Калга 2019

Открыть в PDFРаспечатать

Отчет о прохождении водного туристского спортивного маршрута II к.с. по Северной Карелии (р. Калга), совершенном в период с 22 августа по 7 сентября 2019 г.

ФСТ-ОТМ Маршрутная книжка № П-10

Руководитель: Григорьева О.О.

  Маршрутно-квалификационная комиссия рассмотрела отчет и считает, что путешествие может быть зачтено всем участникам и руководителю второй категорией сложности.  

Содержание.

I.Справочные сведения о походе

Характеристика района и маршрута похода

II.Содержание отчета

Общая смысловая идея похода (путешествия), его необычность, уникальность, новизна и т.п.

Общая характеристика активной части маршрута

Варианты подъезда и выезда с маршрута

Аварийные выходы с маршрута

График движения

Изменения маршрута и их причины.

Техническое описание прохождения группой маршрута

Картографический материал

Сведения о материальном оснащение группы

Особенности организации питания и рекомендации

Выводы и рекомендации

I.Справочные сведения о походе

  1. Проводящая организация: Турклуб Перово (РООСРМТ Туристский клуб). Москва, ул. Металлургов, д. 5. Тел. +7 (499) 686-13-86, http://www.tk-perovo.ru http://tcperovo.ru
  2. Район похода: Северная Карелия
  3. Вид туризма: водный
  4. Категория сложности похода: вторая
  5. Нитка маршрута: ст. Энгозеро — оз. Энгозеро — р. Калга — дер. Калгалакша — Белое море — губа Домашняя — ст. Кузема
  6. Сроки похода: 22.08.19 — 07.09.19
  7. Продолжительность активной части похода: 16 дней, ходовых — 13
  8. Протяженность активной части маршрута: 165 км
  9. Маршрутная книжка: П-10
  1. Определяющие препятствия маршрута:
Вид препятствияК.т.Длина препятсвия (км)Характеристика препятствияПуть прохождения
Порог20,4Грива. Шивера, выбирающая все 7 метров падения этого участка реки, расположенная в каньонообразной теснине с 4 поворотами и двумя сливами.Тропа осмотра идет по правому берегу, начинаясь после 50–метровой предпорожной шиверки. В конце тропы есть хорошая большая стоянка, на противоположном берегу стоянка с баней.Вход по центру, затем по струе  Осмотр с воды.
Порог20,45Коверокоски. Представляет собой 450–метровую шиверу с двумя крутыми поворотами, узкими сливами между камней. Осмотр справа. Справа же на пороге памятник туристу, погибшему в июле 1981 г. Антону Голяновскому, иногда порог так и именуют.Проход под ПБ. Далее – по центру с уходом под ПБ для прохода 2–й ступени. После последнего поворота – ближе к ЛБ.Осмотр ПБ .
Порог20,5Офицерский. Это полукилометровая крутопадающая шивера с резкими поворотами русла, сложным судовым ходом, осложненным навалами на большие камни. Осмотр с обоих берегов. В высокую воду проводка лодок почти исключена. Тропа обноса слева. Под порогом возможна стоянка на 2–3 палатки на травянистой поляне.Вход – под ЛБ с лавированием между камнями. Осмотр ЛБ.

Характеристика района и маршрута похода.

Географическое положение. Физико-географический район похода — Северо-запад России. В нем выделяется туристский район — Карелия и Кольский полуостров. В свою очередь этот туристский район подразделяется на три подрайона: Южная Карелия, Северная Карелия, Кольский полуостров. Каждая из частей имеет свои нюансы. Поскольку маршрут похода пролегал по Северной Калерии, сконцентрируем свою характеристику именно на ней.

Западная граница подрайона совпадает с государственной, северная проходит в районе 66-й параллели, тяготея к административной границе между Мурманской областью и Республикой Карелия, но не совпадая с ней. Восточная граница омывается Белым морем, и пролегает по кряжу Ветреный пояс. Южная граница — это граница таежных и среднетаежных лесов; расположена на уровне оз. Сямозеро. Административно территория делится между Лоухским, Калевальским, Кемским, Беломорским, Муезерским и Сегежским районами Республики Карелия.

Рельеф. Территория Северной Карелии расположена на восточной части одной из самых древних структур земной коры — Балтийском щите.

Первоначально в процессе гороразрушения здесь образовалась равнина, в сбросовых котловинах возникли большие озера и Белое море в трещинах разломов заложились русла рек. Генеральное направление продольных осей сбросовых котловин, разломов и остатков древних горных хребтов с СЗ на ЮВ. Эту особенность рельефа удобно использовать для ориентирования.

Общий наклон равнины к Белому морю. На западе равнины отроги хребта Маанселькя, в т.ч. Западно-Карельская возвышенность. Наивысшая точка района — 578 м. На востоке с юга до середины Северной Карелии (по линии Юг — Север) из Архангельской области выползает кряж Ветренный пояс с высотами за 300 м.

Чем севернее, тем чаще выходы кристаллических пород (гряды до 250-280 м). На западе наибольшая расчлененность рельефа.

Большую часть территории Северной Карелии занимает Верхне-Кемская впадина — открытое на восток понижение со средней высотой 100-120 м. В ее пределах находится группа крупных озер — Куйто и Нюк.

Второй этап формирования рельефа — ледниковый период. В результате «утюжки» ледником скалы приобретают сглаженные мягкие очертания, а в результате таяния возникают мощные песчаные, песчано-гравийные и состоящие из более крупных обломков отложения. Мощность наносных пластов выражается десятками метров.

В конечном итоге возникли следующие ландшафтные элементы Северной Карелии:

  • бараний лоб (выглаженные ледником скалы);
  • курчавые скалы (скопления бараньих лбов);
  • сельга (скальные выходы, имеющие как правило продолговатую форму);
  • камы (большие холмы, сложенные обломочным материалом, который копился в ямках ледников);
  • зандры (песчаные поля в устьях бывших ледниковых рек и ручьев);
  • озы (песчаные и песчано-гравийные гряды высотой до 40 м — берега бывших ледниковых ручьев и рек).

Из этого следует следующее:

  • камни обкатаны, острые твердые скалы сглажены, следовательно, можно не бояться, что любое соприкосновение с ними чревато серьезной аварией для лодок и опасной рваной раной для людей;
  • поскольку горы старейшие, то водопады — редкость, а пороги локальны.
  • поскольку маршрут удален от максимальных высот и проходит по местности, характеризующейся средней расчлененностью, то возможны протяженные болотистые участки, проблемные для организации ночевок.

Климат района умеренно континентальный с чертами морского. Продолжительность безморозного периода — 80 дней в году. В среднем каждый второй день пасмурный. Наибольшая облачность на берегах морей. Часты западные циклоны. Годовой объем осадков около 450 мм. Лето начинается во второй половине июня. Средняя продолжительность светлой части дня в августе — 16 часов. Средняя июльская температура 14,5-15 градусов. Преобладают ветра восточных румбов. Осень наступает в середине августа.

