Как выбрать байдарку

Открыть в PDFРаспечатать

В современном мире, даже бывалому воднику сложно выбрать себе байдарку, на столько велик выбор разнообразных моделей, да и вариантов использования туристских судов не мало. В данной статье попробуем разобраться, на что обратить внимание при выборе, и как выбирать, чтобы лодка радовала и использовалась, а не пылилась на полке.

Надувные каяки
В настоящее время, выбор зачастую делается в пользу надувных каяков и байдарок

Назначение каяка или байдарки

Для выбора оптимального для вас судна, предлагаем вам перейти к карте решений, и отредактировать ее под свои нужды и предпочтения, ну а для начала напомним немного теории, которая позволит совершить меньше ошибок при выборе.

И первое, с чем вам нужно разобраться, это для чего вы хотите купить лодку. Как и в каких условиях собираетесь ее использовать, хранить, возить, … Опыт говорит о том, что приобрести, да и даже сделать универсальную байдарку на все случаи жизни, практически невозможно. Ведь чем более универсальным получается судно, тем хуже оно себя ведет в каждом отдельном случае. Я знаю только один относительно универсальный вариант, и с ним вы познакомитесь в конце статьи, но и он придется по душе далеко не каждому ;-))

Если вам хорошо знакомы ходовые свойства байдарок и катамаранов, как они зависят от формы лодки, материалов и других свойств, смело переходите к карте решений. В противном случае, предлагаем пробежаться по всем теоретическим моментам статьи.

Ходовые качества

Ходовые качества, это возможности лодки двигаться вперед, маневрировать, оставаться на ровном киле в различных условиях. На сколько это для вас важно, решать вам. Лично мне не нравится плестись в хвосте, тратить много сил на рулежку или поддержание прямолинейности движения. Кроме отрицательных эмоций, плохие ходовые качества способствуют более быстрому утомлению и как следствие снижению общего уровня безопасности на берегу и воде.

Остойчивость

Остойчивость — это способность судна сопротивляться перевороту через борт за счет правильного распределения веса и поперечного профиля корпуса. Различают остойчивость веса, и остойчивость формы. Т.к. тяжелый киль на байдарки и каяки мало кто захочет установить, основным видом остойчивости для разбора в данной статье будет остойчивость формы.

За счет чего лодка может сопротивляться силам, пытающимся ее перевернуть? Из средней школы многие помнят словосочетание Архимедова сила. Т.е. сила выталкивания, возникающая при попытке вытеснения объема жидкости. Совокупность распределения данной силы по поперечному сечению корпуса и определяет остойчивость. Из рисунка видно, что при попытке накренить судно на один из бортов, выталкивающая сила под этим бортом становится больше чем под противоположным, и если эта разница достаточна для компенсации внешнего воздействия, то переворота не происходит, а в случае снятия возмущающих усилий, байдарка возвращается на ровный киль. (Занимает горизонтальное положение)

Остойчивость. Лодка на ровном киле
Остойчивость.
Лодка на ровном киле
Лодка с креном и распределение выталкивающих сил слева и справа от линии центра тяжести лодки с экипажем
Закусывание лодки набегающим потоком и ее остойчивость.
Закусывание лодки набегающим потоком и ее остойчивость.

На первый взгляд возникает соблазн, сделать байдарку широкой и с высокими бортами, чтобы не только повысить за счет этого остойчивость на ровной воде, но и противостоять «подкусыванию» на струе. Это когда набегающий на лодку поток воды с другой скоростью давит на борт и деку, пытаясь перевернуть судно. Однако такая лодка будет мало удобной для быстрой и комфортной гребли. Кроме того, для ее изготовления потребуется больше материалов, и она станет тяжелее и более объемной в транспортном виде. Здесь нужна мера.

Ну а если вы готовы потратить некоторое время на изучения кренов и эскимосского переворота, то широкие и пузатые борта вам вообще ни к чему.

