Альтамир VS Рафтмастер VS ТаймТриал

Открыть в PDFРаспечатать

Или шуточное сравнение катамаранов различных производителей на кавказских реках до 4-й категории сложности.

Предыстория

Т.к. условия заброски и прохождения маршрута позволяли эксперименты со снаряжением, помимо чисто спортивных целей при планировании похода предполагалось сравнить эксплуатационные возможности различных катамаранов.

В группе было несколько «безлошадных» участников и участников, готовых к участию в экспериментах, ну и была возможность взять в поход разнообразные катамараны, в количестве, несколько превышающем прямые потребности группы.

Кроме того, по результатам предыдущего обзора, посвященного различным аспектам выбора катамарана для сплава, были комментарии, что в него вошли не все катамараны. В том числе были предложения включить в обзор конкретные модели ;-))

Критерии сравнения

По каким критериям предполагалось сравнивать:

  • Компактность и вес в транспортном состоянии
  • Скорость и легкость сборки
  • Маневренность и ходовые качества
  • Надежность конструкции
  • Ремонтопригодность и качество материалов
  • Комфортность и надежность посадки

Безусловно, у разных людей ценность того или иного фактора различны, особенно в рамках различных походов. В данном обзоре оценки даются с позиции автора, и частично по впечатлениям остальных участников похода.

Участники сравнения

В алфавитном порядке:

Альтамир А2+

Сплавной катамаран Альтамир А2+
Сплавной катамаран Альтамир А2+

Катамаран традиционной схемы с внешними и внутренними баллонами. Внутренние баллоны у конкретного этого ката односекционные, что с одной стороны является минусом по безопасности, с другой несколько упрощает эксплуатацию и еще больше снижает вес.

К особенностям Альтамира можно отнести составную раму, что позволяет сократить размеры рамы при перевозке до полутора метров в длину.

Внешние баллоны комбинированные дно и часть борта из тентовой ткани, дека из ткани без ПВХ покрытия, что еще больше снижает итоговый вес и объем ката в транспортном состоянии.

Трубы вставляются в карманы, имеются петли для шнуровки деревянных рам, или на случай разрыва карманов.

Ввиду своей легкости и компактности кат достался на тестирование дамскому экипажу. Они с легкостью справились как с его сборкой и обслуживанием, так и с управлением (хотя и не без огрехов).

По результатам похода кат требует минимального ремонта, но это скорее не недостатки ката, а следствие почти полного соответствия маршрута, экипажа и ката ;-))

Рафтмастер

Катамаран Рафтмастер

В сравнении участвовали два катамарана от Рафтмастера, разной длины и обводов, но я позволю себе объединить их в рамках данного обзора, т.к. кроме обводов они радикально ничем не отличаются.

Катамараны собраны по традиционной схеме, внешняя шкура полностью выполнена из ПВХ ткани, внутренние баллоны из ТПУ. Данные катамараны наиболее распространены у нас в клубе, поэтому они идеальны для сравнения с другими моделями.

Экспериментальная четверка из аирдек от ТаймТриал

Учебная четверка из аирдек с надувной рамой

Данный катамаран создан по индивидуальному заказу. Его основным предназначением предполагалось использование на учебных выходах в Подмосковье в качестве катамарана двойки и четверки, или в качестве надувных каяков и байдарок.

Для сборки катамарана его нужно только надуть, что при наличии электронасоса от прикуривателя занимает порядка пяти минут. Кроме Подмосковных выходов, катамаран ранее использовался на учебных выездах в Окуловку и в качестве парусника на Белом море.

В данный тест катамаран попал для изучения возможности применения подобной конструкции на бурных реках средних категорий сложности.

Двойка из аирдек от ТаймТриал

Катамаран двойка из аирдек

Этот катамаран ранее прошел пару Карельских рек и Китой, однако и его решено было взять с собой в поход для продолжения изучения его потребительских свойств.

Более подробные характеристики этих катамаранов будут приведены далее по тексту.

Время и место проведения сравнительного тестирования

Полигоном для данного сравнения стал майский поход 2021 г по рекам Аксаут и Кубань. Автор предполагает, что условия проведения похода позволяют сделать выводы о пригодности и целесообразности использования подобных конструкций на реках средних категорий сложности.

Ожидания и реальность

Компактность и вес в транспортном состоянии

Компактность и вес в транспортном состоянии обычно не являются определяющими факторами для выбора судна, однако, при прочих равных условиях, приятнее носить и возить более легкие и компактные экземпляры. В конце концов это отражается и на бюджете походов и на здоровье участников.