Это означает:

  • есть надежда на благоприятный ветер на Белом море и в губе Домашняя.
  • западные циклоны — это туманы на море, следовательно, необходимы резервные дни;

Растительность. Весь район — зона северотаежных лесов, что означает господство сосны. Из лиственных распространены пушистая и бородавчатая береза, осина, ольха клейкая. Кустарники: голубика, багульник, болотный мирт, можжевельник. Нижний ярус растительности: зеленые мхи, черника, брусника, ягель, вереск (преобладают); морошка (распространены); травянистые растения (редко встречаются, характерны лишь для выгоревших участков и для районов человеческой деятельности).

Болота занимают 30% площади. На болотах растут кустарники, осоки, камыши, хвощи, голубика, морошка, клюква, багульник, сфагновые мхи.

Скалы покрыты лишайниками и мхами. В расщелинах и понижениях скал — скальные папоротники и цветковые растения.Повсеместно распространены грибы.

Для нас важны следующие выводы:

  • с дровами проблем быть не должно;
  • если будет рыба, то будет на чем коптить (ольха).

Фауна. Звери: белки, заяц-беляк, ондатра, бобр европейский, бурый медведь, волк, рысь, выдра, норка европейская, лось, тюлень. Птицы: наиболее распространены воробьиные; часты рябчики, тетерева, глухари, ястребы, совы; встречаются орел-беркут, болотный лунь. Из водоплавающих повсеместно распространены утки, гагары, кулики, чайки. Есть гусь. Рыба: сиги, лосось, корюшка, семга, куличка, щука, окунь, плотва, язь, лещ, налим, судак, ряпушка, хариус, форель, треска, камбала, навага.

Район — царство кровососущих насекомых, поэтому необходимо включить в список личного снаряжения репеллент.

На маршруте часто встречаются гнезда диких пчел.

Гидрография. Белое море — обширный залив Северного Ледовитого океана. Побережье Северной Карелии скалистое: море здесь глубокое. Амплитуда колебаний уровня воды более 2-х метров. 

Множество бессточных озер. Множество озерно-речных систем. Для озер характерны острова. Берега разнообразные: скалы и болота чаще, песчаные пляжи реже. Часто береговые мысы и острова имеют мелкосидящие подводные гряды — продолжения.

Относительно малая длина рек в сочетании с заметной разницей высот истоков и устьев обусловливает значительный уклон, который «разбирается» обычно порогами-ступеньками.

В общей сложности озера и озерно-речные системы занимают около 1/3 поверхности района. Наиболее крупные системы: Кемь, Кереть, Пистайоки, Тумча, Охта, Кузема, Воньга, Беломорская Шуя, Калга, Ундукса. Характер питания рек — смешанный. Половодье невысокое (до 2 м). Распределение стоков по летним месяцам (в процентах к семилетнему): июнь — 130-140, июль — 80-90, август — 80-75.

Туристские возможности района. Обширная малонаселенная территория, любое место которой легко и недорого доступно. Экологически благополучный район. Разнообразные и привлекательные ландшафты. Наличие архитектурных шедевров мирового значения (Преображенский собор в Кеми, ансамбль Соловецкого монастыря). Археологические памятники (сейды, петроглифы, лабиринты). Интересные природные объекты: водоскаты и водопады Куми и Дюррико на Войнице (13,6 м и 7 м), Кивакка на Оланге (12 м), Большой Падун на Винче (около 18 м).

Акватория Белого моря позволяет совершать сложные парусные походы.

Реки Тумча, Кутаийоки, Пистайоки, Войница, Охта, Кереть, Тарасайоки, Поньгома, Вонька, Калга, Ундукса позволяют совершать водные походы 2-ой, 3-ей и 3-ей с элементами 4-й категории сложности.

II.Содержание отчета

Общая смысловая идея похода (путешествия), его необычность, уникальность, новизна и т.п. 

Основными целями похода были: рыбная ловля (точнее употребление в пищу пойманной рыбы), собирательство (грибы, ягоды) поддержание и совершенствование  техники и тактики сплава, и испытания парусного вооружения катамарана.

Общая характеристика активной части маршрута

Активная часть маршрута проходит по р. Калга и Белому морю. Р. Калга — типичный представитель карельских озерно-речных систем. Протяженность озерно- речного участка в сумме равняется 60 км, а морского-80 км.

Средний расход воды (оцененный путем сравнения с другими реками этого района: Воньгой, Поньгомой, Куземой) близок к 8-10 куб. м/сек в истоке и 12-15 куб. м/сек в устье Калги. Средний уклон межозерных участков — 1,37 м/км; берега вдоль рек и озер в значительной части заболочены, поэтому выбором стоянок нужно озадачиться заранее.  Вдоль реки преобладают смешанные (береза, ель, сосна) зеленомошные леса. Часты разнотипные и верховые грядово-мочажинные сфагновые болота. На морском побережье нередки участки почти чистого сосняка-беломошника.

На Калге препятствия распределены равномерно по течению реки. От большинства карельских рек Калга отличается заметным течением (2-3 км/час) на плесовых участках.

Непроходимых препятствий на маршруте нет, но такие, как Грива, Коверокоски и Офицерский заслуживают самого внимательного отношения. Сказанное относится к высокому уровню летней воды. В низкую воду прохождение большинства препятствий сведется к проводке.

Следует иметь в виду, что в Калге и в устьях рек, впадающих в море (на 1 км от устья), запрещен лов рыбы любыми снастями. Простое наличие расчехленной удочки может служить основанием для ее конфискации и солидного штрафа. Но нужно отметить, что на местных это правило, похоже, не распространяется: мы постоянно наблюдали сети, перегораживающие все русло, а при прохождении морского порога катамаран через сеть пришлось переносить. Зато в море можно половить треску на отвесное блеснение, камбалу на донку, в отлив собрать и сварить вкусные мидии.

