Калга и Белое море 2019
Оглавление и разделы
Почему Калга?
Калга — это одна из многих карельских рек, несущих свои воды в Белое море. В конце лета — начале осени у нас было немного свободного времени и желания поснимать в данном регионе.
Что из этого получилось и почему, вы скоро узнаете из отчета, который готовится и будет доступен на сайте. А пока немного предыстории.
Итак, пара представителей турклуба Перово решила продлить сплавной сезон еще на пару недель и бюджетно провести время еще в одном регионе России.
Не смотря на то, что группа получалась небольшой, интересы совпадали не полностью, но во многом дополняли друг друга.
Немного покопавшись в памяти, я предложил взять за основу похода маршрут по Калге и Белому морю. Этот маршрут проходим не только летом, но и в начале сентября. И отличается от большинства карельских маршрутов тем, что соотношение текущая река / озеро, смещено в сторону текущей реки, а не в сторону озера.
Выход в Белое море осуществляется через Калгалакшскую губу, в которой много островов и она довольно мелкая, что позволяет в полной мере ощутить мощность приливно-отливных течений.
Ну, а само Белое море — это большой аквариум с красивыми берегами. В общем, можно получить заряд эстетического удовольствия, особо не напрягаясь.
Парусное вооружение
Однако, не напрягаясь мы не умеем. И несмотря на то, что между походами было всего полтора десятка дней, было решено снабдить наше средство сплава парусным вооружением. Ведь на озерах и в море бывает ветер и плевать, что его обещают встречным, прогнозы ведь врут ;-))
Ну, а раз парусное вооружение, то и выбор из имеющихся надувных каяков, байдарок и катамаранов, сместился в сторону маленького риданного катамарана. Который обладает низкой осадкой, что хорошо для мелких осенних карельских рек. Кроме того, позволяет довольно быстро перемещаться на веслах, легко собирается и мало весит.
Экспресс-изучение сети Интернет показало, что бюджетные предложения дооснастить катамаран парусным вооружением отсутствуют и в ход пошла туристская смекалка, предыдущий опыт и руки, которые раньше любили заниматься творчеством.
Материалы:
В ближайшем строительном магазине был приобретен кусок пароизолирующей мембраны на 600 рублей (большая часть которого осталась дома), а в домашнем хозяйстве были найдены кусок фанеры для шверта, стропы для окантовки паруса, нитки, …
Чуть позже пришлось докупить немного яхтного лака и алюминиевого погонажа для шкаторин. Ну и пополнить запас веревочек различного диаметра.
Для экономии времени на стапеле, облегчения транспортного веса и минимизации размеров посудины на первой части маршрута, было решено взять с собой пару алюминиевых поперечин и готовый узел крепления шверта к одной из них.
Парус мы сшили сами, с привлечением дружеской помощи, т.к. в одиночку это делать крайне неудобно.
На фото даже видно из какой именно мембранки он сделан. Если кому интересно, общая площадь около 3,5 м2, вес порядка 600 г.
Маленькие хитрости:
На первой части маршрута нам должны были попадаться низкие мостики, была высока вероятность встречи с нависающими над рекой деревьями, да и ширина реки в конце лета могла быть совсем не большой. Поэтому кат был собран поуже, без дополнительных креплений для мачты и установки шверта.
Парус на фото выше лежит в чехле от рамы, привязанном к первой поперечине.
Посадка на кат в этом походе была «Сибирская». Т.е. на пятой точке, т.к. барахла и так было много и тащить с собой еще и и упоры на почти осеннюю речку второй категории сложности было излишеством.
Ну, а на березе над катом висит предупреждение о желательности просмотра следующего препятствия. Мусор, конечно, но снимать не стали, вдруг кому-то поможет избежать неприятностей.
Кат начинает обрастать парусным вооружением. Первая версия мачты оказалась немного слабоватой, и ее макушка гнулась, да еще и в не совсем удачную сторону. Пришлось переставить.
Шверт устроен так, что может вращаться вокруг поперечины и на мелких участках может быть вовсе извлечен из воды. Данная способность крайне пригодилась в походе: как при подходе к мелкому берегу, так и при пересечении подводных продолжений мысов и островов.
Процесс установки мачты доступен одному человеку, хотя вдвоем, конечно, удобнее ;-))
Фотографии катамарана
С техническим отчетом можно познакомиться по ссылке