Маневренность

Маневренность — это способность байдарки или каяка быстро изменять направление движения. Не стоит путать маневренность со склонностью к рысканью, хотя на первый взгляд понятия довольно близкие. Если лодка склонна к рысканию, то повернуть ее нос в нужную сторону будет проще, однако это еще только пол дела, для того, чтобы изменить направление движения, кроме того, что повернуть нос, нужно еще и придать ей движение в нужную сторону. И здесь оптимум находится где-то между короткой плоскодонкой, которая хорошо крутится на месте, но долго скользит по воде в туже сторону, что шла до поворота. И килеватым судном, которое при смене направления в котором смотрит нос, за счет формы корпуса начинает довольно быстро менять и направление своего движения.

Яркими представителями килеватых судов с довольно плохой маневренностью являются сияки. Лодки с ярко выраженными штевнями, препятствующими рысканью лодки при гребле и боковому сносу волной. Прямая противоположность сиякам лодки типа «Щука» и других подобных надувных конструкций, практически лишенные штевней, и имеющие малую длину и довольно широкое и плоское дно.

Байдарка надувная "Щука"
Байдарка надувная «Щука»
Каркасно-надувная байдарка "Вектор"
Каркасно-надувная байдарка «Вектор»

Одноместная Щука, почти вдвое шире и короче Вектора, и если первую умелый гребец может развернуть на 360 градусов с одного гребка и практически на месте, то на второй ему придется сделать значительно больше управляющих гребков, возможно помогая себе рулем.

А нужна ли каяку или байдарке хорошая маневренность? Все хорошо в меру, и в соответствии с текущими задачами! Так например меандрировать по узкой речке в верховьях, значительно приятнее на лодке с высокой маневренностью, а когда речка станет шире, а повороты реже и положе, вам может захотеться оказаться в менее маневренной лодке. Ну а пересекать большой водоем с волнением, на слишком маневренной лодке то еще занятие. Бывают случаи, когда поход начинается в одних условиях, а заканчивается в совсем других, и вам придется или искать байдарку с изменяемой «стреловидностью крыла», или на какой-то части маршрута мириться с тем, что лодка в данный момент не идеальна.

В качестве примера, можно привести сплав по весенней Клязьме до Менделеево. Где река в начале маршрута сильно петляет, а ее ширина местами меньше длины Тайменя, а уже к обеду вы доберетесь до довольно широкого и подпруженного русла.

Ходкость

Ходкость — это способность судна минимально сопротивляться движению вперед. Ходкость байдарок и каяков зависит от таких факторов как их соотношение длины к ширине, поперечного профиля в различных сечениях и материала днища. Ходкость, обратно пропорциональна силам трения о воду и волновому сопротивлению. И если первая часть имеет относительно линейные зависимости, то волновое сопротивление растет по кубическому закону. Т.е. чтобы увеличить скорость вдвое, вам нужно грести в восемь раз сильнее!

Какой из этого можно сделать вывод? Если вы собираетесь использовать лодку в одиночку, редко и на короткие расстояния, например для переправ в пешем походе, то вы вполне можете поступиться ходкостью в пользу минимизации веса и транспортного объема. В этом случае наиболее предпочтительной лодкой для вас может стать пакрафт.

Однако, если вы предполагаете сплавляться в группе и на значительные расстояния, то скорее всего вам захочется иметь лодку пошустрее. Т.к. мало кто любит сильно упираться и при этом отставать. Кроме того, накопившаяся за день или поход усталость, снижает общую безопасность похода и качество отдыха. Если конечно главная цель поездки не ломовой фитнес на пределе возможностей ;-))

Крейсерская скорость — это пожалуй главная характеристика ходкости байдарки, но к сожалению, практически ни в одном паспорте или описании вы не найдете этого значения. Что она характеризует? Крейсерская скорость — это скорость, которую может поддерживать экипаж на этой лодки в течение продолжительного времени. Например, в течение дня. Для каждой лодки это будет своя скорость. Как правило, у коротких и широких плоскодонок она ниже, а у длинных и узких килеватых лодок выше. При этом, если на первых вы с трудом будете разгоняться выше пяти километров в час, а на вторых без особого труда сможете поддерживать 7-10 км/ч.

Но! Собираясь на порожистую реку, где кроме ходкости на безопасность значительное влияние оказывает и маневренность, длинный и узки сияк будет не самым лучшим решением.

