Мста 2019

Оглавление и разделы

Открыть в PDFРаспечатать

Федерация спортивного туризма России – объединение туристов Москвы

Региональная общественная организация содействия развитию молодежного туризма «Туристский Клуб» (Турклуб Перово)

ОТЧЕТ

о водном походе 2 категории сложности по реке Мста, совершенном группой туристов РООСМТ «Туристский Клуб» (ТК Перово) г. Москва, в период 7 апреля 2019 года по 13 апреля 2019 года

Маршрутная книжка № ¼ — 201

Руководитель группы: Жильченко К.Н.

Маршрутно-квалификационная комиссия рассмотрела отчет и считает, что поход может быть зачтен всем участникам и руководителю 2 категорией сложности с выдачей справок.

Москва 2019 г.

Справочные сведения (Паспорт спортивного похода/путешествия)

Руководитель группы: Жильченко К.Н.

Место проведения: Валдайская возвышенность, территория Тверской и Новгородской областей РФ.

Отчет подготовлен

Отчёт подготовлен Жильченко К.Н. и Нешпором В.Ю. Данные метеонаблюдений: Нешпор В.Ю.

В отчёте использованы фотографии Жильченко К.Н., Константинова А.Е., Киреева В.П, Култаева И.В.

Картографический материал: Михайлов Дмитрий Игоревич

При подготовке отчёта использовались данные со спутникового телефона Иридиум.

Общие справочные сведения о маршруте

Дисциплина (вид туризма)Категория сложностиПротяженность активной части, кмПродолжительность, днейСроки проведения
Общая частьАктивная часть
Водный210876с 7 апреля 2019 г. по 13 апреля 2019 г.

Нитка маршрута: г. Москва – п. Мста –– р. Мста – г. Боровичи  – г. Москва.

Карта маршрута, с указанием определяющих препятствий и мест ночевок (М 1:200 000) в Приложении 1.

Определяющие препятствия маршрута

Вид препятствияКатегория трудностиДлина, кмХарактеристика препятствия
Порог10,200пор. Малый, уровень воды средний
Порог20,300пор. Большой, уровень воды средний
Порог20,50пор. Лестница, уровень воды средний
Порог10,100пор. Егла, уровень воды средний

Список участников

№ п/пФИО, дата рожденияТуристский опытОбязанности в группе / на суднеРаспределение по судам
1Жильченко К.Н.Катунь (4У); Каргон-Кумир (4У); Ока-Саянская (4У); Тунтсайоки-Тумча (3У); Теберда-Малка (3У); Мста (2У)Руководитель / Медик / Штурман / Логист 1 / КапитанРафтмастер FOX 802
2Константинов А.Е.4У Балыктыг-Хем- Каа-Хем; 4У Кумир-Коргон-Чарыш, 4У-Тюгурюк-Кокса-КатуньЗавхоз / Фотограф / МатросРафтмастер FOX 802
3Нешпор В.Ю.ПВДХронометрист / Метеоролог / Логист 3 / КапитанРафтмастер Гоша — 2
4Шевченко С.В.ПВДЛогист 2 / МатросРафтмастер Гоша — 2
5Киреев В.П.Тумча (3У), реки Кереть, Воньга, Суна, Сумарека, ПистаВидеооператор / Реммастер / КапитанK2-Red
6Логинова Н.А.Мста (2 У), Шуя, Теберда-Малка (3У)Финансист / МатросK2-Red
7Култаев И.В.Китой (5р/у), Теберда (3У), Зеленчук, Малка, Аксаут, Б.Лаба, БелаяЗам. Руководителя / Инструктор / СнаряженецКаяк Jeckson «Karma»

Руководитель: Жильченко К.Н., г. Москва, Турклуб Перово

Адрес хранения отчета                                             _____________________________________________

Поход рассмотрен МКК                                                                                                                               ______________          

Общая идея похода

Поход является тренировочным для подготовки к спортивным водным походам летне — осеннего сезона 2019 г. по водному туризму. В рамках похода прошли практические занятия по отработке необходимых навыков и умений для походов более высоких категорий, отработаны навыки сплава и опробовано снаряжение для использования при низких температурах. Так же в план похода была включена культурная-образовательная часть: посещение палеонтологического и краеведческого музея, расположенного на пороге Лестница,  посещение усадьбы — музея Александра Васильевича Суворова в селе Кончанско – Суворовское.

Логистика

Логистическая схема была выстроена следующим образом: на двух легковых автомашинах: грузопассажирском микроавтобусе Форд Транзит ( в Форд была загружена основная часть снаряжения и ехали 5 человек, в т.ч. водитель) и хетчбэке Лада Ларгус (2 чел.) добирались до точки стапеля, там произвели выгрузку группы и снаряжения, затем логисты (Жильченко К.Н. и Шевченко С.В.) перегнали автомашины в конечную точку сплава – г. Боровичи, там машины поставили на стоянку до 13 апреля (адрес стоянки: Площадь 1 мая), оттуда на такси вернулись в п. Мста (телефон такси г. Боровичи: 48238-2-60-69;  48238-22-22-9; 48238-9-22-22). После прибытия в г. Боровичи и антистапеля выдвинулись в село Кончанско – Суворовское на экскурсию, затем в Москву.

Аварийные выходы с маршрута и его запасные варианты.

На территории Новгородской области, вдоль правого берега реки Мста проходит автомобильная дорога. Она соединяет все населенные пункты, стоящие у реки. По ней можно добраться до г. Боровичи.

Телефоны экстренных служб:

112 – Единая служба спасения (для всех моб. операторов);

103 – Скорая помощь (для всех моб. операторов);

(4822) 39-99-99 – телефон доверия МЧС по Тверской области;

(8162) 69-99-99 – телефон доверия МЧС по Новгородской области.

Список медицинских учреждений:

г. Бологое:

Бологоевская Центральная Районная Больница, адрес: Тверская обл., г. Бологое, ул. Красная Горка, д. 1, телефон: (48238) 2-24-20, 2-24-30, 2-23-60, 3-34-30, 3-33-63.

Больница, телефон: (48238) 4-13-25, 4-10-41, 3-35-03, адрес: Тверская обл., г. Бологое, Заозерный м-н, д. 21.

Центральная Районная Больница, телефон: (48238) 2-24-89, 3-32-92, (48238) 2-22-71 – регистратура.

дер. Перелучи:

 Перелучская Врачебная Амбулатория, адрес: Новгородская обл., Боровичский район, дер. Перелучи, ул. Новая, д. 4, этаж 1, телефон: (81664) 9-88-49.

с. Опеченский Посад:

 Опеченская амбулатория, адрес: Новгородская обл., Боровичский район, с. Опеченский Посад, линия 4-я, д. 54, телефон: (81664) 9-34-76, 9-32-37.

г. Боровичи,:

Боровичская Центральная Районная Больница, адрес: Новгородская обл., г. Боровичи, пл. 1 Мая, д. 2, телефон: (81664) 4-24-36, 4-21-97, 3-41-19, 3-21-97, 3-36-62.