Что касается морского перехода, то следует отметить следующее. Возможно пополнение запасов пресной воды в устьях рек и ручьев при наличии хорошей карты. Возможен забор воды в заболоченных частях островов, иногда на островах существуют небольшие дождевые запасы в скальных колодцах. В случае с болотной водой возможна ее фильтрация через ткань, впрочем, сфагнум — отличный сорбент и биологический фильтр (правда, необходимо проверить его наличие).  Кроме того, стоит учитывать график приливов и отливов. На большом протяжении маршрута (до группы островов у мыса Хенной Наволок включительно) комфортное передвижение по воде возможно в течение 1-1,5 часов до и после максимума прилива, достигающего 1,5 м. Дело в том, что в этом районе полоса осыхания в виде системы вытянутых каменистых отмелей простирается на километр-полтора от берега. Удаляться от него на такое расстояние даже в не очень сильную волну неблагоразумно. На этот случай у нас имелся график приливов и отливов:

Kalgalaksha Bay Entrance

Port Kem, Russia + Corrections: High(-0:33 -0.10) Low(-0:33)

Units are meters

08-26      08-27      08-28   08-29 08-30     08-31  

H0053  1.5 H0155  1.5 H0253  1.6 H0347  1.7 H0439  1.8 H0529  1.9

L0715  0.7 L0837  0.7 L0943  0.6 L1037  0.5 L1126  0.4 L1213  0.3

H1335  1.6 H1431  1.7 H1524  1.8 H1614  1.9 H1703  1.9 H1750  2.0

L2020  0.8 L2129  0.7 L2224  0.5 L2312  0.4 L2358  0.3           

09-01      09-02      09-03      09-04      09-05  

L0042  0.2 L0127  0.2 L0212  0.2 L0259  0.2 L0348  0.3

H0617  1.9 H0706  1.9 H0756  1.9 H0847  1.8 H0942  1.8

L1258  0.3 L1344  0.3 L1430  0.3 L1519  0.4 L1612  0.5

H1837  2.0 H1925  2.0 H2014  2.0 H2106  1.9 H2202  1.7

Варианты подъезда и выезда с маршрута

Подъезд на маршрут: поездом с Ленинградского вокзала до ст. Энгозеро. Далее 1,5 км до самого озера. Альернативно можно произвести стапель на оз. Станционном в 200м от станции и по протоке выйти в Энгозеро.

Расписание поездов по станции Энгозеро

РейсВремя прибытияВремя отправления
016А Москва — Мурманск, фирменный «Арктика»02:4002:43
015А Мурманск — Москва, фирменный «Арктика»04:5304:56
293С Анапа — Мурманск05:4405:46
144Я Вологда — Мурманск08:0408:07
022Ч Санкт-Петербург — Мурманск12:3612:38
021Ч Мурманск — Санкт-Петербург18:4018:42
286С Новороссийск — Мурманск21:5922:00
092А Москва — Мурманск22:1622:19
225С Мурманск — Адлер23:5123:53

Выезд с маршрута удобен тем, что конечная точка путешествия расположена на р. Березовой в нескольких километрах от ст. Кузема, что исключает необходимость подъезда на дополнительном транспорте.

Расписание поездов по станции Кузема

РейсВремя прибытияВремя отправления
016А Москва — Мурманск, фирменный «Арктика»01:5301:54
293С Анапа — Мурманск04:5104:53
015А Мурманск — Москва, фирменный «Арктика»05:4405:45
022Ч Санкт-Петербург — Мурманск11:5111:52
021Ч Мурманск — Санкт-Петербург19:2819:29
092А Москва — Мурманск21:0521:23

Аварийные выходы с маршрута

К югу от ж/д моста через Калгу есть станция, на которой 2 раза в сутки останавливается электричка – утром и около 4 часов дня.

В конце Пиртозера на левом (северном) берегу есть дорога из Энгозера в Калгалакшу. 

Над перемычкой верхнего Амбарного озера идет дорога, на север идет к дороге на Энгозеро.

Незадолго до Калгалакши дорога пересекает реку. Здесь можно сойти в случае неприятностей на пор. Офицерский. Поселок Калгалакша предоставляет возможность выброски до начала морской части маршрута.

Адреса и телефоны:

ФКУ «Центр управления в кризисных ситуациях Главного управления МЧС России по Республике Карелия» 

Адрес: Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Правды, 25а

Телефон: 8 (8142) 730-200

E-mail: mchs@karelia.ru

Сайт: http://10.mchs.gov.ru/

Сайт регистрации туристских групп: 

График движения 

№ дняДатаУчасток путиРасст.,кмЧХВТВОпред. препятствияСпособ передвижения
1-222-23.08.19.Москва (Лен. вокз) – ст. Энгозеро1600    поезд
223.08.19ст. Энгозеро – оз. Узкие0,84

0:20

0:30 

0:30 

0:30 

 

пешком

сплав

324.08.19оз. Узкие – оз. Пиртозеро25,55:307:10П Гривасплав
425.08.19Оз. Пиртозеро – оз. Верхнее Амбарное6,22:002:40 сплав 
526.08.19Дневка 
627.08.19.оз. Верхнее Амбарное  – Калгозеро16,84:054:40П Коверокоскисплав 
728.08.19.Калгозеро – пос. Калгалакша16,33:083:21П Офицерскийсплав 
829.08.19Пос. Калгалакша – остров в 500м на ЮВ от о.Макаров154:404:50 сплав 
930.08.19Дневка
1031.08.19остров в 500м на ЮВ от о.Макаров  – мыс Каменный279:0010:40 сплав 
1101.09.19мыс Каменный – остров Хенной224:506:00 сплав 
1202.09.19остров Хенной – р. Ундукса8,82:002:30 сплав 
1303.09.19р. Ундукса– остров Золотуха9,32:553:05 сплав 
1404.09.19Дневка
1505.09.19остров Золотуха – р. Березовка13,64:004:30 сплав 
1606.09.19р. Березовка  – ст. Кузема1,80:250:35 пешком
1706-07.09.19Ст. Кузема – Москва1600   поезд
  1. Изменения маршрута и их причины.

Единственным изменением в маршруте было посещение р. Ундукса, поскольку было достаточно лишнего времени на полудневку с пополнением запасов пресной воды, стиркой и ловлей рыбы.

Техническое описание прохождения группой маршрута

Раздел включает техническое описание маршрута по дням пути. Описание каждого сплавного дня включает в себя лоцию и описание действий группы.

Список используемых в отчете сокращений:

  • ЛБ — левый берег
  • ПБ — правый берег
  • К2 — двухместный катамаран
  • пр — препятствие
  • ор — ориентир
  • осм — осмотр
  • ЧХВ — чисто ходовое время
  • ТВ — техническое время

22.08. 1 день. 

19:50. Погружаемся в поезд, со скрипом утрамбовываем вещи, ужинаем и впадаем в спячку.

23.08. 2 день.

Едем, любуемся картинками за окном, едим, спим — в поезде все котики.  Ужин в поезде. 

22:16. Приехали. Погода почти безветренная, дождя вопреки прогнозу не было, 15-17°C. Иду на разведку, Илья ждет с вещами.

22: 25. Дорога разведана, начинаем двигаться в сторону Энгозера. К слову, можно, очевидно, проводить стапель и на оз. Станционном, по протоке выходя на маршрут: расстояние до воды меньше и это может быть удобно в случае тяжелой ноши. Наша ноша была практически неподъемной, но очень уж хотелось сэкономить время и побыстрее покинуть населенку. Да и кат не лучшее сплавсредство для хождения по узким протокам в темноте, где ожидаются низкие и узкие мостики и техногенный мусор.