Всхожесть на волну

Если вы собираетесь проводить большую часть времени на малых и спокойных реках, то это качество лодки вас может не интересовать вовсе. Ведь если нет волн, то какая разница, насколько хорошо лодка на них взбирается. Но всё-таки если вы решили вдумчиво подойти к выбору лодки, то вам стоит оценить и этот параметр. Т.к. для обеспечения хорошей всхожести на волну, носовая часть лодки делается больше в размерах, а это лишние материалы, которые вы будете возить и хранить.

Где еще может пригодиться подобная форма? Широкими и объемными носами снабжаются крикинговые каяки. Такая форма позволяет не застревать носом в камнях, сплавляясь по крутопадающим, маловодным рекам.

Дека, или самоотлив?

Этим вопросом водники начали задаваться относительно недавно, с широким распространением надувных каяков и байдарок. И то и другое предохраняет объем кокпита от заполнения водой, но делает это по разному. Дека — препятствует ее попаданию, и зачастую требует использования юбок. А Самоотлив — способствует естественному удалению уже набранной воды.

Что лучше? И здесь опять решать вам. В лодках с декой и юбками теплее в холодное время года, но как вы уже догадались, материал на их изготовление вам придется носить с собой и хранить. Ну а самоотлив далеко не всегда быстро справляется со своей задачей, и некоторое время после того, как вы зачерпнете воды через борт, вы будете сидеть в луже. А это не только временами холодно и мокро, но и наносит существенный урон управляемости байдарки. Ведь управлять лодкой в пару десятков и пару сотен килограмм далеко не одно и тоже.

Ну а если вы не планируете выходит на воду в межсезонье и сплавляться по порожистым рекам, то возможно для вас будут лишними и дека, и самоотлив.

Загрузка лодки

Если вы собираетесь оттачивать технику водного туризма на слаломной трассе, кататься на лодке возле пляжа, или повышать свое умение в родео на бурной воде, то возможность грузить в лодку вещи будет для вас далеко не на первом месте. Значительно больше внимание вы захотите уделить ее маневренности и другим характеристикам. А вот в случае ПВД, или экспедиций, возможность погрузить нужное снаряжение и продукты становится более насущной задачей.

При загрузке вещей в байдарку или каяк немаловажную роль будут играть их конструкционные особенности. В каркасно-надувные байдарки вещи чаще загружаются в большом количестве мелких гермоупаковок, склеенных по формам и объемам внутренних пространств. В корпусных каяках основной объем груза приходится на кормовую герму, а в надувных судах с открытой палубой могут оказаться предпочтительнее драйбеги.

Данный параметр не является основным, но в зависимости от наличия герм и количества «любимого» снаряжения, вы можете склониться к выбору другого судна.

Удобство посадки и гребли

На этот параметр многие вообще не обращают внимания, до тех пор, пока затекшие ноги в новой лодке не начнут портить жизнь. Однако это банальный временный дискомфорт, и если своевременно выходить на берег и разминать ноги, организм довольно быстро привыкает, и к концу первого похода вы скорее всего не будете части и первыми проситься на берег.

Однако значительно важнее удобство посадки для гребли. Ведь если вы не сможете эффективно грести и рулить, то вы быстрее устанете, и меньше сможете. Кроме того, приобретете «дурные привычки» в виде неправильной гребли. Что этому способствует в первую очередь:

  • Широкие и высокие борта крайне вредны для правильной и эффективной гребли вперед
  • Удобная и высокая спинка тоже не дает научиться и привыкнуть грести правильно. Для справки, в гоночных лодках спинок нет вовсе, спортсмены опираются на весло, а такого количества времени как они, в лодке проводят крайне мало байдарочников.
  • Отсутствие пяточных упоров или отвратительное их исполнение не позволит вам передать усилие с весла на лодку.
  • Слишком низкая или высокая посадка. В первом случае вам придется излишне задирать весло, а во втором будет сложнее доставать до воды.
  • Мягкая банка. Если опять вспоминать про спорт, то банки в спортивных лодках делают из дерева, фанеры или пластика. Да, они не плоские, а анатомической формы, с вырезом под копчик, но специально делаются жесткими. Для лучшей передачи усилий на лодку и меньшего утомления.
  • Если вы предполагаете осознанные сплавы по порогам, то вам нужно учиться грести в бедренных упорах, иначе вы не сможете освоить применение кренов, а без этого вы не сможете в полной мере ощутить влияние и поведение струй.