График движения по маршруту (заявленный)*

Дни пути / Ходовой деньДатаУчасток путиПротяженность, кмЧХВ ~Определяющие и предопределяющие препятствия на участкеМетеоусловия, °С
1-07.04.19г. Москва — пос.Мста- стоянка в 5 км. выше п. Мста /стапель378Утро  -1 (Москва) в 6-00 День  +8  (у Твери) в 11-00 Вечер +6   за н.п. Мста  в 20-00
2/108.04.19п. Мста — стоянка в 5 км выше п. Березовский рядок31Утро  +2 в 7-30 День  +5  в 14-00 Вечер +4   в 20-00  
3/209.04.19Стоянка у п. Березовский рядок — п. Полоное (2 км. ниже поселка)29Утро  +2,5 в 7-00 День  +10  в 14-00 Вечер +6   в 17-55
4/310.04.19н.п. Полоное – н.п. Жадины20Утро  +2 в 8-00 День  +7  в 13-30 Вечер +4   в 15-15
5/411.04.19н.п. Жадины — порог Малый — порог Большой /стоянка9порог Малый  — порог БольшойУтро  -1 в 8-00 (снежная крупа) День  +2  в 16-05 Вечер -1   в 20-20
6/512.04.19п. Большой — порог Лестница4порог ЛестницаУтро  -2   в 8-00 День  +5  в 13-00 Вечер -1   в 19-00
7/-13.04.19п. Лестница — п. Егла — пляж в Боровичах / антистапель – д. Кончанско – Суворовское — г. Москва15,6порог ЁглаУтро  -5 в 6-00 День  +5  в 14-00 Вечер +6  в 20-00 (возле Москвы )

Техническое описание

Условные сокращения:

К-2-1 – катамаран двухместный Рафтмастер FOX 802-2, экипаж: Константин (капитан), Александр;

К-2-2 – катамаран двухместный Рафтмастер Гоша — 2, экипаж: Владимир (капитан), Сергей;

К-2-3 – катамаран двухместный K-2 Red, экипаж: Владимир Петрович (капитан), Наталья;

Каяк – каяк полиэтиленовый, экипаж: Илья Владимирович;

С, В, Ю, З – север, восток, юг, запад;

ЛБ, ПБ – левый/правый (здесь и далее – по течению реки) берег;

ЛП, ПП – левый/правый поворот (по течению реки);

КрЛП, КрПП – крутой левый/правый поворот;

ХВ (ходовое время) – общее время, потраченное на прохождение участка маршрута;

ЧХВ (чистое ходовое время) – время, потраченное на сплав, без учета времени на отдых, просмотр препятствий, организацию страховки, фото/видео съемку и т.п.

Хронометраж

07.04.19

Дата: 07.04.19День пути: 1
Погода, °C (утро/день/вечер):-1 (МСК) в 6.00+8  (у Твери) в 11.00+6   за н.п. Мста  в 20.00 (снежная крупа)
п. Мста / стапель / ночевка (9,7 км. выше ж/д моста в п. Мста (по реке))
Расстояние: 378 кмХВ: 7ч.ЧХВ: 5,5 ч.

7.08 Прибытие Константина Ж. и Владимира Н. на грузопассажирском Форд Транзит к месту сбора группы у метро Речной вокзал, на стоянку между домов Ленинградское ш., 92/1 и 94.к.1, хотя как потом выяснилось, можно было припарковаться ближе к метро – у Макдональдса.

7.25 Прибыл Сергей Ш.  на второй машине (Лада Ларгус)

7.33 Встреча с Александром К. с походными продуктами и вещами, погрузка в Транзит вещей.

7.48 Встреча с  Владимиром Петровичем К. и Натальей Л.

7.58-8.05  Зашли  в Макдональдс, в ожидании остальных участников, попить чаю/кофе.

8.03 Звонок  от Ильи Владимировича К., что он на месте сбора

8.18 Вся группа  у места встречи, по навигатору 378 км до места стапеля

Выезд группы из Москвы
Перед выездом

8.27 Выезд  2-х машин по Ленинградскому ш. на МКАД, далее на платную магистраль (М11) в сторону Санкт-Петербурга. В Форде Транзит: Константин Ж., Александр К., Владимир Н., Наталья Л., Илья Владимирович К.  В Ладе Ларгус: Сергей Ш., Владимир Петрович К.

8.33 Дали сообщение Н.М. Рязанскому о выходе на маршрут, получили подтверждение.

8.38 Свернули со МКАД на М11.  Температура воздуха  +1°C

9.08  В дороге, остаток пути 316 км, прогноз прибытия 13-07. Погода переменчива, пасмурно стало.  Снежная крупа, сразу тает.

9.23 Проехали пункт оплаты платной дороги.

9.25 н.п. Ямуга, до Твери 63 км. Небольшой дождь, пасмурно.

9.38 Дождь закончился

9.58 Проехали Новомелково, небольшая облачность, солнце проглядывает. Справа река Волга.

10.15 За н.п. Эммаус заезд на АЗС Лукойл для заправки и перекуса.

10.46 Отъезд со стоянки у АЗС. Температура воздуха +8°C

11.05 н.п. Заволжский за Тверью.

11.18 Въезд  на очередной участок платной дороги М11

11.24   Солнечно, небольшая облачность

11.45  До н.п. Вышний Волочек 42 км.

11.50  н.п. Будово

12.07 н.п. Сергиевское

12.20  Вышний Волочек  (до г. Удомля по указателю 50 км). Дорога за В. В. Вплоть до подъезда к п. Мста — очень плохая, разбитая…

12.40 н.п. Гряды

12.57 н.п. Починок, за ним поворот налево, на Удомлю, по указателю 22 км.   Дорога стала получше.

13.08 н.п. Ясная поляна

13.12  г. Удомля (есть техцентр «Шайба», шиномонтаж). Дорога достаточно хорошая, после Удомли хорошая дорога закончилась.  Небольшая облачность.

13.22 н.п. Каменка

13.33 н.п. Красный май


13.50 н.п. Мста, остановка возле указателя у моста. Разминка ног, фотографирование.

У моста через Мсту в п. Мста
За спинами табличка Мста

14.00 Продолжили путь к месту стапеля, за п. Мста.

14.15 Перед началом разбитой дороги (окончание н.п. Поляны) — остановка для перегрузки продуктов и снаряжения из Ларгуса в Форд Транзит. Ларгус  оставили на окраине деревни.  К нам пересели Сергей Ш. и  Владимир Петрович К.  

14.25  Продолжили дальнейшее движение. Дорога грунтовая, с ямами , наполненными водой, проезд очень сложен. В одном месте дорогу преграждало упавшее дерево  (совместными усилиями было распилено и убрано).

14.35 Сели на задний мост на лесной дороге (снежный наст).  Константин Ж. и Александр К. пошли на разведку вперед. Остальные занимались откапыванием машины (использовали весла J ) и подкладкой сучьев под колеса.

14.50  После разведки выяснилось, что проехали нужный поворот. Метров 200 сдавали назад задним ходом. Затем свернули на нужную дорогу. Далее дорогу  преградили  одно за другим 2 упавших дерева.

15.00-15.15  Пилили деревья, оттаскивали в сторону.

Освобождаем проезд к месту стапеля

15.20  Прибытие к запланированному месту стапеля на берегу р. Мста.

15.35 Закончили разгрузку снаряжения, продуктов и приступили к установке лагеря (костер, дрова, вода), подготовка к обеду.

16.05  Начали сборку катамарана К-2 -1  Александра К. и Константина Ж.

16.30 При отъезде с места стапеля, к месту антистапеля в г. Боровичи, Форд Транзит застрял. Предпринимались различные попытки вытащить машину- откапывание, подкладывание сучьев, поленьев,  использование аналога цепи, групповое толкание.  Результат отрицательный.