22:45. Добрались до моста через протоку непосредственно возле Энгозера. Мост невысокий, с одной стороны перил нет и мы подумали, что это максимально удобное место для стапеля, поскольку берега заболочены.  Стапель был произведен прямо на мосту (занял 1 час 15 мин). 

0:10. Вышли на воду. 

0:40. Причалили на первый мыс в полутора километрах от поселка, отделюящий Энгозеро от озер Узких. Здесь хорошая, большая стоянка с очагом и баней. На мысу ловит Теле2, даже “Н+”. Ставим палатку, отбой.

24.08. 3 день.

10:00. Подъем, завтрак. Каша с местной голубикой и брусникой была божественна)

12:30.Вышли на воду в Уровень воды средний. Дождь временами моросящий. Ветер не сильный. Безуспешно пытались рыбачить… 

13:45. “Шлакбаум” на входе в оз. Песчаное. Просмотр с воды, проход по струе.

14:25. “Утюг”, а/м мост. Просмотр с воды, проход по струе.

14:40. ЖД мост. Проход справа.

15:00. Встали на обед перед S-образным на скальном выступе с ЛБ. Здесь удобная стоянка.

16:40. Пошли дальше.

17:00. S-образный. Просмотр с воды.

19:40. Встали на ночевку в восточной части Пиртозера.

25.08. 4 день.

10:00. Подъем. На Пиртозере также ловит сеть, Теле2 показывал “Е”. Можно отправить домой радостные весточки.

13:00. Вышли на воду.

13:30-14:00. Просмотр Гривы. Нашли гриб на обед) вернее, ножку. Прошли по струе, ничего особенно кроме того, что Илья пытался сбросить ножку гриба с баллона. 

15:20. Автомобильный мост. После моста поймали единственного в реке окуня. Оставили на ужин. Потом на завтрак и после завтрака нафик сожгли до углей. На обед и полудневку встали в 15:40 на мысу оз. Верхнее Амбарное. Поели, поспали, поели, поспали. Начался дождь, похолодало, поднялся ветер, погода испортилась… Илья обошел мыс, нашел подходящие березки для поперечин, продолин и мачты.

26.08. 5 день.

Дневка. Продолжение стапеля.

8:00. Подъем, завтрак. Очень сильный ветер. Часто дождь. Приготовили мачту и палубу.

13:00. Обед. После обеда посмотрели наверх и пошли спать. 

17:00. Продолжили с мачтой. Поставили, натянули парус, прикрутили шверт. Пообщались с местными рыбаками. 

20:00. Ужин. Ветер немного стих. 

22:00. Отбой. 

27.08. 6 день. 

6:30. Подъем, завтрак. Дособираем мачту. 

10:00. Подплыл мужик на байде, съел наш пряник, погрустил, что нет ни рыбы, ни грибов, ни ягод. Ну, хоть пряник нашел. 

10:30. Вышли. Попробовали идти под парусом — пока безуспешно: не держит угол меньше прямого. Догнали вчерашние рыбаки, одарили нас десятком язей и окунем. Ухе — быть!

12:00. Шивера Нерпиятная. Посмеялись над названием, потом замучились объезжать камни. 

12:30 — 14:50. Обед перед Коверкоски. Илья злой и хочет кушать) Сварили первую уху, нажарили язей, в общем, отвели душу.

15:00. Просмотр. Неоценимая польза просмотров преимущественно в добыче грибов: нашли несколько белых и подосиновиков. Просмотр по ПБ. Здесь хорошая стоянка. 

15:20. Начали прохождение. Проход под ПБ. Далее – по центру с уходом под ПБ для прохода 2–й ступени. После последнего поворота – ближе к ЛБ. Особых ощущений придавало наличие мачты. Препятствия на реке приняли дополнительное измерение, и игра вышла на новый уровень, можно сказать, 3D. Теперь кроме того, что нужно следить за потоком и положением судна в нем, приходится отслеживать еще и положение мачты по отношению к нависающим над водой деревьям и иногда выбирать не ту линию движения, которая была бы комфортнее без мачты.

16:15. Дошли до Калгозера. Посмотрели стоянку на ЛБ. Хорошая, но сильно продувается ветром, пошли дальше. 

18:20. Встали на ночевку на берегу восточной части озера. Отличная стоянка, много дров. Погода весь день  была пасмурная, моросило, ветер. 

28.08. 7 день.

7:30. Подъем. Наконец-то отличная погода: +18, солнце, безветренно.

8:30. Завтрак. 

Поменяли продолины на более длинные, дабы оттяжки не мешали поворачивать парус, протестировали — угол стал меньше, рулится лучше. 

12:00. Обед. Забытый вкус грибного супа) Их тут было в достатке, преимущественно белых. Немного возимся с бытом, когда еще будет такая погода. Разбираем мачту до моря. 

14:30. Выходим. И тут такое началось… В Калгозере в теории есть рыба: было несколько сходов и замечен вооот такой окунь. 

Было ощущение, что на карте перепутаны все препятствия: внимательно всматривались в шиверы и пролетали порожки, переживали, что пропустили Офицерский. В отчете, взятом за основу, был дан ошибочный километраж местонахождения препятствий. В своей карте и треках мы это поправили. 

15:30. Заброшенный мост. Тут же за мостом поймали окуня, потом щуку — она была так велика, что сломала удочку, долго возились с тем и другим. Затем внезапно случился медведь и Илья сразу схватился за камеру.

16:15. П. “Короткий”. Прошли без просмотра. Медведь нас впечатлил больше. Порог не помню напрочь, а медведь запомнится надолго!

16:40. Насторожили предостерегающие знаки на ЛБ. Похоже, мы нашли “Офицерский”. Просмотр П. “Офицерский”. ЛБ. Тут же есть тропа обноса. В конце порога небольшая заболоченная стоянка. Смотрели в основном из-за мачты. Мы ее сняли, чтобы не цеплялась за нависающие деревья и для прохождения моста, но т.к. она почти вдвое длиннее ката и свисает с него с носа и кормы метра на полтора, порог был просмотрен на предмет необходимости снимать мачту с ката или перевязки ее в другое положение. Просмотр показал, что глубоких сливов нет, габаритных поворотов тоже и зацепиться торчащей мачтой не за что. Можно проходить как есть.

17:15. Начали прохождение. Заход по струе, дальше лавировали меж камней. 

17:30. Автомобильный мост. Прошли под правой частью моста. Слева совсем уныло. 

Далее начинается бесконечное количество проток. Вначале шли левыми, большой остров обошли справа — и не ошиблись, левая протока сильно заболочена. Протоки выбирали с максимальным течением.. 

17:50. Чалка на скале на ЛБ. Очень живописная стоянка! Немного донимала мошка, но к вечеру ее не стало. 