Конструкционные особенности байдарок и каяков

Ну, что, в первом приближении с основными характеристиками судов разобрались, а как они изменяются в зависимости от типа судна, да и вообще, на какие группы можно разделить туристские каяки и байдарки?

Корпусные суда

Байдарки и каяки с жестким корпусом. Как правило, неразборные, но есть отдельные модели, собирающиеся из отдельных секций или по принципу оригами. Но основная масса корпусных судов это полиэтиленовые и композитные неразборные суда.

Прародителем данного класса судов являются долбленки, клинкеры, … Но, прогресс не стоит на месте, и сейчас доступны суда из более современных и легких материалов.

Пластик имеет значительно меньшее трение о воду и меньший вес при схожей продольной жесткости, и из него делаются большинство современных спортивных судов. Как для гладкой гребли, так и для гребного слалома. Однако эти суда довольно дороги и относительно хрупкие. По этому в туризме больше прижились лодки с жестким корпусом из толстого полиэтилена.

Данные материалы позволяют добиться почти любой формы, и ходовые качества лодок из схожих материалов в основном отличаются проработкой формы для тех задач, которые преследовал производитель. При этом есть возможность сделать лодки максимально узкими и удобными для гребли и управления в рамках предполагаемых задач.

Существенным минусом данных судов в наших реалиях, является то, что эти лодки крайне неудобно перевозить общественным транспортом. Однако если вы автомобилист, и ваши интересы не отходят далеко от автомобильных дорог, подобный тип байдарок и каяков является оптимальным, как для решения конкретных задач похода, так и для совершенствования техники гребли и понимания/чтения воды.

Каркасные суда

Поперечный разрез каркасной байдарки
Поперечный разрез каркасной байдарки

Каркасные байдарки и каяки это родоначальники вида в нашей стране. Эскимосы и жители нашего крайнего севера, не имеющие дерева в изобилии, веками использовали конструкции из костей и шкур животных для создания лодок.

Так как по этой схеме можно сделать простую и бюджетную лодку, доступную массовому и не очень подготовленному туристу, к второй половине прошлого века в разных странах было налажено производство каркасных судов. Многие из них бороздили речные просторы нашей страны. Старшему поколению водников ласкают слух Нептун, Салют, Таймень, выпускавшиеся заводом Салют в промышенных масштабах, и широко доступные в профкомовских турклубах и спортивных магазинах СССР. Чуть реже попадались Колибри, RZ-ки и прочие представители забугорных производителей.

Байдарка Таймень

Как вы догадались, кроме каркаса, в конструкции данной байдарки присутствует и оболочка, в простонародье именуемая «шкурой». Лодки этого класса в свое время считались достаточно компактными и легкими для перевозки в общественном транспорте. Обладали сносными ходовыми качествами и были относительно легкодоступны.

К преимуществам данного класса судов можно отнести их высокую обитаемость, в них можно нагрузить довольно много барахла, при этом не обязательно рассовывать все по узким щелям. Внутренний объем позволяет грузить довольно большие мешки.

К отрицательным чертам класса каркасных байдарок и каяков можно отнести их не самую оптимальную для маневрирования форму поперечного сечения и высокую склонность к пробою оболочек в местах контакта с элементами продольного и поперечного набора. При наезде на камень, камень и элемент набора работают почти как ножницы, и с легкостью пробивают отверстие, даже в усиленной леерами шкуре.

Кроме того, у старых лодок была прорезиненная шкура на ХБ основе. Которая требовала тщательной просушки, иначе быстро сгнивала, и рвалась при незначительном приложении усилий. Современные ткани меньше подвержены этим проблемам, особенно если добротная ПВХ ткань проклеена хорошим леером, однако качество алюминия в современных байдарках становится все хуже и хуже. Он легче мнется и ломается, собирать такие байдарки долго, особенно если их предварительно немного помять и познакомить с песком.