17.40 Руководителем было принято решение идти в деревню за трактором, так как дельнейшие попытки выбраться из уже глубокой ямы только глубже погружали машину в эту самую яму, и чтобы не остаться на этом месте на необозримые сроки, нарушив весь походный график — Константин Ж. и Сергей Ш.   ушли в деревню за трактором. Как оказалось это решение было верным, так как  берег в районе антистапеля прогрелся и под покровом травы находится слой влажной земли/глины и даже если бы удалось выбраться из этой ямы, то оказались бы тут же в следующей.

18-18.20  Обед

18.25 Продолжили стапель катамаранов К-2-1, К-2-2, К-2-3.  Наталья Л. Занималась установкой палатки.  Температура воздуха +6 °C, солнце из-за туч.

18.50 Катамаран К-2-1 готов, К-2-2 и К -2- 3 в процессе.

19.30 Собран каркас катов К-2-2 и К-2-3, приступили  к установке палаток.

20.00 Палатки поставлены.  Температура воздуха +1 °C.

20.03 Послышался  звук трактора, вместе с трактористом приехали в кабине трактора Константин Ж. и Сергей Ш., а также собака по кличке Рэм, из деревни Поляны, которая успела подружиться с ребятами и побежала за ними и за трактором.


20.09 Трактор у машины. Далее было несколько попыток вытащить Транзит, рвался трос, но  с попытки 4-ой удалось  выдернуть  машину.

Чем круче джип, …

20.30 Трактор с Транзитом  на буксире доехал до леса, на сухой участок земли, далее Транзит поехал своим ходом, в сопровождении трактора.  По выезду из леса поблагодарили и распрощались с фермером, тронулись дальше, к месту стоянки Лады Ларгус.

В лагере продолжались сборы катов до ужина. Оставалось накачать два ката.

21.00 Подготовка к ужину

21.40 – 22.15  Ужин, Рэм взял на себя задачу охраны лагеря 🙂 Ночью хотел заночевать в чьей-нибудь палатке, но желающих не нашлось)

22.15-23.00 Личное время, подготовка ко сну

21.36 Пришло сообщение от Константина Ж, что Форд и Ларгус благополучно выбрались с лесной дороги и выезжают из п. Мста в сторону г. Боровичи.

1.31 Пришло сообщение от Константина Ж., что выехали из Боровичей на такси в сторону п. Мста

08.04.19

Дата: 08.04.19День пути: 2
Погода, °C (утро/день/вечер):+2 (в 7.30)+5  (в 14.00)+4   (в 20.00)
Лагерь в 5 км 200 м. до впадения р. Березайка
Расстояние: 31 кмХВ: 6 ч. 10 мин.ЧХВ: 5 ч. 33 мин.

04.20 Возвращение  Константина  Ж. и Сергея Ш. в лагерь

7.00 Подъем дежурных

7.30  Общий подъем. Температура воздуха +2 °C

8.20-8.45 Завтрак

8.45-11.30  Сбор лагеря, погрузка на каты. Готовы к отплытию, Рэм провожает.

              Экипаж К-2-1:  Константин Жильченко и Александр Константинов

                Экипаж К-2-2: Владимир Нешпор и Сергей Шевченко

         Экипаж К-2-3: Владимир Петрович Киреев и Наталья Логинова

                       Каяк: Илья Владимирович Култаев

12.10  Справа в Мсту впадение р. Манишка

12.50 Мимо п. Городище, подвесной мост.

Здесь расстались с псом Рэмом, чему все были очень рады, так как он не хотел с нами расставаться и бежал за нами то по берегу, то переплывал реку в разных местах, заставляя переживать всю группу… Так как была телефонная связь с местным фермером (который помогал нам с трактором), с ним договорились о встрече пса и его хозяев (которые тоже очень переживали по поводу его отсутствия) в районе подвесного моста у н.п. Городище, где они благополучно и встретились, ко всеобщей радости:)

13.07 Слева проходим устье реки Парфенка

13.20 Мимо автомобильного моста п. Мста, далее  в 130 метрах ж/д мост, за ним  чалка на перекус.

13.30-13.45 Перекус

15.07-15.19 Техническая остановка (разминка ног)

15.50 Воскресенская церковь, ЛЭП через реку, ПБ — п. Сельцо Карельское

16.30-16.40  Техостановка на правом берегу (разминка ног)

16.50 п. Ровени

17.40  Стоянка для ночевки  на ПБ,  установка лагеря

18.00 Приготовление  обеда

18.40-19.10 Обед

20.00 Температура воздуха +4°C, температура воды +3°C у берега.  Поставлена печка в палатку-баню.

22.00 – 22.30 Ужин

23.00 Отбой

09.04.19

Дата: 09.04.19День пути: 3
Погода, °C (утро/день/вечер):+2,5 (в 7.00)+10  (в 14.00)+6   (в 17.55)
Стоянка у п. Березовский рядок — п. Полное (2 км. ниже поселка)
Расстояние: 29 кмХВ: 8 ч. 35 мин.ЧХВ: 5ч. 45мин.

С целью тренировки участников похода, имеющих в качестве опыта – ПВД, руководителем было принято решение о временной перестановке в экипажах на К-2-1 и К -2 -2. На К-2-1: Константин Ж. (капитан) и Владимир Н., на К -2 -2: Александр К. (капитан) и Сергей Ш. Данная перестановка сохранялась вплоть до 9 апреля (включительно), далее экипажи были вновь сформированы согласно заявленных составов экипажей. Во  время движения по маршруту выполнялась отработка слаженности гребли,  маневрирование, траверса струи, чалки к берегу и другие навыки управления судном.

6.00 Подъем дежурных: Сергея Ш. и Владимира Н., хотя подъем был запланирован на 7.00, дежурные решили встать пораньше.

7.00 Пасмурно, облачность, небольшой туман,  температура воздуха +2,5 °C, температура воды +1,5°C

7.30 Общий подъем

7.40 Временами небольшой дождь, иногда выглядывает солнце

8.15-8.45 Завтрак

8.45-10.10  Сбор лагеря, погрузка на каты

10.50  Проходим п. Березовский рядок. В п. Березовский рядок деревянные полуобливные сваи по центру русла,  в 20  метрах перед автомобильным мостом!

11.01 У слияния с рекой Березайкой

11.05 Чалка к берегу, перекус,  температура воздуха +7°C

Технич. остановка / перекус у слияния рек Мста и Березайка

11.35 Отчалили

11.52 п. Избоищи

12.20 п. Басутино по ЛБ

12.30-12.40 Тех остановка (разминка ног) за п. Басутино,  на ПБ

13.10 мимо н.п. Большие Семерицы на ЛБ и Малые Семерицы на ПБ

13.49 н.п. Большой Глинец, температура воздуха +10°C

Метеоролог за работой.

14.03-14.13 тех остановка (разминка ног) за н.п. Малый Глинец

14.50 У слияния с рекой Уверь, делаем тех остановку у сероводородного источника, по другим отчетам пишут что это родник. Хотя запах от воды исходит серо-водородный. Делаем фото.

Сероводородный источник у впадения Увери

Сероводородный источник у слияния с рекой Уверь.

15.00 Отчаливаем

15.20 Остановка  в 1 км  от слияния реки Мста и реки Уверь на обед. Неоднократно  по пути следования маршрутом, на стоянках,  производился сбор мусора, его утилизация.