19:00. Ужин. Уха, жареная щука. Расчехлили технику, поснимали видео, пощелкали зеркалкой, позапускали коптер. Пыталась чинить удочку, безуспешно. 

29.08. 8 день. 

Ночью придумала, как чинить. Проснулась в 6, починка прошла успешно. Теперь будить сурков и бежать в магазин. В отчетах писали, работает по четвергам с 12 до 14.

8:00. Подъем, завтрак. Погода не очень. Похолодало и задул ветер. Все потихоньку заволакивает туман.

10:00. Отчалили. Заход в Калгалакшу на отливе. 

10:15. Причалили справа от моста. Пошла на разведку. Магазин, разумеется, не работал (в расписании указано следующее: пн, ср, пт, 11-13.00), но решалось все просто, достаточно было дойти до продавщицы в соседнем доме. Остановку мы сделали в удачном месте, магазин от него в двадцати метрах. Ну, может, пятидесяти) Продавщица сначала немного запереживала, мол, вдруг вам такого надо, чего у меня и отродясь не было, но быстро успокоилась, когда мы смели полприлавка. Все необходимое достать можно. Хлеб-мясо-рыба здесь морозятся, круп довольно много, как и сладостей. Не удалось взять муку, тк она только огромными упаковками, зато взяли овощей и у другой хозяйки прикупили сига. Семга как-то нас не порадовала ценами. 

Местные жители говорят, что в хорошую погоду ловит МТС. Нам не повезло. Или повезло. Погода градусов 12, небо затянуто, над водой то ли туман, то ли морось. 

11:20. Выходим покорять море. И тут же путаемся в сетях, расставленных за мостом. Морской порог мы доблестно преодолели пешком.

12:00. О. Локопей. Обед. Сиг — восхитительная рыба, наш гастротур набирает обороты. Остров, к слову, приятный. Есть стоянка и дрова. Воду мы успели набрать тут же, до прилива, была немного солоновата. Наконец-то ставим парус.

14:30. Выходим. Ветер южный, метра три, попробуем идти под парусом. Увы, нас начало сдувать обратно. Идем на веслах до о. Овечьего, огибаем с востока, а потом под парусом долетаем до губы Кобыльей. 

16:30. Набираем воду в речке. Чернаааяя. Пытаемся рыбачить, безуспешно. Курс на мыс Еловый. Между ним и о. Зеленая луда есть стоянка. Но в отлив долго носить.

18:20. Встаём за Еловым, юго-восточнее, на острове, в его северной части. С южным ветром здесь очень тихо. Остров нам показался уютным. Много дров в виде плавника, есть сушины. Находим обломки плота. Интересно, давно он ходил? Заносим и привязываем кат. 

19:30. Сегодня в меню жареный сиг с поджаркой и рисом. Вкусно! Пока готовим есть, проходит косяк рыбы. Близко к берегу, дразнится. Пытались бросать воблер — проще бы, наверное, было поймать руками.

30. 08. 9 день.

Подъем в 7:30. За бортом 12 градусов, тумана чуть меньше, но дует все тот же ЮВ ветер, довольно сильный, в порывах метров до 20. Решили не рисковать и ждать… Да и рыбу надо доесть… Поставили баллоны пошире, сделали флюгер (нужно отдать ему должное, отработал верой и правдой весь поход, несмотря на свою неказистость), укрепили узлы креплений, запилили таймлапс. 

15:00. Обед. Почти доели рыбу)

Наблюдаем приливы и отливы…

16:00. Походили без вещей под парусом. При таком ветре скорость просто замечательная, так быстро мы еще не ходили на нашей посудине, но было страшновато  — мачту сильно гнет. Оказаться в воде отдельно от ката совершенно не хочется. Догнать его уже не выйдет, погода для заплывов не самая приятная, да и сидеть потом на острове в ожидании проходящей лодки тоже не хочется. Посему решили ждать у моря погоды.

К вечеру не стихло. Ждём. 

22:00. Ужин. После ужина пошли на разведку в южную часть острова слушать ветер. Стихает. Но что-то вдали странно шумит. Приняли решение идти часа в 3 ночи, высока вероятность, что ветер стихнет. 

31.08. 10 день.

02:00. Подъем. Ветра нет, собираемся и выходим в 3:30. Видимость — метров 50-100, туман, но тихо. Идём по приборам: треку, карте и компасу. Шум вдали был вызван течением. Оно сильное! Даже без ветра все вокруг выглядит настораживающе: берегов не видно, море в рельефе — здоровенные поганки, воронки, ещё и ночь. Было ободряюще. Гребли против внушительного течения прилива, пока не преодолели узкое место. 

05:30. Дошли до ночевки, запланированной два дня назад, на мыс Чапин. Проверяем избу. Можно жить: печь, столы, подобие кроватей. Все вполне ухожено. Собираемся идти дальше, отложив завтрак на потом. Светало. Смотришь вперёд — туман, серость, сплошное уныние и отсутствие видимости. Смотришь вверх — голубое небо и плывут дружелюбные облака. Слышим голоса морских животных. Подплываем — тюлени то тут, то там показывают свои мордочки. Милахи! Идём на юг. Огибаем мыс Парусница, курс на мыс Вышков. Пробивается солнце сквозь туман. К 7-ми туман рассеивается. Берега! Видимость постепенно приближается к паре километрам, идется веселее, но начинает задувать ветер. Как обычно встречный. Илья шутит, что приборы ни к чему, лучший указатель — флюгер на мачте. 

8:00. Причаливаем к мысу Вышков, месту вчерашней по планам ночевки. Проверяем избу и не находим её. Начался дождь, дров нет, сжимаем волю в кулак и решаем наверстать график. Дождь постепенно сходит на нет. Пробуем идти под парусами, но можем себе позволить только минимум 90⁰. С нашим курсом на юго-восток и таким же ветром это провал… Вновь беремся за весла. Мои силы почти на исходе)))

13:10. Подходим к Сеннушным островам. Перекур. Жуем завтрак всухомятку, на острове видна изба, не отмеченная на карте, проверяем — обитаемая: резиновая лодка, куча снастей для рыбы, на столе термос и прочие предметы быта. Остров не внушает симпатии — его сильно заливает, берега заболочены и пахнут гнилью. Название острова оправдывают: трава для сенокоса и правда есть. Решаемся идти на мыс Каменный. Ввиду моей усталости и встречного ветра идём под берегом. 

К 14:20 подходим к мысу Каменный. Немного отдыхаем и огибаем его с юга, заходя в бухту. Красиво, ветер не беспокоит, приливная зона невелика. В 15:00 чалимся. Место для стоянки хорошее, тихое, дрова есть. Остаёмся. Ура! Есть и спать) Ну, ещё немного пособирать грибов, просушить вещи, заняться бытом. На мысу много болотистых луж с пресной водой. Мы молодцы. График наверстали) Вечером поменялся ветер и сильно затянуло сероводородом. Что-то гниёт. 