Но! У лодок этого класса есть один неоспоримый плюс. Они способствуют осознанному и аккуратному сплаву почти как слаломные каяки. Ведь если вы плохо ими управляете, вы вынуждены часто их ремонтировать ;-))

Несколько особняком стояли каркасные байдарки Питерского кустарного производства, в которых между набором и внешней оболочкой вставлялась толстая и крепкая пена. По характеристикам это получалась переходная модель между каркасными и каркасно-надувными лодками. Живьем мне подобные экземпляры давно не попадались.

Каркасно-надувные байдарки и каяки

С появления у водников интереса к ТВТ (соревнований по технике водного туризма) и развитием материаловедения в туристской среде появился класс каркасно-надувных каяков и байдарок. Наиболее распространенными стали двух и четырех-баллонные схемы.

Условный разрез четырехбаллоной байдарки или каяка слева, и двухбаллонная схема справа.
Из рисунка видно, что в случае двухбаллонной схемы в лодке может быть чуть больше полезного внутреннего объема, не занятого баллонами, а в случае четырехбаллоной конструкции минимизируется набор и достигается более удачная для маневрирования форма.

Что дают лодкам дополнительные надувные элементы?

  • Более гладкое и округлое поперечное сечение
  • Более натянутую шкуру
  • При правильном конструкторском решении частично снимают проблему «ножниц» при навала на камень
  • За счет применяемых материалов, в свое время получались легче своих серийных собратьев.

В результате, обладатель каркасно-надувной лодки приобретал почти идеальную для туризма своего времени лодку, которая при этом была разборной, более ходкой и маневренной чем эталонные на тот момент Таймени.

Однако шли годы, и водный прогресс не стоял на месте. Появлялись новые материалы и технологии.

Надувные лодки

Примерно во второй трети прошлого века, кроме ЛАСов и ПСНов (Лодка авиационная спасательная и плот спасательный надувной) водникам стали доступны и надувные байдарки Ласточка. Они отличались от Тайменей легкостью, однако имели довольно небольшой полезный объем, который почти полностью занимал гребец.

Надувная байдарка Ласточка

С началом перестройки, в стране появилось некоторое количество производителей туристического снаряжения следящих за спросом. Выпуск Тайменей хромал, а народ привык к лодкам, в которые можно погрузить много, в которых сложно перевернуться, кроме того, в надувных лодках набор отсутствовал как класс. А какое это удовольствие, собирать алюминиевые трубочки на морозе старое поколение водников еще помнит.

В общем рынок выкинул водникам большие надувные матрасы с огромными бортами. Да, их действительно было сложно перевернуть, но и прогресс водника, как и в случае с катамараном во многих случаях уже зависел не от тактико-технических навыков и знаний, а от объема и размеров лодки. Кроме того, широкая лодка с высокими бортами способна убить технику даже нормальному воднику.

В прочем и в этом классе были исключения. Например Смена, была по внешним обводам даже лучше Тайменя, ее последователи, различные модификации Ё, были еще ближе к обводам слаломника, и доказали, что надувная байдарка вполне может быть спортивной. Но, т.к. по законам рынка предложение определяет спрос, наибольшее распространение среди надувных судов на наших реках получили широкие диваны с высокими подлокотниками.

Надувная байдарка Смена имеет боковые баллоны с перемычками, что делает ее одной из самых узких надувных байдарок
Надувной каяк Ё. Эта надувная лодка максимально близка к обводам слаломника, и если вы хотите учиться, а возить с собой слаломник не представляется возможным, то эта лодка может стать удачным выбором
Типичный представитель надувных диванов с самоотливом. Большая закаячка и как следствие плохая курсовая устойчивость. Хотите научиться грести прямо? Заведите себе такую лодку, и когда научитесь, любая другая покажется вам слишком неповоротливой ;-))

В общем случае, надувные каяки и байдарки легко собираются, их сложно пробить, но приобретая наиболее распространенную пузатую модель, вы откладываете свой рост в плане техники и тактики в долгий надувной ящик. К сожалению, мало кто из новичков об этом задумывается. А после того, как дорастет на такой лодке до четверки, пересаживаться на слаломный каяк способны немногие. Ведь на нем придется учиться ходить заново, с малых категорий. Вот и получается, что логичным решением для повышения категории становиться не повышение знаний и техники, а приобретение большого катамарана, позволяющего повышать категорию еще выше своих собственных возможностей.