16.00-16.45 Обед

16.58 Отчалили

17.08 п. Полоное

17.55 Опора недостроенного моста , температура воздуха +6°C. Погода с примерно 14 часов ветреная, солнечная.

18.08 н.п.  Горбино на ЛБ

18.18-18.25  тех. остановка у н.п. Девкино, на ПБ

18.45 Стоянка для ночевки . Установка лагеря , температура воздуха  0°C.   Был установлен колышек для фиксации  изменения уровня воды. Заготовка дров для последующих стоянок на порогах Большой и Лестница.

19.40-20.15 Ужин

22.30 Отбой

10.04.19

Дата: 10.04.19День пути: 4
Погода, °C (утро/день/вечер):+2 °C (в 8-00)+7 °C (в 13-30)+4 °C  (в 15.15)
Стоянка в 1 км. 800 м. выше п. Жадины
Расстояние: 20 кмХВ: 4ч. 15 мин.ЧХВ: 2ч.15 мин.

8.00 Подъем дежурных,   температура воздуха +2 °C, малооблачно, солнечно, уровень воды без изменений

Бобриная работа рядом с нашей стоянкой

8.30 Общий подъем

9.10 – 9.30 Завтрак

9.35 Начало сбора лагеря, привязка дров и вещей на каты.

10.30 Температура воздуха +5 °C, температура воды +3 °C, облачность увеличилась, небольшой ветерок.

Перестановка на этот день в экипажах, с целью дальнейшей практической тренировки участников, имеющих опыт ПВД, в этот день первую половину пути инструктировал старший инструктор клуба Перово – Илья Владимирович Култаев, сначала Владимира Н., затем на второй половине пути Сергея Ш., пересаживаясь с К-2-1 на К-2-2. Распределение по экипажам в этот день было следующее: К-2-1: Култаев И.В. и Владимир Н.; К-2-2: Александр К. и Сергей Ш.; К-2-3: Владимир П. Киреев и Наталья Л.;  Константин Ж. на каяке.

11.00 Отчалили

12.10-12.20 Тех. остановка (разминка ног)

12.50 Причалили к ПБ на обед, метров  800 до н.п. Опочно

13.30  Температура воздуха +7°C, солнце из-за туч, небольшой ветер

14.15 Окончание обеда, сборы

14.40 Отчалили

15.15  Причалили, не доплыв до н.п. Жадины примерно 2 км  на ПБ  на стоянку, температура воздуха +4 °C, температура  воды +2 °C, ветренно. Установка лагеря, заготовка дров  и крепление их на катах, т.к. на следующих стоянках ожидались сложности с дровами.

17.00–17.20 Перекус

17.40-18.20 Занятия по применению морковки,  способам укладки веревки в морковку, тренировочные броски на время и на меткость всеми участниками группы.

20.00-20.30 Ужин, температура воды +1 °C

22.00-23.00  Отбой

11.04.19

Дата: 11.04.19День пути: 5
Погода, °C (утро/день/вечер):-1 (в 8.00)+2  (в 16.05)-1   (в 20.20)
Стоянка на Большом Пороге
Расстояние: 9 кмХВ: 3 ч. 50 мин.ЧХВ: 2ч. 50 мин.

8.00 Подъем дежурных , температура воздуха -1°C, температура воды +1,5°C

8.15 У Александра К. обнаружен клещ на правой руке , который был удален медиком Константином Ж. (с помощью выкручивателя клещей из общ. аптечки)

8.30 Общий подъем

9.00-9.30 Завтрак, далее сбор лагеря, привязка дров на катамараны

12.15 Отчаливание

13-15  н.п. Опеченский Посад

13-35 н.п. Малый порог. Просмотр порога, определен порядок прохождения судов. На осмотр порога с собой взяли общественную аптечку, морковки.  

Порог Малый (1 к.т.) Начало порога в конце д. Малый порог, от водосливной трубы по ПБ, протяженность 200 м. Берег высокий (около 8-10 метров), крутой. Косой слив от центра к ЛБ, далее по центру валы, дно каменистое, под ПБ каменные плиты. Далее порога перекат. Линия движения – центр по валам или под ПБ.  

Просмотр по ПБ. Для просмотра необходимо подняться наверх – туда ведет бетонная лестница. Просмотр лучше осуществлять, начиная с точки за дорожным знаком «Окончание населенного пункта «Малый Порог». Это место так же удобно для выставления фото- видеосъемки.

14-05 Прохождение  Малого порога катом К-2-1 с Константином Ж. и Александром К. по центральным валам.

После прохождения порога, сразу за порогом по ЛБ, кат К-2-1 встал на активную страховку и фотосъемку прохождения следующими экипажами.

14-20 проход  Малого порога катом К-2-2 с Владимиром  Н. и Сергеем Ш. по центру. Встали на активную страховку по ЛБ сразу за К-2-1

14-30 Прохождение  Малого порога катом К-2-3 с Владимиром  Петровичем  К. и Натальей Л. по центру.

14-40  Проход на каяке Ильи Владимировича К. по основной струе.

14-50 Сбор группы на ЛБ, отчалили в традиционном порядке: К-2-1, К-2-2, К-2-3, каяк. Через 400 м. на ЛП зачалились по ЛБ для промотра, непосредственно перед Большим порогом. Место для чалки не очень удобное – высокий подьем берега (порядка 7-10 меторов), но более удобных для чалки мест не увидели. Зачалились все чисто. Каменистый берег, широкая полка, выше нее большая поляна, есть подобие спортивной площадки, пологий подход к воде. Это место удобно для ночевки большой группы или нескольких групп. На стоянке проблемы с дровами для костра. Лучше использовать привезенные заранее запасы, что наша группа и сделала – на каждом кате было закреплено по одной пиленной сушине, с места предыдущей стоянки, а так же запаслись мешком с уже наколотыми дровами.

Порог Большой (2 к.т.) Косые сливы от центра русла к ЛБ, образованные несколькими плитами ломаной конфигурации, бочки, валы, камни, протяженность 300 м. Основная линия движения по ЛБ. По ЛБ, после ключевого места порога, имеются небольшие улова, достаточные для безопасной чалки нескольких судов.

15-22 проход  Большого порога К-2-1 с Константином Ж. и Александром К.  по центру косых валов, сразу же ушли ближе к ЛБ, ровное прохождение между камнями, уход в улово у ЛБ и встают на страховку и фотосъёмку.

15-35 проход  Большого порога К-2-2 с Владимиром  Н. и Сергеем Ш.  ближе к ЛБ, чалка перед К-2-1

15.45 проход  Большого порога К-2-3 с Владимиром  Петровичем  К. и Натальей Л.  По центру валов, чалка к ЛБ, перед К-2-2

15.57  Проход Большого порога на каяке Ильи Владимировича К.

16.05 Сбор на ЛБ, установка на поляне  лагеря, разгрузка катов, подготовка палатки — Бани перед занятиями по самосплаву, температура воздуха +2°C

17.05 — 17.45  Обед

18.00 – 18.50 Тренировочные прохождения Большого порога в следующей очередности: 2 раза К-2-1 с К.Ж и А.К., далее К-2-2 с В. Н. и С.Ш., затем К-2-3 с В.П.К. и Н.Л. и  снова К-2-2 с В.Н. и С.Ш.  Кат К-2-1 при прохождении  порога катами К-2-2 и К-2-3 на активной страховке.

19.00 Самосплав  Константина Ж.