20:00. Ужин. Любуемся красивым закатом и идем отсыпаться.

1.09. 11 день.

5:20. Подъем. Решили убежать с приливом, дабы не таскать кат и шмотки. Пофоткали рассвет, тюленей, море. 

В 6:20 вышли. Море тихое, ветра нет — красота! 

В 8:10 увидели заброшенный сейнер в двух километрах южнее мыса Моржового. Пофоткали и пошли чуть назад набрать воды из речки без названия, вытекающей из Моржового озера. Начался отлив и была не слабая текуха. Потраверсили прилив) Проход слева от острова невозможен даже в прилив: на карте ошибка. В устье вновь запах сероводорода. Набрали воды. Здесь она более прозрачная, хотя тоже коричневая. 

8:50. Жуем бутеры и быстренько скатываемся по отливу в море. Вода в море чистая. Наблюдаем морских звезд, косяк каких-то странных угрей. 

10:20. Добрались до о. Сыроватка. Изба, отмеченная на карте, сожжена. Вместо неё какое-то подобие шалаша. Обитаем рыбаками. В заливе невероятное количество уток, среди которых гордо плавают лебеди-кликуны. На острове триангула, крест. Дрова есть, палатку поставить можно. Поели, поспали, поснимали видосы.

18:00. Стартовали в сторону о. Сугребный. По дороге встретили ребят на байдарках. Потрепались, они шли обратным саршрутом от Куземы до Калгалакши, оттуда машиной до Энгозера. С таким ветром долетят быстро). Ну, а нам придется втопить. Минут через пять встретили морского зайца. Здоровая усатая морда, с любопытством изучал нас и плавал вокруг, а мы воспользовались его беспечностью засняли на камеру ( видос в начале отчета). 

20:00. О. Хенной. Немного перегребли, ну и хорошо. Удачно зашли до отлива. Есть плавник, костровище, стол со скамьями. Остров заселен зайцами. Они выгрызли замечательные полянки). 

21:30. Ужин, отбой. Попробуем завтра встать также и с приливом выйти. 

2.09. 12 день.

Чрезвычайно насыщенный день. Встали в 5, завтрак, выходим с приливом в 6:30. Хенной обходим с севера и запада. Красота, полный штиль, погода тёплая, солнечная. Наблюдаем в заливе тюленя, повернувшего брюшко к солнцу. Что-то нам захотелось сходить на Ундуксу, подняться к озеру, порыбачить, помыться, постираться, запастись водой. Дошли быстро, в 8:05 уже были в устье. На левом берегу хорошая стоянка, была занята. Начинается отлив, на удачу пробуем зайти в реку. Мелкая, много шивер, то и дело садимся на камни и занимаемся проводкой, злимся. Вообще, темные камни в темной и мутной воде это просто прелесть. Пока не него не наедешь, не узнаешь, что он там есть. Чалимся в устье, идём на просмотр и становится очевидным, что идти на кате вверх — занятие бессмысленное. Очень много проводок. Встаём на правом берегу, занимаемся бытом. Собрала пакет мидий. Жарили на решетке, варили. Очень мелкие, много песка и нужно их выдерживать в воде. Но в качестве экзотики любопытно. Собрали лисичек — их довольно много. Позавтракали, помылись, постирались. 

15:00. Обед. Поднимается приличный восточный ветер, под 90 градусов в теории можно идти под парусом. Привязываем мачту покрепче. 

17:00. Выходим. Против ветра надо выйти из бухты, грести в таком режиме в сторону Куземы невозможно. Выходим из бухты и ставим парус. Нужно попробовать рядом с бухтой держать курс. Первый раз я не справляюсь с рулежкой и сносит обратно. Договариваемся, пытаемся выйти второй раз. На этот раз с рулежкой получается, но ветер слишком хорош — выгибает нашу тонкую мачту, идётся конечно, очень весело, километров 15 в час. Увы, меньше чем через пять минут мачту кладет… Возвращаемся. На этот раз на хорошую стоянку к левому берегу. Решаем ночевать и ждать погоды. Время 18:30. Сосед, похоже, снимал нас на камеру. Наверное, мы его здорово насмешили — не каждый день увидишь, как мачты кладет). Говорит, в реке много рыбы. На дереве возле стоянки находим рекламу морского такси. Теле2, кстати, здесь уже ловит. Снимаем мачту, затаскиваем кат, ставим лагерь и идём рыбачить. По дороге набираем лисичек, а рыбалка не задаётся. Оставляю Илье снасти и возвращаюсь в лагерь готовить ужин. Да, в прилив в Ундуксу вполне можно зайти на каяке. Берега сильно заболочены, но река красива. Илья забыл камеру на рыбалке. 

3.09. 13 день.

Проснулись в 5. Немного ветрено. Ждём, когда стихнет. Илья сходил за камерой. Спим до 9. 

10:00. Завтрак. Срубили мачту покрепче, будет пока нашим огурцом. Прежнюю мачту вернули на место — еще походит.

13:20. Вышли. Догребли до о. Лепручной пошли под парусом. Круто! 6 км/ч. 

16:30. Дошли до о. Золотуха в отлив, снова течение. На острове брусника, голубика, много старых моховиков, есть сыроежки. Собрали на обед сыроежек, которые окрасили суп в красный цвет, ака борщ. После обеда безуспешно рыбачили, пробовали разные блесны на глубине и мелях — не идёт. (( где же треска? Походили под парусом. Угол меньше 90 держит только при сильном ветре. Нам немного не везёт: ветер постоянно встречный или под 45. 21:00. Ужин, отбой..

4.09. 14 день.

Дневка. Отоспались. 

10:00. Подъем. Погода хорошая, +17, облачно, несильный западный ветер. Тесали новую огромную мачту. Её уже не должно  гнуть, как предыдущую, но без каски при такой мачте выходить на воду не вариант… Готовили снасти на треску — искали морского червя (пишут, что на него хорошо клюёт). Ставили эксперимент по вымачиванию мидий в морской и пресной воде. Черви найдены — живут колониями в выбросах песка (схожи с кротовыми) на отливах. 

14:00. Обед. Эксперимент с мидиями также был успешен. Даже после пары часов в воде песок на зубах не скрипит, а вот в пресной или солёной воде отмачивать разницы нет. Далее свободное время. Фоткали, запускали коптер, смотрели карту, думали, как лучше ходить по южному и западному ветру, готовили снасти. Сооружали якорь для рыбалки. 