Варианты компоновки надувных элементов судов различаются от конструкции к конструкции, но наиболее распространены следующие:

Поперечный разрез надувной лодки с самоотливом. Ватерфляй, Каньон, Одиссей, …
Условный разрез надувной лодки без надувного дня. Например Щуки, Тайги, … или пакрафта

Несложно заметить, что при появлении у байдарки надувного дна у нее появляется некоторая килеватость, а центр тяжести приподнимается вверх, что отрицательно сказывается на остойчивости формы, но позволяет более комфортно сидеть в пустой лодке (если она не оборудована банкой). Кроме того, наличие надувного дна снижает вероятность повреждений, возникающих при контакте груза с подводными камнями.

Однако пытливый глаз может заметить, что если у лодки с самоотливом, гребцы и грузы находятся выше уровня воды на надувном дне, то стоит ли носить и возить с собой надувные борта? С одной стороны, большие надувные борта создают дополнительную остойчивость и добавляют уверенности, с другой, они добавляют парусности и сопротивления о воду, и несколько мешают правильно грести.

Несколько особняком в классе надувных лодок стоят пакрафты. Эти надувные мини диванчики делаются из наиболее тонких и легких материалов, ввиду чего чрезвычайно компакты и крайне полезны в пеше-водных походах, где они не успеют испортить вашу технику, но и с переноской проблем не составят.

Ну и относительно недавно появился новый класс надувных матрасиков без подлокотников. Пока он представлен на рынке только одной моделькой, под названием Лагуна, однако на ее прародителе, я научился держать баланс лучше, чем на слаломном каяке.

Хотите еще больше ускорить свое обучение в ПВД? Закажите себе нечто подобное

Удобства транспортировки и хранения

Здесь все просто. Чем компактнее и легче лодка, тем проще ее перемещать в пространстве. Но если ваша цель реки высших категорий, то вам вероятно придется поступиться этим параметром в пользу более подходящего для этих рек судна.

Надежность и ремонтопригодность

У современных байдарок и каяков с надежностью и ремонтопригодностью все относительно нормально. Если же вы решили приобрести судно с историей, то наличие резиновых внутренних баллонов и внешней шкуры из ПВХ, приведет к необходимости возить лишний тюбик клея, т.к. не все универсальные клеи хорошо держатся в походных условиях и на резине и и на ПВХ.

При наличии шкуры из хорошей лодочной газодержащей ткани и аналогичных заплаток, латать монобаллон не сложнее ремонта шкуры каркасной байдарки. А зачастую даже легче, т.к. ничего не нужно разбирать, и ни куда подлезать.

Полиэтиленовые суда наиболее устойчивы к пробоинам и потертостям, а надувнушки не сильно уступают им в этом.

А как же собственно выбирать?

Если вы дочитали до этого места, или перешли сразу к нему по ссылке, значит вы понимаете, что однозначно сказать, что вот эта лодка самая лучшая, невозможно. Для каждой комбинации участник-маршрут-погода-… будет своя оптимальная лодка, и вам придется решить, или вы выбираете одну лодку, которая наиболее подходит для тех условий, в которых вы оказываетесь чаще всего, а в остальных случаях вы будете мириться с ее недостатками Или вам нужно иметь целый парк лодок под разные задачи.

Карта решений по выбору каяка или байдарки

Все это удобно сделать в табличном виде, где с одной стороны расположить интересующие параметры, а с другой подходящие на первый взгляд модели. 

На пересечениях желательно указывать значимость данного параметра для вас. 

В итоге, по каждой модели из выбора у вас сформируется сумма, размеры которой будут характеризовать ее привлекательность для вашего выбора.

Для примера, в табличке выбора каяка для ПВД в межсезонье указаны не конкретные модели, а классы судов. Вы можете выбирать последовательно из классов, а затем уже по моделям, или сразу прикинуть из тех моделей, что понравились в сети или на воде.