 Предварительно  выставлены 2 человека на страховку с морковками- Сергей Ш. и Наталья Л., на активной страховке кат К-2-3 с В.П. К. и В. Н.

 Первый самосплав, с веслом: Самосплав осуществлялся по центральным валам у ЛБ. Поймана морковка Сергея Ш.,  также в сторону К.Ж. начато движение  К-2-3 с В.П. К. и В. Н. и в финальной стадии приближения к берегу К.Ж. был совершен на него наезд одним баллоном ката в результате несогласованности действий экипажа. В данной попытке самосплава удалось осуществить приближение к берегу с помощью весла, лежа на спине, ногами вперед (по течению) в процессе прохождения по центральным валам у ЛБ

 Второй самосплав, без весла: Морковки были брошены неточно. Кат К-2-3 начал движение в сторону К.Ж., но в итоге К.Ж. сам выплыл на ЛБ, в чем и состояла идея данного самосплава – попробовать самому перевернуться в спасжилете на живот и кролем добраться до берега, в случае (как и произошло на деле) если морковки все летят мимо или не долетают. Данная методика была успешно апробирована, однако здесь есть нюанс – жилет был каякерский, на 7 литров, который позволяет переворачиваться в воде. В жилете большего объёма вероятно это будет сделать значительно труднее или невозможно.

Далее завершение занятий, переодевание, просушка вещей в палатке-Бане.

19.35 Подготовка к  ужину

В течение дня погода переменчива, холодно, воздух  около -1 °C, временами снежная крупа

20.45 – 21.20 Ужин, обсуждение итогов дня: прохождения порогов, занятий по сплаву на катах, самосплаву, анализ ошибок, выработка замечаний и предложений. (высказывались все по очереди). Главный итог занятий по страховке с берега, активной страховке катамараном и самосплаву можно выразить известной фразой: Спасение утопающего – дело рук самого утопающего! 🙂

22.30 Отбой

12.04.19

Дата: 12.04.19День пути: 6
Погода, °C (утро/день/вечер):-2   (в 8.00)+5  (в 13.00)-1   (в 19.00)
Стоянка на пороге Лестница
Расстояние: 4 кмХВ: 1 ч. 40 мин.ЧХВ: 1ч. 00 мин.

7.00  Подъем К.Ж. и В.Н.  Ветрено, пасмурно, холодно, температура ночью — 4 °C

8.00 Подъем дежурных. Температура воды +1°C, температура воздуха -2°C, небольшой снег (крупа)

8.30 Общий подъем

9.00 – 9.25 Завтрак, далее сбор лагеря

10.25 Погрузка на каты

11.20  Отчаливание от места стоянки на Большом пороге

11.40  Устье подземной реки Понеретки. Выход реки из промытой ею пещеры в берегу, образующий водопад. Чалка у устья, фото/видео съемка.

12.00 Продолжили движение

12.05 Тренировки на воде по чалке пустого (по легенде — без экипажа) катамарана к берегу, использование струи для чалки перевернутого судна: Сперва  К-2-1 чалил  К-2-2, затем К-2-2 чалил  К-2-3, далее К-2-3 чалил  К-2-2, И.В. К.  снимал фото и видео.

 После церквей по ЛБ и ПБ (разрушенная), чалка на ЛБ перед порогом Лестница. Полка перед пор. Лестница арендована ООО «Горная Мста», ЛБ у порога облагорожен: сооружены широкие деревянные лестницы, удобные для спуска-подъема судов, сделаны поручни и смотровые площадки, вглубь от берега построен небольшой кемпинг, есть баня.

12.00-12.20 Чалка к ЛБ перед порогом Лестница для осмотра порога, за 200 м. до начала порога. На осмотр взяли общественную аптечку, морковки.

Порог Лестница (2 к.т.) подковообразный слив с проносной бочкой по всему руслу реки. В центре русла образуется язык, справа от которого – небольшой пенный котел. По ПБ – небольшая бочка через 20 м после первой. Протяженность 50 м. Прохождение порога ближе к ЛБ более безопасно.

Определен порядок следования судов, линии прохождения для каждого судна, дистанция при прохождении, порядок страховки и фото/видео съемки.

Непосредственно напротив порога выставил фото/видеооператоров, в 30 м. ниже порога страховку морковками.

12.30  К-2-1 проходят порог по центральному языку, далее чалятся для активной страховки в улове по ЛБ

12.40  К-2-2 проходят порог  левее, ближе к ЛБ и чалятся для активной подстраховки, сменяют экипаж К-2-1 на страховке. Экипаж К-2-1 встают на фото/видео, а экипаж К-2-3 готовятся к прохождению, по готовности дают сигнал.

12.50 К-2-3 проходят порог по центральному языку.

12.55 Каяк с И.В. К. проходит порог вдоль ЛБ.

13.00 Чалка к берегу, на небольшой поляне, сразу за кемпингом «Горная Мста»,  удобная площадка для лагеря, к тому же мы там оказались одни, видимо открыли сплавной сезон по Мсте 🙂 разгрузка катов, установка лагеря.

 Солнце из-за туч, ветрено, температура воздуха +5°C, температура воды +2°C.

Уточнили стоимость бани на базе Горная Мста – 3000 руб. без ограничения по времени. Решили не заказывать данную услугу, так как слишком дорого.

14.20 — 15.00 Обед 

15.30 — 17.50  Тренировки по чалке К-2-1  (К.Ж.  и А.К.) у  ПБ острова в намеренно, предварительно определенных,  неудобных для чалки местах, сразу за порогом, несколько   тренировочных прохождений порога Лестница в разных местах, тренировка траверса струи.

 Сперва  К-2-1 выполнили 2 чалки к острову и встали на активную подстраховку. Затем К-2-2 прошли порог правее места предыдущего прохода (ближе к центральному языку),  далее прохождение К-2-3, сразу встали на активную страховку с воды по ЛБ у лагеря, и снова  прохождение К-2-2. Потом   кат  К-2-3 постоянно находился на  активной страховке, до окончания тренировочных занятий, вместо Н.Л. встал В.Н., смешанные экипажи с С.Ш. , А.К., Н.Л., К.Ж. проходили порог неоднократно в разных местах. Затем К-2-1 с К.Ж. и А.К. встал на активную страховку ближе к порогу.

17.40  Кат К-2-2 с С.Ш.  и Н.Л. при прохождении порога сделал свечу, Сергей Ш. выпал из упоров. Наталья Л. Сделала несколько гребков к Сергею Ш. и ему сразу удалось взобраться на кат., после чего самостоятельно зачалились в улове у лагеря, перед активной страховкой К-2-3.

 На этом все занятия были завершены, каты вытащили на берег, переодевание, сушка вещей в палатке-Бане, подготовка к ужину.

19.00 Температура воздуха  -1°C, температура воды +2°C

Хронометрист за работой

19.30 — 20.10 Ужин

20.20 — 21.30 Посещение музея Боровичские пороги (осмотр экспонатов, фото и видео). В главном помещении музея, среди вывешенных под потолком помещения флагов, повесили флаг клуба Перово, с благосклонного разрешения хранителя музея, где он занял свое место и прекрасно виден при движении по музею, в направлении палеонтологической экспозиции, рядом со снаряжением для водного сплава. Саша К. остался в лагере.

22.00 отбой, температура воздуха около -3°C

22.15 Приехала группа туристов — водников, как выяснилось из Москвы, которые всю ночь шумно «отдыхали» рядом с нашими палатками.