18:00. Пошли на воду со старой мачтой. Тренировки идут на пользу. Рулежка уже не кажется чем-то запредельным. Учились закладывать галсы, минимально теряя высоту по ветру. Но при ветре 2-3 м/с и редких порывах до 5-6 это непросто. Половили рыбу с северной стороны острова — глубина метра 3-4 — ни поклевки, пошли на южную сторону, днём ранее на приливе там что-то плескалось. Тут глубина побольше, метров 10. Закидываю блесны — без толку, пробую на твистер — аналогично. Вероятно, дело в его кислотно-зеленом цвете. На червя с твистером тоже не идёт. Илья пробует на мух и червя — и — ура! Клюёт! Какая-то странная рыба, похожа на скумбрию, но мелкая, с ладошку. Позже мы определили ее как навагу. В общем, наловили он их с десяток. Чистятся легко, без чешуи. Почти без костей. На вкус нежная, приятная рыбка. Единственное, вероятно, лучше жарить на решетке или хорошо сушить и шустро обжаривать на раскаленном противне; быстро превращается в кашку. Ужин был в 21:00.

5.09. 15 день.

9:00. Подъем, завтрак. 17*, облачно. Меняем мачту, собираем ягоды для гостинцев домой. 

11:30. Выходим. Ветер стабильно встречный, юго-юго-западный, 5-6 м/с. Пытаемся рыбачить на старом месте, увы, сегодня не клюёт. Идти сложно. Ставим парус и идём севернее трека.

14:50. Чалимся к Могильным островам. Название не очень, но кушать хочется. 

15:30. Обед. Ветер разгуливается, в море уже гонит волну, на которой мачту болтает из стороны в сторону. Решаемся на покорение мыса Безымянный Наволок. Средняя скорость была, наверное, 1-2 км/ч. Тяжелый встречный ветер, но мы смогли. Заходим в губу Домашняя, ну и дальше ставим парус и идём в сторону Кузёмы. Здорово! Совершенно не нужно грести! Иногда ради любопытства добавляем к парусу гребущего справа, слева, выходит эффективно. Открыли, что с рулём можно вполне уверенно грести и с одного баллона. 

19:30. Чалимся на ручье южнее р. Березовка возле ЛЭП. Мы хотели разведать ручей на возможность прохода по нему на разобранных баллонах. Не задалось, оказался слишком мелок. Просека, идущая оттуда на юг, немного заболочена, хотя и проходима. Дошли по ней налегке до грунтовки и повернули на запад разведывать тропу от домов в СВ части Куземы до устья Березовки. Дорога есть, вполне сносная, немного заболочена посередине. Доходит до пересечения Березовки и ЛЭП. На карте генштаба она есть. Решили завтра идти по ней.

21:00. Погребли по Березовке до начала тропы. 21:30. Антистапель, ужин. 

0:00. Отбой. 

6.09. 16 день.

4:00. Подъем. Заканчиваем сборы, готовим завтрак. На улице градусов 14, моросит дождь. 

6:20. Выходим в сторону станции. С тяжёлыми рюкзаками по тропе идти вполне терпимо. 

7:00. Доходим до перекрёстка с грунтовкой и дорогой к станции. Оставляем часть вещей на вторую ходку и идём к станции. Попалась пара магазинов, оба работали с 10.

7:10. Мы на месте. Станция ухоженная, зал ожидания большой и пустой. Правда, нет ни одной розетки и туалет только для инвалидов, и тот закрыт. Скорее всего, обычный с другой стороны здания, где и кассы — на разведку не ходили. Илья идёт за оставшимися вещами, через 20 минут возвращается. В зале ожидания тепло, сухо. Можно немного просушиться и привести себя в порядок перед поездом, что мы и делаем. Узнаем, где остановится наш вагон. 

9:02. Поезд прибыл вовремя. Загрузились, поехали домой. Приключение вышло насыщенным и интересным.

Картографический материал

К отчету прилагаются обзорная и подробная карта маршрута.

Треки и координаты точек по GPS:

Координаты стоянок:

  • Стоянка на оз. Песчаное 65о 45/ 562// N, 33о55/ 489 //E
  • Стоянка у Поригозера 65о 45/ 082// N, 34о03/ 809 //E
  • Стоянка на пороге Грива 65о 45/ 701// N, 34о14/ 437 //E
  • Стоянка у Нижнего Амбарного озера 65о 44/ 174// N, 34о18/ 921 //E
  • Стоянка на Калгозере 65о 44/ 393// N, 34о29/ 338 //E
  • Стоянка перед Калгалакшей 65о 46/ 553// N, 34о39/ 680 //E
  • Стоянка на мысу Чапин 65о 40/ 941// N, 34о45/ 941 //E
  • Стоянка на мысу Моржовый 65о 33/ 178// N, 34о44/ 181 //E
  • Стоянка на острове Хенной 65о 26/ 004// N, 34о41/ 307 //E
  • Стоянка у реки Поньгома 65о 20/ 751// N, 34о27/ 401 //E
  • Стоянка на ручье Березовый 65о 21/ 806// N, 34о17/ 286 //E

Сведения о материальном оснащение группы

ГрупповоеЛичное
НаименованиеКол-воНаименованиеКол-во
Туристско-спортивное судно К21Каска1
Весло запасное1Спасжилет, свисток1
Парусное оснащение1Гидрокостюм1
Картографический материал, лоция1Обвязка и стропорез1
Гермомешок для воды, 10л2Весло1

Специальное снаряжение: ремонтный набор, аптечка, видеокамера, два фотоаппарата, коптер, солнечная батарея

Весовые характеристики груза, взятого на маршрут:

НаименованиеНа 1 человекаНа группу в 2 чел.
Продукты (всего / в день)6,75/0,4513,5/0,9
Групповое снаряжение1632
Личное снаряжение1326
Всего:35,7571,5

Максимальная нагрузка на одного мужчину — 50,6 кг, женщину — 27 кг

Особенности организации питания и рекомендации 

Раскладка в поход делалась на основе рекомендаций А.А.Алексеева «Питание в туристском походе». Количество потребляемой с пищей энергии и соотношение белки — жиры — углеводы бралось на основе предложений и выводов А.А. Алексеева.

При этом наша раскладка имела следующие особенности:

— суточная норма продуктов на 1 человека по сухому весу колебалась в пределах от 0,5 до 0,8 кг;

— еда повторялась на 4-й день;

— питание было трехразовое горячее (молочные каши утром, суп в обед и мясной ужин);

— на морском участке вода запасалась в специально приготовленные гермы;

— для экономии веса часть мясного рациона была запасена в вяленом виде;

— на случай удачи с рыбой и грибами брали решетку и масло.

Спелой ягоды было очень мало. Грибов почти не было. Немного белых, на Ундуксе повезло с лисичками. Рыбы было немного и ловцы из нас те еще.

На море в избытке мидии. Лучший вариант избавиться от песка — замочить их на полчаса в воде. Жарить лучше на мелкой решетке, можно варить.

В Калгалакше возможно докупить продуктами, мы там взяли масло, замороженный хлеб и овощи. Изначально дозакупка казалась рисковым мероприятием и не была запланирована.

