Шверт в водном туризме

Открыть в PDFРаспечатать

А нужен ли вообще шверт среднестатистическому туристскому судну? Как и во всех туристских вопросах здесь нет однозначного ответа.

Поднятый шверт на парусно-гребном катамаране
Парусно-гребной катамаран с поднятым швертом

Что такое шверт? Это такая «пластина», которая устанавливается вертикально под судном и выполняет роль вертикального крыла. При обтекании этого крыла потоком воды, создается подъемная сила, при правильном подборе полностью компенсирующая дрейф от ветра.

Создание швертом подъемной силы
Работа шверта

При погружении шверта в движущуюся относительно судна воду, он создает небольшое лобовое сопротивление движению, но за счет эффекта крыла, шверт создает значительно большую чем лобовое сопротивление подъемную силу, направленную поперек движения потока.

На первый взгляд, шверты и шверцы нужны только парусным судам для возможности лавировки, читай борьбы с дрейфом. Так как у парусников единственный движитель, это ветер, то для возможности двигаться в противоположную направлению ветра сторону нужно сопротивляться дрейфу.

Большая же часть сплавных туристских судов в качестве движителя использует мускульную силу своих экипажей. Таки м образом, движение на острых к ветру курсах возможно и без шверта. Ну а на бурной воде он и вообще только мешает и является лишним грузом.

Однако, если на вашем маршруте встречаются озера, то на них зачастую дует ветер, и по старой туристской традиции он скорее всего будет встречно-боковым 😉

Что в этом случае вам может дать шверт? Он может дать вам значительную экономию сил и времени на преодоление озер при встречном, встречно-боковом и боковом ветре. Да и при попутно боковом ветре вы можете оценить наличие этой штуки. За счет появления возможности грести в направлении значительно ближе к нужной точке за счет снижения дрейфа.

К примеру, вам нужно пересечь участок открытой воды при встречно-боковом ветре. При этом, кроме вашей мускульной силы, к катамарану будет прикладываться еще и сила дрейфа, определяемая парусностью вашего судна (да-да, даже если у вас нет паруса, парусность у судна и экипажа все равно есть 😉) Сила дрейфа зависит от размеров и формы вашего судна, качества его загрузки, степени укрытости экипажа в кокпите судна, наличии лишних веревочек и прочих мотявочек на поверхностях обтекаемых воздухом, … ну и конечно силы ветра.

Допустим, обстоятельства сложились так, что на акватории дует встречно-боковой ветер, а сила дрейфа вашего судна равна половине силы, которую длительное время может развивать экипаж при гребле (половине вашей крейсерской скорости). То есть у экипажа есть возможность двигаться против ветра, со скоростью вдвое меньше, чем в штиль.

Как думаете, на сколько дольше вы будете пересекать водоем в этих условиях? Давайте рассмотрим задачку схематично. Влияние волн на поведение катамарана пока отбросим.

Учет дрейфа при гребле на встречно-боковом ветре
Для поддержания заданного курса нужно задать упреждение порядка 24 градусов, а скорость движения при этом уменьшится вдвое

Из рисунка видно, что при таких условиях итоговая скорость катамарана на нужном курсе будет на 50% ниже скорости в безветренную погоду. Что это означает? А означает это, что при заданных условиях катамаран пойдет вдвое медленнее и на преодоление нужного отрезка пути вам понадобится потратить более чем втрое больше времени и сил.

И это без учета потерь на возросшее сопротивление корпуса, движущегося не по оси движения, а скулой к нему и без учета влияния вон на судно и управление им.

А как изменится ситуация, если поставить на кат шверт? Естественно, сила ветра от установки шверта в рабочее положение не изменится, а его воздействие на судно даже немного возрастет, так как судно будет двигаться несколько под более пологим углом к ветру и его парусность несколько увеличится.

Однако, наличие подъемной силы, развиваемой правильно подобранным швертом при движении в потоке достаточно для того, чтобы грести на катамаране было возможно практически в требуемом направлении. Дрейф при этом сокращается на порядок, и как следствие значительно снижаются потери скорости, времени и сил на перемещение в заданном направлении.

К примеру, если при движении со швертом ваша скорость снизится по отношению к штилевой на четверть (вместо вдвое без него), то на преодоление акватории со встречно-боковым ветром вы будете тратить уже не втрое больше времени и сил, а всего на треть ;-))

Естественно есть способы снизить затраты сил и времени при встречно-боковом ветре и без шверта. Для чего применяются различные тактические и стратегические решения, но при наличии этого нехитрого устройства, ваш арсенал возможных решений расширяется!

Возвращаясь к первым строкам статьи: «А нужен ли вообще шверт среднестатистическому туристскому судну?» напомню, что в общей массе туристов, людей имеющих высокую квалификацию и ходящих только на сложные сплавные реки меньшинство, значительная часть туристов водников имеет весьма посредственную квалификацию и им шверты могут быть довольно полезны. Особенно при движении по озерам и широким плесам.

После того, как в прошлом году попробовал погрести с опущенным в воду швертом, в голове крепко засела мысль, что эти несколько сотен грамм не только хорошая спинка в рюкзаке при транспортировке, но и вещь, здорово экономящая силы при гребле в традиционную водную погоду.

Открыть в PDFРаспечатать

Илья Култаев

Старший инструктор по водному туризму. Люблю ходить в походы и не только.

Вам может также понравиться...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

двенадцать − два =

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.