отвертка с набором сменных бит1 шт
28Шило1 шт
29Сетка стальная сварная оцинкована с ячейкой 10 мм3 шт 15*15 см
30Пробки баллонов5 шт
31Штуцера баллонов3 шт
32Стропа 25 мм/ фурнитура3 м
33Шнур d 4 мм10 м
  Ремнабор судовой
 наименование
1изолента
2нитки
3иголки
4клей
5Ткань внешняя
6Ткань внутренняя
7напёрсток
8Запасные затычки
9наждачка

Итоги, выводы, рекомендации

Поход  состоялся. Травм и болезней не было. Погода нас тоже не подвела, светило солнце, были кратковременные дожди. На болотах поспела морошка, в лесу было полно грибов. Группа была очень хорошей. Выходили на воду в 10-00, что позволяло рано встать на ночёвку. У нас были участники по сути с опытом 1 к.с. Собственно под них разрабатывался график движения. Целью похода было – научить слушателей на безопасной реке в комфортных условиях премудростям походной жизни водника. Это удалось.

 Писта- замечательная учебная река. Но это не значит, что к походу не нужно готовиться, а она всё простит. В нашей группе было 3 участника с опытом 5 к.с, и в клубе слушателей мы готовили в осеннее – зимнее – весенний период. Единственным её минусом (а может и плюсом) является полное отсутствие сотовой связи. При этом на маршруте, как правило, находится довольно много групп, которые в случае острой необходимости окажут помощь. У нас также имелся прибор SPOT X  могущий посылать смс через спутники с геолокацией на нужные номера. Дорогая, но не лишняя штука в условиях полной автономки. Изменилась форма подачи уведомления пограничникам. Теперь не нужно посылать уведомление почтой России, а достаточно иметь на руках заполненную форму (лучше несколько экземпляров) и списки участников. Чтобы узнать нужную информацию по поводу подачи уведомления, достаточно зайти на сайт погранслужбы РФ

http://ps.fsb.ru/, найти на карте нужный регион, и позвонить по указанным номерам. Обязательным условием также является регистрация группы в МЧС и сделать это лучше не позднее чем за 10 рабочих дней до похода. Достаточно зайти на сайт МЧС и вы увидите кнопку электронной регистрации группы. Группе присвоят номер и укажут номера для связи. При выходе на маршрут нужно позвонить и сказать, что группа вышла на маршрут, а так же при завершении маршрута требуется звонок. В лоции довольно точно я указал координаты начала порогов и начало волока. Разница не превышает 5-10 метров. Координаты ночёвок  указаны в «Техническом описании прохождения маршрута». При подготовке к походу мы активно пользовались картографическим ресурсом nakarte.me В нём очень много карт разных масштабов и наполненности информацией. Также есть инструменты измерения расстояний и координат. Сотовая связь есть на мосту через Писту (нужно ходить и искать) чуть ниже оз. Корпиярви. Места для ночёвок. Они есть почти на всех порогах, все перечислять – места не хватит. На значимых- со столиками и лавочками, на некоторых даже есть тропы обноса. Как правило, при впадении реки в очередное озеро берега заболочены. И наоборот, при вытекании реки из озера, берега каменисты. По берегам озёр тоже много оборудованных стоянок.

Финансовые траты

 К-воСтоимость на 1 человека р.итого
Билеты туда7516536155
Билеты обратно7466332641
Билет на байдарку64202520
Логистика (автобусы, УАЗы)7357125000
Продукты и доп. траты7587941153
итого 19638137469

Картографический материал

Пистайоки Карта1
Карта 2
Карта 3
Открыть в PDFРаспечатать

Илья Култаев

Старший инструктор по водному туризму. Люблю ходить в походы и не только.

Вам может также понравиться...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

десять + 3 =

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.