13.04.19

Дата: 13.04.19День пути: 7
Погода, °C (утро/день/вечер):-5 (в 6.00)+5  (в 14.00)+6   (возле МСК ) в 20.00
Антистапель в г. Боровичи (Порожская улица, д.2) в 470 м. выше арочного моста Белелюбского
Расстояние: 15,6 кмХВ: 1 ч. 50 минЧХВ: 1ч. 40 мин.

04.00 Общий подъем

5.15-5.45 Завтрак

5.45-7.45 Сбор лагеря, погрузка на каты, температура воздуха -5°C, температура воды +1°C

Определен порядок следования: К-2-1, далее  К-2-2, затем К-2-3 и замыкает каяк.

7.50 Отчалили

8.15 Порог Ёгла (1 к.т.) Высокий остров у ЛБ. Отмели у ПБ перед началом порога. Проходим походным порядком с просмотром с наплыва и взаимной страховкой, ближе к ЛБ, иногда смещаясь к центру, чтобы захватить максимальное количество валов и перекатов.

8.50-9.00 Техническая остановка на ЛБ (разминка ног)

9.30 Чалка к ПБ г. Боровичи., в 470 м. выше арочного моста Белелюбского.

9.35 Фото экипажей судов на фоне моста Белелюбского.

9.40 — 11.50 Разгрузка  катов и антистапель.  К.Ж. и С. Ш.  выполнив разгрузку катов, пошли за машинами на стоянку и для уточнения  местонахождения столовой. Остальные продолжили антистапель.

12.00 Завершена погрузка снаряжения в машины и отъезд от точки антистапеля

12.10 –12.45 Обед в столовой. Столовая с качественным меню и приемлемыми ценами (около 250 руб. на человека), находится по адресу: г. Боровичи, ул Красноармейская, д.17. тел: 8 (960) 201-78-28; 8 (911) 616-09-49

13.50 Прибытие к музею. Стоимость экскурсии с сопровождением экскурсовода примерно 330 руб. с чел., заказ экскурсий по телефону: (8162) 77-37-70; 8-921-207-37-70, вся информация на сайте музея: http://novgorodmuseum.ru

14.15-15.30 Экскурсия, осмотр экспозиции, фото.

У картины-диорамы «Альпийский поход А. В. Суворова», выполненной художниками-баталистами А. И. Интезаровым, П. Т. Мальцевым, Ф. П. Усыпенко

Памятник А.В.Суворову в музее – усадьбе.

15.35- Магазин продуктовый, закупка продуктов в дорогу.

15.40  Отъезд в Москву, в дороге (в Форде Транзит) сменяли друг друга, по мере появления усталости, Константин Ж. и Владимир Н.

16.30 Проехали 61 км до поворота налево  в районе н.п. Шуя. Дорога разбита, в плохом состоянии.

19.45 Перекус на АЗС Лукойл, дозаправка машин.

22.30 Доехали до МКАД,

22.38 Дали сообщение о завершении маршрута Н.М.Рязанскому, получили подтверждение на следующий день – в вс., в 11.11.

Далее К.Ж. на Форд Транзит отвез домой  В.П.К., Н.Л., В.Н., а С.Ш. на Ладе Ларгус отвез домой А.К. и И.В.К.

Координаты мест ночевок и определяющих препятствий

Места стоянок
День / ДатаКоординаты со спутникового телефона ИридиумПримечание
Вс / 7.04.2019Lat57deg51’19» Lon34deg31’20» Alt+505 ft (3m31s ago) 07-Apr-2019 12:36:33 UTC http://map.iridium.com/m?lat=57.855350&lon=034.522416Стапель, ночевка (9,7 км. выше ж/д моста в п. Мста)
Пн. / 8.04.2019Lat58deg04’12» Lon34deg29’26» Alt+469 ft (0s ago) 08-Apr-2019 16:25:22 UTC http://map.iridium.com/m?lat=58.070133&lon=034.490566Стоянка  (5 км 200 м. до впадения р. Березайки)
Вт. / 9.04.2019Lat58deg12’52» Lon34deg20’18» Alt+190 ft (43s ago) 09-Apr-2019 17:01:17 UTC http://map.iridium.com/m?lat=58.214450&lon=034.338583Стоянка у п. Полоное (2 км. ниже поселка)
Ср. / 10.04.2019Lat58deg14’35» Lon34deg12’40» Alt+544 ft (1s ago) 10-Apr-2019 10:08:33 UTC http://map.iridium.com/m?lat=58.243216&lon=034.211183Стоянка на обед (напротив скругленного мыса, в 800 м. выше д. Опочно)
Lat58deg15’13» Lon34deg11’11» Alt+469 ft (4m59s ago) 10-Apr-2019 14:01:58 UTC http://map.iridium.com/m?lat=58.253766&lon=034.186449Стоянка (в 1 км. 800 м. выше п. Жадины)
Чт. / 11.04.2019Lat58deg16’33» Lon34deg03’03» Alt+331 ft (2m59s ago) 11-Apr-2019 13:51:22 UTC http://map.iridium.com/m?lat=58.276049&lon=034.050866Стоянка на Большом Пороге
Пт. / 12.04.2019Lat58deg18’25» Lon34deg01’18» Alt+357 ft (4m23s ago) 12-Apr-2019 15:34:21 UTC http://map.iridium.com/m?lat=58.307100&lon=034.021683Стоянка на пороге Лестница
Сб. / 13.04.2019Lat58deg23’04» Lon33deg54’47» Alt+318 ft (0s ago) 13-Apr-2019 08:39:33 UTC http://map.iridium.com/m?lat=58.384583&lon=033.913150Антистапель в г. Боровичи (Порожская улица, д.2) в 470 м. выше авто моста Белелюбского