ХарактеристикиКаяк надувнойКаяк слаломныйКаяк полиэтиленовыйКатамаран
Маневренность5544
Ходкость4443
Ширина прохода4552
Компактность5334
Скорость сборки4553
    
Итого:22222116
Пример выбора каяка для ПВД в межсезонье

Ну и не забудьте добавить в карту решений лодки на которых ходят в вашей группе. Ваша лодка не должна оказаться сильно хуже. Не по тому, что засмеют, а по тому, что вы будете слишком много уставать, и вам будет не до отдыха!

Универсальная байдарка

К сожалению, это почти миф. Вы можете найти байдарку, которая будет середнячком во многих условиях, но найти байдарку или каяка, которая будет лидировать по характеристикам в нескольких вариантах эксплуатации невозможно, т.к. ходкость и маневренность практически противоположные качества.

Надувная байдарка Лагуна
Надувная байдарка Лагуна
Наш катамаран на Калге
Парусный катамаран из двух прототипов Лагун

По моему мнению, наиболее универсальная на текущий момент модель, это Лагуна, от Вольного ветра. Она достаточно ходкая и управляемая, а в случае повышения категории или желания прогуляться под парусами, из пары Лагун можно сделать кат. Однако для вас оптимальной лодкой может оказаться слаломник или сплавной полиэтилен, а возможно даже надувной диванчик с подлокотниками.

В настоящее время, ТаймТриал разрабатывает по нашему заказу следующую версию подобных лодок, и у вас есть возможность присоединиться к заказу.

А когда универсальность не нужна, то лучше выбирать уже внутри классов.

Пакрафт — Средство для переправ и выброски в пеших или пеше-водных походах

Пакрафт
Традиционный пакрафт

Исходя из материалов и концепции, традиционные пакрафты имеют наименее приспособленную форму для оптимизации ходовых качеств, зато они самый легкие и компактные среди туристских средств сплава. Ну а если производители начнут делать их в более традиционных обводах, позволяющих перемещаться по воде быстрее, желающих их приобрести будет значительно больше. Ждем появления подобных решений!

Каяк или байдарка для походов выходного дня (ПВД)

Здесь многое будет зависеть от наличия у вас автомобиля и возможности доехать на нем до нужных вам водоемов. Вам могут подойти и слаломный или сплавной каяк, надувная или каркасно-надувная байдарка, и даже катамаран.

Кроме упомянутой выше Лагуны, разумным выбором для ПВД мне кажутся лодки типа Илексы, хотя на вкус и цвет, …

Байдарка или каяк для походов 2-3 категории сложности

Выбирая байдарку для походов второй-третьей категории сложности, я бы не рекомендовал выбирать слишком пузатую лодку. На шестерку вы на ней все равно не пойдете. В этом случае, вы не только будете носить лишнее, но и будете медленнее учиться. Хотя, распределяя в предложенной выше табличке важность обучения как мало необходимую, можно получить совсем другой вывод ;-))

Лодки для озер и морей (Сияки)

Сияк серфит на волне

Здесь больше всего на выбор будут влиять ваши логистические возможности и возможности хранения. На воде предпочтительнее будет пластики или полиэтилен, а в перевозке общественным транспортом и хранении каркасные одноклассники.

Каяки и байдарки для походов 4-6 к.с.

Полиэтиленовые байдарки превосходят каяки по проходимости, но требуют не только индивидуальной техники, но и слаженности работы экипажа

Да, каякам и байдаркам доступны и реки высших категорий сложности. Главное чтобы технический и физический уровень туриста соответствовал реке и лодке. Чаще всего на этих категориях встречаются полиэтиленовые сплавные лодки, но при наличии большого опыта и недостатке средств есть удачные случаи прохождения рек высших категорий сложности и на КНБшках. Правда в составе лучших групп страны.

Каркасно-надувная байдарка

Учимся управлять каяком и байдаркой

Ну, что, лодку выбрали? Хотите научиться ей управлять? Записывайтесь в наши туршколы, на лекции и мастерклассы, присоединяйтесь к нашим походам. Если не нашли списка наших ближайших мероприятий, но готовы принять в них участие, постучитесь в форму обратной связи ;-))

Открыть в PDFРаспечатать

Илья Култаев

Старший инструктор по водному туризму. Люблю ходить в походы и не только.

Вам может также понравиться...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

16 − 2 =

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.