Альтамир

Альтамир А2+ и по заявлениям производителя, и по факту оказался самым легким и компактным при перевозке катамараном из всех участвовавших в походе.

Упаковка с баллонами по размерам напоминает авоську с продуктами или сумку из сетевых гипермаркетов типа Ашана, Леруа, … А упаковка с рамой меньше по диаметру упаковки с рамой рафтмастера почти вдвое, кроме того она короче, и составляет всего полтора метра.

Транспортный вес катамарана в пределах 25 кг. 9 кг — рама, и 15 кг — баллоны с сумкой, вязками, …

Как следствие, данный катамаран и рама с легкостью помещаются в купе даже двухэтажного поезда, а вот найти участников, желающих пойти на нем в качестве основного судна в этом походе было не просто, уж очень этот кат казался легким и компактным ;-)) А участники привыкли к тому, что средний кат занимает больше объема и весит больше.

ТаймТриал (Четверка)

Применение аирдек в качестве материала корпуса, банок и поперечин делает данный катамаран довольно компактным. У него нет пенала с рамой, и он помещается в среднего размера упаковку для байдарки или ката. Однако вес надувных поперечин оказывается больше веса алюминиевых поперечин. Нет в этом мире ничего идеального.

Вес каждого баллона порядка 11 кг, банка с упорами около 1,5, поперечины по 4 кг, подкладки под поперечины (чтобы немного приподнять раму над водой) по килограмму. Итого с упаковкой порядка 38 кило.

ТаймТриал (Двойка)

Это продолжение предыдущей модели, склеена специально для похода на Китой в 2019 году. Ну и для проведения тренировок в Подмосковье конечно.

Катамаран состоит из двух баллонов аирдек, собираемых на двух или трех поперечинах, которые вставляются в карманы и при желании дополнительно фиксируются лентами к полукольцам.

Высота баллона у этого ката несколько выше предыдущего, а площадь палубы сопоставима. Соответственно материал имеет больший вес и объем в сложенном виде. Однако замена надувных поперечин двумя-тремя алюминиевыми трубами позволяет сохранить вес и объем в транспортном виде как у предыдущей модели. Во время перевозки, поперечины упаковывались в раму от рафтмастера, т.к. возить отдельно чехол с тремя трубами, вставляющимися друг в друга нам показалось глупо.

В общем по массо-габаритным транспортным показателям это весьма среднее решение (Ждем очередную версию от ТаймТриал, которая должна оказаться более предпочтительной по этому разделу)

Рафтмастер

Традиционные каты, упаковки которых можно принять за средние размеры по рынку. Ориентировочный вес комплекта 36-38 кг. Рама при транспортировке может доставить некоторые неудобства, т.к. ее длина порядка двух метров. Она плохо помещается в новых плацкартных вагонах, … Однако большинство обладателей подобных катамаранов знают как ее подвязать к багажным полкам, или нашли для себя другие решения по доставке рамы. Зато цельные трубы более надежны на сплаве.

Скорость и легкость сборки

В этом разделе лидируют катамараны из аирдек, заказанные по своим ТЗ в ТаймТриале. Что в принципе не удивительно, ведь они и задумывались как быстро-сборные ;-)) Чтобы отмазка «не хочу тренироваться т.к. катамаран слишком долго собирать», не работала. Напоминаю, что сборка данных катов заключается в том, что нужно разложить баллоны на нужном расстоянии, вставить поперечины и надуть.

На фото ниже видно, как скучает сборщик катамарана из аирдек на фоне продолжающих собирать Рафтмастеры и Альтамир участников. К этому моменту Альтамир тоже еще не собран, но его не видно за складкой местности.

Катамаран из аирдек от ТаймТриал
Катамаран из аирдек от ТаймТриал

На вопрос какой из аирдечных катамаранов собирается быстрее, ответа пока нет, т.к. надувались они по очереди, одним насосом. А общий объем воздуха в них примерно одинаковый.

Время сборки Альтамира и Рафтмастеров сильно не различалось, и абсолютные значения не приводятся, т.к. разные экипажи могут собирать каты разное время.

Выводы

Открыть в PDFРаспечатать

Илья Култаев

Старший инструктор по водному туризму. Люблю ходить в походы и не только.

Вам может также понравиться...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

4 × 3 =

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.