Мечта XXI — наш новый надувной катамаран
Сборка катамарана и не только:
Перед выездом в поход, у меня был довольно сложный выбор, какие именно баллоны для катамарана взять. Выбор в итоге пал на наиболее универсальные, хотя конечно скорость и удовольствие при движении под парусами от других баллонов были бы выше. Зато удалось опробовать в условиях похода новую модель катамарана трансформера, позволяющего ходить не только в режиме катамарана, но и на отдельных баллонах, как на надувных каяках.
Маршрут проходил по Энгозеру, р. Воньга и прибрежной части Белого моря, до ст. Кузема. На различных участках маршрута судно использовалось в различных режимах.
Туристский катамаран
В режиме сплавного катамарана судно использовалось на трех участках.
- От стапеля до первой ночевки, чтобы быстрее уйти от цивилизации и с комфортом разместить груз. Собрали кат на одной поперечине, надули, загрузили и пошли. Время на сборы несколько десятков минут, т.к. еще не совсем проснулись ;-))
- На маловодном каменистом участке в районе основных порогов реки. В режиме каяка здесь идти не хотелось, т.к. защиту от камней на локти не брали, а вероятность «достать до камней» была. Ну а мачта с парусом могла добавить приключений зацепившись за нависающие над водой деревья.
- В конце реки и в начале морского участка. Установка парусного вооружения требует некоторого времени и переупаковки груза, в связи с чем, парусником судно стало на первой морской ночевке.
Катамаран получился довольно удачным. Он хорошо идет вперед, нормально рулится, удобен для загрузки, имеет малую осадку и не очень большой вес, что по совокупности отдельных факторов делает его хорошим выбором для несложных походов и экспедиций.
Замеров скорости на гладкой воде без ветра не проводилось, но уйти вперед от другой двойки и четверки от Рафтмастера не представляло ни какого труда. Как по ветру, так и против него.
Парусный катамаран
Вообще, в данный поход предполагалось взять другие баллоны, которые в качестве парусного катамарана должны были добавить скорости и остроты курсов, но ввиду появления этих баллонов, позволяющих разнообразить путешествие, было решено немного поступиться скоростью, в пользу универсальности.
Под парусом были пройдены большая часть Энгозера и еще несколько следующих озер, ну и на Белом море удалось покататься без дополнительных усилий в гребле.
Естественно, особых скоростей от парусника на таких баллонах ни кто не ожидал, однако в условиях смешанной группы (остальные каты были гребными) наличие парусного вооружения позволяло вместо изнурительной гребли, любоваться окрестностями и пробовать различные варианты настройки парусов и шверта.
В итоге, по анализу треков, максимальная скорость под парусами у нас составляла 8,9 км/ч. При этом далеко не всегда вооружение использовалось полностью. Т.к. в этом не было необходимости. Все равно гребные суда отставали, а изучать предел, после которого кат перевернется не хотелось.
Лавировочный угол не такой крутой, как хотелось бы, однако идти по встречному ветру в лавировку не отставая от гребных катов получалось.
Надувные каяки
Возможность использовать баллон катамарана в качестве надувного каяка это большой плюс, т.к. здорово расширяет границы возможного использования, да и помогает лучше понять воду, научиться грести и управлять туристскими судами.
Ходовые качества баллонов в качестве надувных каяков меня порадовали. Крейсерская скорость у меня (порядка 90 кило я + килограмм 20 барахла) была 7 км/ч. Второй баллон с участником и барахлом полегче говорят крейсерил до восьми, но за горизонтом не скрывался.
С имевшимися в походе короткими звездочками разогнать каяк больше 9 км/ч у меня не получилось, нужно будет попробовать сделать это в Подмосковье, с более удобным веслом.
Остойчивость достаточная для гребли по открытым водоемам со стоячей водой до среднего ветра и преодоления речных препятствий наверное до второй/третьей категории сложности (упоры есть куда привязать)
Каяки получились хорошо управляемые и довольно устойчивые на курсе, Грести одно удовольствие, правда чтобы половить рыбу, хочется либо в кат связаться, либо доработать судно дополнительными опорами. Ну и собственно как и кат, за счет уплощенного дна, каяк имеет малую осадку, что позволяет иметь меньше хлопот на мелководье.
А главное, на данном надувном каяке можно нормально пользоваться кренами, что позволяет лучше читать воду и быстрее учиться управлению гребными судами.
ТТХ
Длина баллона 3,6 м
Ширина баллона 0,75 м
Длина поперечины 1,9 м
Высота мачты 7 м
Площадь грота примерно 5,5 м2
Площадь стакселя примерно 1,5 м2
Вес одного баллона около 7 кг.
Полезные мелочи
Недокументированные опции
Ну и как любое надувное судно, это и надувные диваны, столы и прочая надувная мебель.
В общем, приобретая подобную вещь, вы приобретаете не просто шустрый и компактный катамаран, который большую часть года будет пылиться невостребованным, вы приобретаете судно как для дальних походов и экспедиций, так и для походов выходного дня. С возможностью участия в соревнованиях по ТВТ и роста вашего мастерства в управлении туристскими судами.