Лоция

№ п/пОриентир/препятствиеВремя от предыдущегоПримечание
1ЛБ, 250 м ниже устья реки Мышевка0:00 
2ПБ – впадение реки Манишка0:40 
3ЛБ – п. Городище, подвесной пешеходный мост, ПБ – п. Казикино0:40 
4ЛБ – устье реки Парфенка0:17 
5Автомобильный мост в п. Мста0:13 
6ПБ — Воскресенская церковь, ЛЭП через реку, п. Сельцо Карельское2:03 
7ПБ – н.п. Ровени0:50 
8Автомобильный мост в н.п. Березовский рядок1:30 
9Слияние р. Березайка и р. Мста0:11 
10д. Городок на ПБ.0:03 
11д. Избоищи на ПБ, остров.0:19 
12Остров, затем небольшой перекат.0:35 
13Остров между деревнями Бол. Семерицы  и Мал. Семерицы.0:46 
14Навесной мост.0:03 
15Остров.0:15 
16Деревня Бол. Глининец, навесной мост.0:22 
17С ПБ впадает река Уверь.0:55 
18По ЛБ впадение ручья, по ПБ опора ЖБ моста.1:15 
19д. Горбино, подвесной мост.0:20 
20ЛЭП, напротив д. Девкино. По центру реки островок, маленький перекат.0:10 
21Два острова за д. Стрелка.0:20 
22д. Большой Чернец, перекат, несколько островов.0:35 
23Перекат.1:25 
24Перекат у д. Опочно.0:25 
25д. Жадины,  разрушенные здания на ПБ.0:45 
26Острова.0:05 
27Шивера 300м.0:10 
28Навесной мост.0:05 
29ЛЭП.0:10 
30ПБ Опеченский Посад.0:10 
31Остров.0:05 
32Дендропарк села Опеченский Посад на ПБ.0:10 
33Камень по центру  реки.0:15 
34Навесной мост.0:05На ПБ магазин.
35ЖБ мост.0:09 
36Навесной мост.0:11 
37Порог Малый, 200 м (1 к.т.)0:08Чалка на ПБ возле бетонной водосливной трубы.
Косой слив от центра к ЛБ, в левой части русла каменная плита, затем камни и островки с отмелями. По центру русла валы. Основная струя по ПБ. Далее порога перекат.
38Порог Большой, 300 м (2 к.т.)0:01Перед ЛП чалка на ЛБ для просмотра порога.
Косые сливы с бочками от центра русла к ЛБ и ПБ, образованные несколькими плитами, валы, камни.
39По ПБ валы (400 м), слив с бочкой. По ЛБ шиверка. Далее идет долгая шивера. С ЛБ впадает подземная р. Понеретка.0:06 
40Шивера (400 м).0:13 
41По ЛБ и ПБ п. Ровное.0:02 
42Порог Лестница, 50 м (2 к.т.)0:07После церквей по ЛБ и ПБ (разрушенная), чалка на ЛБ.
Подковообразный слив с проносной бочкой по всему руслу реки. В центре язык, справа от которого – небольшой пенный котел. По ПБ – небольшая бочка через 20 м после первой.
43Остров.0:16 
44Подвесной мост между д. Егла и д. Золотово.0:04 
45Несколько обливных камней.0:05 
46Два притока по ЛБ (ручья).0:05 
47Порог Егла, 100 м (1 к.т.)0:05Высокий остров у ЛБ. Отмели у ПБ перед началом порога. Валы и перекаты.
48Правый приток, водопадом вливающийся в Мсту.0:03 
49Левый приток.0:10 
50Левый поворот (180°), дер. Путлино.0:08 
51Просека газопровода, опоры старой ЛЭП. Перекаты.0:10 
52ЛЭП, перекаты.0:08 
53ЛЭП.0:17 
54дер. Полыновка на ЛБ.0:03 
55Левый приток. Устье реки Круппы.0:04 
56Автомобильный мост, ЛЭП.0:04 
57ЛЭП, острова и отмели у ПБ.0:02 
58ЛЭП, г. Боровичи.0:03 
59Нависающий над рекой трос, перекаты, отмель в центре реки.0:04 
60Спуск к реке по ПБ, перед пешеходным мостом им. Белелюбского0:10 

Потенциально опасные участки (препятствия, явления) на маршруте

Помимо водных препятствий угрозу для жизни и здоровья человека представляют клещи, обитающие в местах пролегания маршрута и в это время уже проявляющие активность.

Перечень наиболее интересных природных, исторических и др. объектов на маршруте

Берёзовский Рядок. Церковь Успения Пресвятой Богородицы. Каменная пятиглавая церковь с теплыми Никольским и Тихвинским приделами в трапезной, построенная вместо старой сгоревшей каменной церкви. Первые летописные упоминания о Никольском погосте на Березовом Ряду относятся к XVI в., тогда деревни у погоста принадлежали Перынскому монастырю. В советское время церковь была закрыта, использовалась как склад и пекарня, впоследствии была заброшена.

Опеченский Посад. В 1764 году на месте деревянной церкви в селе был выстроен каменный трёхпрестольный однокупольный Успенский храм. В 1937 году храм был закрыт, и в нём разместили цех Ёгольской трикотажной фабрики, а в 1940—1941 гг. колокольня Успенского храма была разобрана на кирпич. Храм был вновь открыт в 1994 году. В 1973 году местным любителем природы Ушановым Семёном Андреевичем в Опеченском посаде был заложен дендропарк, в котором к настоящему времени произрастает более 160 видов деревьев и кустарников. Решением Исполкома Опеченского сельского совета от 12 июля 1984 года за № 7 дендропарку присвоен статус памятника природы регионального значения. Памятник охраняется государством.            От Опеченского Посада до Ёглы проходит Природоохранная зона «Горная Мста». Здесь расположены самые крупные пороги Мсты. Гранитная набережная Опеченской пристани – находится на левом берегу Мсты, протянулась более, чем на 900 метров. Набережная выложена в  18 веке из обтесанных гранитных валунов. Во времена, когда действовала Вышневолоцкая водная система, здесь  швартовалось до 1500 судов.

Музей Боровичских порогов — на пороге Лестница. В данном музее собраны краеведческая и историческая информация о самом районе, русле пролегания реки Мста, представлены палеонтологические артефакты, добытые на берегах реки  в процессе их естественного вымывания из слоев земли в прибрежной полосе.

р. Понеретка — левый подземный приток Мсты, впадающий в реку из пещеры в отвесной известковой скале (ниже Большого порога). Имеется несколько обваливающихся малых пещер. Сама Понеретка представляет из себя значительную пещеру с разветвлёнными галереями и залами, но её посещение зависит от уровня воды и возможно только имеющим спелеологическое оборудование и соответствующую практику.

Деревня Ровное. Каменная однокупольная церковь Спаса Преображения постройки 1767 года. Является памятником архитектуры. В прошлом имела два придела: в честь Преображения Господня и во имя святого Николая-чудотворца. Требует реставрации.

Село Ровное. Храм Тихвинской иконы Божией Матери. Архитектор следовал основным канонам строительства русских православных храмов, выбрав древнейший тип объемно-пространственного решения «корабль» в единой связи с колокольней.

Боровичи. Музей истории города Боровичи и Боровичского края. Расположен в исторической части города, в Доме купца I гильдии М. Я. Шульгина, городского головы (1894—1906 гг.), члена Государственной думы третьего созыва (1907—1911 гг.). Экспозиции насчитывает более 2 тыс. экспонатов, охватывающих период от эпохи неолита до революционных событий 1917 года. Одной из главных достопримечательностей является городской мост — первый арочный мост в России, соединяющий Торговую и Спасскую стороны, построенный в 1905 году по проекту профессора Петербургского института путей сообщения Н. А. Белелюбского. Свято-Духов монастырь был основан в излучине реки Мсты, на северной окраине села Боровичи. Он являлся важным видовым ориентиром в застройке села, а затем города. До 1657 года в монастыре покоились мощи св. Иакова Боровичского.

Усадьба А.В. Суворова в деревне Кончанско – Суворовское. Находится в 30 км от г. Боровичи. Усадьба А.В. Суворова в с. Кончанское – единственное из сохранившихся ныне Суворовских владений. В XVIII в. с. Кончанское – суворовская вотчина. Известность усадьба получила после того, как стала местом ссылки опального полководца в 1797-1799 гг. А.В. Суворов, почти полвека с беззаветной преданностью служивший России, был отставлен от службы императором Павлом I и сослан в глухое имение Кончанское за то, что выступал против опруссачивания русской армии. Отсюда же 7 февраля 1799 г. полководец отправился в знаменитый Итало-Швейцарский поход, навстречу всемирной славе.

Географическая и климатическая характеристика района

Бассейн р. Мсты почти целиком расположен в северной части Валдайской возвышенности. Река проходит по территории Тверской и Новгородской областей РФ.

Мста берет начало в северной части озера Мстино, в 25 км. севернее Вышнего Волочка (Тверская область), и впадает в Ильмень несколькими рукавами вблизи истока Волхова. Длина Мсты — 445 км., площадь бассейна — 23060 км2.