Выводы и рекомендации

Выбор района и нитки маршрута. Выбирая Сев. Карелию как район похода, важно иметь в виду, что возможен низкий уровень воды в конце лета. Поэтому, если поход в силу тех или иных причин совершается здесь в августе, следует особое внимание обратить на водность реки. Что касается нитки маршрута, то здесь представляется существенным следующее.

Если ставить задачу вывоза с маршрута сухих и чистых судов, то удобнее всего заканчивать поход в Куземе и проводить антистапель на р.Березовка, во время отлива! 

В тренировочном плане можно рассчитывать на пороги: Грива, Коверокоски и Офицерский независимо от уровня воды. При этом иметь в виду, что и в высокую воду здесь легко обеспечивается надежная страховка.

Прохождение маршрута. Река имеет три сложных препятствия (2-3 категории сложности). Эти препятствия требуют обязательного просмотра. Решение о самостоятельном прохождении моря следует принимать с учетом направления и силы ветра. При встречном ветре необходимо закладывать дополнительные дни либо воспользоваться катером. По нашим наблюдениям ветер стихал к ночи и разгуливался после 8, поэтому может оказаться удобным выходить на воду вечером или рано утром. Дополнительное удобство и впечатления мы получили от наличия паруса. Заброска и выброска удобные, что определяет популярность маршрута. Есть возможность аварийного схода с маршрута- снятие в пос. Калгалакша. Оптимальное время похода — с начала июля до середины августа.

Темные камни в темной и мало прозрачной воде добавляют пикантности прохождению любых участков. Особенно великолепны они бывают в стоячей воде, где их наличие определяется только методом научного тыка. В струе легко можно опознать по воде.

Снижение веса рюкзака. Для облегчения веса рюкзака удобным может оказаться замена неопрена на сухой костюм или полусухой китайский. Здорово сэкономит вес и добавит калорий и вкуса самостоятельная сушка мяса. Сухое молоко было отличной заменой сгущенки. Сахар брали только на каши. Палатка (для легкоходов, аналог hubba) и коврики (из ЭВА) у нас уже облегчены, спальники пуховые. Для похода Илья специально сделал легкий таганок в 150г. Набор котелков — 2 по 0,5, от мисок мы отказались, дабы не мыть лишнего, кружки-ложки — титановые. Набор одежды был минимален и в дневки стирался. Какой-то вес дают внутренние гермы под технику, можно их поменять на современные мешки из дайнемы и вообще сделать ее основным упаковочным материалом. От топора с пилой нам было сложно отказаться, как и от кучи техники (тяжело быть гаджетоманом).

Интересные места и краеведческие возможности маршрута. Маршрут необыкновенно красив. Многочисленные живописные скальные скопления, поросшие соснами — повсеместно. Наиболее выразительные места: порог Грива, участок оз. Калгозера и морской переход. Большое любопытство вызывает заброшенный сейнер у мыса Моржовый.

Познавательное и воспитательное значение похода. Получен опыт хождения под парусом, расчета и учета приливов и отливов, ловли и приготовления некоторых видов рыб и мидий. Вспомнили прелести ориентирования по картам без рельефа (особенно увлекательно на море в туман с 50-метровой видимостью).  Ознакомились с уникальной флорой и фауной Белого моря. Появились идеи облегчения группового и личного снаряжения при походах малыми группами и, в целом, оптимизации содержимого рюкзака.

Морской переход. Начиная движение по морю, следует помнить о:

— Необходимости иметь с собой запас пресной воды на несколько дней и иметь представление о том, где этот запас можно пополнить:

  • Реки и ручьи, отмеченные на карте
  • Прибрежные болотца
  • Лужи на скалах в ямках (это пожалуй на крайний случай, т.к. чайки знают свое дело, и исправно засиживают скалы.
  • Расщелины в скалах с лужами дождевой/снеговой воды

— Учитывать график приливов и отливов. Задача это творческая. Нужно увязать воедино многие противоречивые вещи. Так вставать и выходить наиболее оптимально в районе максимумов приливов, т.к. в этом случае приходится меньше всего таскать судно по берегу. На пути к открытому морю, подводные продолжения мысов и островов лучше проходить в начале отлива, пока глубина большая а направление течения попутное. В начале прилива двигаться в сторону открытого моря занятие более спортивное. Ну и во время пиков отливов придется грести гораздо дальше от берега, что не очень хорошо в ветренную погоду. Таким образом, оптимально получается делать один два перехода в день во время максимумов приливов и +/- час от них. График приливов и отливов нужно уточнять по месту и дате, т.к. они отличаются в разных местах и разное время.

— Для движения по морю вам пригодятся навыки в ориентировании на открытых пространствах и в условиях ограниченной видимости, ну и хорошие карты, компас и GPS.

— Ветер может оказывать значительное влияние на график переходов и скорость перемещений. Следует иметь резервы по времени и иметь возможность корректировать график движения. Возможны переходы рано утром и поздно вечером, когда ветер стихает. Во время полярного дня это не так сложно, но вполне приемлемо и в конце августа — начале сентября (при наличии опыта ориентирования и передвижения в условиях ограниченной видимости.

Для тех, кто захочет взять этот отчет за основу при подготовке к походу, следует иметь ввиду:

— За несколько недель до этого похода участники прошли Китой, технический и тактический уровень группы несколько превышает средний уровень групп, посещающих данный регион.

— Маршрут был пройден на облегченном плоскодонном катамаране, имеющем низкую осадку, обладающим высокой маневренностью и хорошей скоростью.

— Ветер на протяжении почти всего маршрута был встречным, и как водится, менялся с поворотами реки ;-))

— Дополнительно у нас был с собой парус и заготовленный дома шверт, что в некоторых случаях здорово экономило время и силы, но затягивало и размазывало по времени стапель. Кроме того, в середине маршрута мачту и вовсе приходилось снимать для прохождения двух мостов и ряда порожков с нависающими деревьями. Наличие парусного вооружения, кстати, добавляет сплаву эмоций как на порожистых участках, так и на открытых водоемах, особенно при подходящем ветре.

— В связи с чем на наш график движения нужно смотреть не как на оптимальную раскладку по времени и перемещениям, а как на свершившийся в наших условиях факт.Ну и определенно хочется повторить путешествие под парусом. Пороги — это хорошо, но и ветер со скоростью не менее интересны.

— Вообще, маршрут довольно красив и необычен. Крайне рекомендуется туристам, перескочившим в своем развитии через Карелию и Белое море и отправившимся сразу на Кавказ или в Саяны. Море, приливы и отливы, морские звезды и рыбалка могут принести вам невероятные ощущения даже после горных рек других регионов.

Посмотреть отчёт о парусном вооружении можно здесь

Открыть в PDFРаспечатать

Вам может также понравиться...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

пятнадцать + восемь =

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.