Наиболее возвышенной является юго-западная часть бассейна, где проходит основная гряда Валдайских гор и расположены Шереховицкие высоты, которые возвышаются над уровнем Ильменя до 250-290 м. К югу и востоку местность понижается, переходя в Валдайское озерное плато и Молого-Мстинскую озерную возвышенность. Нижний участок Мсты длиной около 40 км. расположен в Волховско-Ильменской впадине, представляющей собой заболоченную низину, полого поднимающуюся к верховьям реки. Эта впадина окаймляется полосой равнин — Вишерской, Полометской и Полистской, которые в значительной части покрыты болотными массивами. Далее вверх по течению простирается Валдайская возвышенность.

Длина речной сети бассейна составляет около 3400 км. Нарастание площади водосбора Мсты происходит по всей длине реки довольно равномерно с обеих сторон. Площадь бассейна по правому берегу реи составляет 47,3, по левому — 52,7% (от суммарной площади водосбора без озера Мстино).

Мста имеет около 70 притоков, среди которых наиболее крупные — Цна, Березайка и Уверь. Площадь их водосборов в сумме составляет около 48,5% всей площади бассейна Мсты.

Общий уровень падения Мсты составляет 133,4 м, т.е. 0,3 м на 1 км длины. Истоки Мсты лежат на высоте около 158 м над уровнем моря. Распределение падения по длине реки весьма неравномерно. Наибольший его уровень — на участке от Опеченского Посада до Потерпелицкой пристани, где располагаются Боровичские пороги. Длина участка — около 31,5 км, падение — 65 м, что составляет 2 м на 1 км расстояния. Группа Боровичских порогов, образованная на выходе плотных известняков (около 40 порогов), создает наиболее серьезное препятствие для использования Мсты в судоходстве. Река в районе Опеченского Посада течет очень быстро.

Порожистость является характерной особенностью Мсты, причем наиболее крупные пороги сосредоточены в верхнем течении — на первых 130-140 км.

Глубина реки значительно колеблется. На плесах — 3-5 м, на порогах (в естественном состоянии, без попусков воды) глубина не превышает 0,2-0,4, в нижней части реки — 0,6-1,0 м.

Ширина реки в навигационный период в верховьях составляет около 40 м, в районе Боровичских порогов — 60-80 м. Ниже впадения Волмы, при выходе Мсты в заливные луга, по которым она течет до Ильменя, ширина достигает 100-120 м. Берега ее преимущественно высокие, местами крутые и обрывистые. Река судоходна от Мстинского моста до озера Ильмень.

Дно реки большей частью хрящеватое, усеянное камнями. Преобладают известняки и песчаники, встречаются кварцы. Ниже села Бронницы оно сложено из глинисто-торфяных образований. На всем протяжении Боровичских и большинства других порогов дно реки состоит из плотной известняковой плиты. Вода в реке обычно мутная, так как быстрое течение несет много гальки, песка и ила.

Весенний подъем сопровождается вскрытием реки, происходящим в середине апреля. Спад уровней по времени довольно сильно растягивается и в отдельные годы достигает двух месяцев. Иногда он зависит от попусков воды из водохранилищ. Замерзание реки 30 ноября, вскрытие реки 13 апреля, половодье: Апрель – Май. Температура воды июль  + 18 +20 о С, январь  0  +4 о С. Скорость течения около 3-4 м/с

Климат умеренно-континентальный, характеризуется переходными чертами от континентального климата восточных районов Европейской территории страны к более влажному климату северо-западных районов. Среднее годовое количество осадков колеблется от 550-600 миллиметров в северной части до 450-500 миллиметров, а местами и ниже, в южной части.

Стоимость проживания, питания, снаряжения, средств передвижения. 

Финансовые расходы
Транспортные расходы на группу 10 500 руб., на 1 человека 1 500 руб.
Продукты на группу 12 000 руб., на 1 человека 1 714 руб.
Музеи на группу 3 310 руб., на 1 человека 473 руб.
Итого: на группу 25 810 руб., на 1 человека 3 687 руб.

Итоги, выводы и рекомендации по прохождению маршрута

Маршрут был пройден по запланированному графику и соответствует уровню подготовки участников.

Маршрут живописный и богат интересными историческими и природными достопримечательностями.

Первая часть маршрута, до порогов Малый и Большой, дала возможность экипажам сгрестись и отработать слаженность действий..

Погода, в сроки проведения похода, была дополнительным стрессовым фактором, усложняющим прохождение маршрута, но дополнительное снаряжение в виде палатки-Бани, позволило благополучно решить все возникающие вопросы с просушкой одежды, дополнительным обогревом участников похода. Минусом данной палатки является ее вес: вместе со спальным отсеком и зимним тентом 18,5 кг. Участникам, ночующим в других палатках, рекомендуется запастись спальником с температурой комфорта на -10°, термобельем, рассчитанным на температуры -5 (-10°)

На протяжении всего маршрута есть возможность аварийной выброски и закупки продовольствия. Магазины есть в п. Мста, д. Березовский рядок, Опеченский посад, Ровное, у пор. Лестница можно заказать баню, 3 000 руб. без ограничения по времени, от 4 до 10 человек.

Т.к. маршрут весьма популярен, на стоянках, начиная с Большого порога вплоть до г. Боровичи,  проблемы с дровами, поэтому дровами желательно запастись до Большого порога. В сроки проведения нашего похода, на реке никого не было, что дало определенную свободу в выборе удобных мест стоянок.

Логистический аспект: заброска и выброска на личном авто, позволяющем перевозить все снаряжение и группу, очень удобна и решает множество проблем, позволяет планировать маршрут по дополнительным достопримечательностям, наполнять поход культурно-познавательной составляющей, например посещение музея-усадьбы А.В. Суворова в селе Кончанско-Суворовское, подвезти все снаряжение к месту стапеля, а так же по завершению похода отвезти членов группы вместе со снаряжением по домам. Но здесь присутствуют и риски, такие как поломка автомобиля, либо риск завязнуть в грязи, сорвав сроки прохождения маршрута. Кроме того, добавляется дополнительная психо-физиологическая нагрузка на логистов, помимо обыденных походных нагрузок.

По возможности, рекомендуем посетить усадьбу А.В. Суворова, очень интересное место и  экскурсия.

Призываем проявлять бдительность, уже в это холодное время проснулись клещи!

Поставленные для похода цели были достигнуты, участники освежили (кто-то  получил) навыки управления катамараном, технические навыки преодоления таких водных препятствий, как вал и бочка, потренировали чалку на струе, разные варианты самосплава, активную и пассивную страховку.

Доступность Мсты, а также  препятствия делают ее весьма интересной для весеннего сплава в условиях дефицита времени. Данная река вполне может быть выбрана как в качестве первого маршрута 2 к.с., так и для тренировки и «скатки» экипажей перед более серьезными походами.

Литература

  1. Отчет о водном учебно-тренировочном походе 2  категории сложности по р. Березайка – р. Мста, руководитель Самыкин А.В.  http://tk-perovo.ru/index.php?id=1014
  2. Отчет о водном походе 2  категории сложности по р. Мста, руководитель: Ирина Черняйкина http://tk-perovo.ru/index.php?id=49

Карта активной части маршрута (М 1:200 000)

Открыть в PDFРаспечатать

Илья Култаев

Старший инструктор по водному туризму. Люблю ходить в походы и не только.

Вам может также понравиться...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

9 − 4 =

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.