Большой Зеленчук – Аксаут – Кубань – Теберда (Северный Кавказ) 2022

Открыть в PDFРаспечатать
Image3

Федерация спортивного туризма — объединение туристов Москвы

Региональная общественная организация содействия развитию молодежного туризма «Туристский клуб» (ТК «Перово»)

Отчет

о прохождении водного туристского спортивного маршрута третьей категории сложности по рекам  республики Карачаево-Черкесия Большой Зеленчук – Аксаут – Кубань – Теберда (Северный Кавказ) , совершенном группой туристов гор. Москва, РООСРМТ «Туристский клуб» (ТК «Перово»), в период с 29 апреля по 9 мая 2022 г.

Пока только первый день ;-))

Маршрутная книжка:                № 1/4-301

Руководитель:                           Григорьева Ольга Олеговна

E-mail руководителя:                 grig_forever@mail.com

Маршрутно-квалификационная комиссия рассмотрела отчет и считает, что маршрут может быть зачтен руководителю и участникам четвертой категорий сложности.

Москва 2022 г.

  1.  Справочные сведения о походе
  2. Проводящая организация: Турклуб Перово (РООСРМТ Туристский клуб). Москва, ул. Металлургов, д. 5. Тел. +7 (977) 815-2559,

http://www.tk-perovo.ru, http://www.tcperovo.ru

  1. Район похода: Северный Кавказ
  2. Общие справочные сведения о маршруте
Вид туризмаКатегория сложности походаПротяженность активной части походаПродолжительность Сроки проведе-
ния
общаяходовых дней
водный312311829.04-9.05.2022
  1. Нитка маршрута

Москва – Невинномысск – Псыш – Б. Зеленчук – Аксаут – Кубань – Теберда – Зеленчукская 

  1. Состав группы
ФИОГод рожд.Туристский опытЭкипажОбязанности
1Григорьева Ольга Олеговна1986Калга (2Р), Китой (5У)К2-1  Тайм-ТриалРуководитель, штурман, капитан
2Култаев Илья Владимирович1966Китой (5Р/У)К2-1 Тайм-ТриалСнаряженец, видеооператор, капитан
3Шевченко Сергей Вячеславович1974Теберда – Аксаут – Б. Зеленчук (4У)К2-2Рафтмастер ГошаРеммастер, матрос
4Постникова Анастасия Александровна1990Теберда – Аксаут – Б. Зеленчук (4У)К2-2Рафтмастер ГошаМедик, метеоролог, капитан
5Брянский Андрей Леонидович1980Б. Лаба, Кутсайоки, Ока, УрикК4-3Рафтмастер Фокс 400Хронометрист, капитан
6Захаров Артем Андреевич1984Лемеза – Инзер – Березяк (3У)К4-3Рафтмастер Фокс 400Летописец, матрос
7Вакулюк Василий Владимирович1972Черского (5У)К4-3Рафтмастер Фокс 400Гитарист, фотограф, матрос
  1. Определяющие препятствия маршрут

Для просмотра правой части таблицы на компьютере зажмите «Шифт» и покрутите колесико мышки. На телефоне можно просто двигать табличку пальцем.

№ п./п.Вид препятствияКатегория сложностиХарактеристика препятствия (характер, высота, новизна, наименование и т. п.)Протяженность, мЛиния движенияУровень воды
Река Большой Зеленчук
Порог «Третий взрывной»2-3Ориентир – желтая труба газопровода, перекинутая через реку. Порог представляет собой серию валов и бочек200Шли по основной струеВысокий
Порог «Четвертый взрывной»2-3Начинается короткой мощной заходной шиверой, затем струю разделяет большой зуб. Слева от зуба в воде есть еще камни, справа чистый проход250Шли ближе к ПБВысокий
Порог «Косой»3Начинается после резкого ПП двумя косыми бочками через всю реку. Затем струя сужается и сливается вокруг большого зуба с мощной бочкой за ним, которая сваливает влево, что создает опасность навала на скальную глыбу, расположенную ближе к ЛБ. За глыбой по левому берегу линию осложняют еще несколько камней значительного размера.300Экипаж К2-1 — заход в улово за камень на ПБ, траверс, чалка на ЛБ ниже порога. К4-3 — По струе, правее всех камней. Страховка морковками и катамараномВысокий
Река Аксаут
Порог «Слалом»3Начинается на ЛП сразу же за большим левобережным плоским камнем. Порог начинается сливом через валуны в центре. Далее на ЛП по центру зуб в основной струе, на который валит вся вода. Перед зубом — большой обливной камень. 300Шли по основной струе со взаимной страховкойВыше среднего
Порог «Корнет» 3Ориентиром порога является поворот реки. После моста в посёлке Красный Карачай река делает сначала правый поворот, затем левый поворот – это и есть ориентир порога. Порог представляет собой сливы, бочки и валы. 200Шли по основной струе со взаимной страховкойВыше среднего
Порог «5-минутка»2-3Через 5 мин. сплава от пор. Корнет, поворот реки налево, справа дорога. В начале препятствия — глыба по ПБ, напротив глыбы на ЛБ ручей сверху.  В центре на заходе крупный надводный зуб по центру, проход есть как справа, так и слева. Затем опять слалом между камней (левая часть русла – более чистая).200Слалом, взаимостраховкаВыше среднего
Порог «S-образный» 3Ориентир порога: на ПБ удобная полка для стоянки, дорога от неё уходит вверх.  Препятствие представляет собой S-образный участок реки с сильными сливами и пенными котлами. 300Шли по основной струе при взаимной страховкеВыше среднего
Порог «У моста»2-3Бетонный мост, на входе камни, надводные и обливные, небольшой изгиб реки, под мостом слив в направлении справа налево200Шли по основной струе при взаимной страховкеВыше среднего
Порог «Мустанг»3Ориентир порога: правый поворот реки, на правый берег дорога уходит резко вверх, береговые ориентиры: километровые столбы 12/33 и 13/32. Река в этом месте перегорожена крупными и мелкими камнями. Под ЛБ — слив, после чего вся струя ударяется перпендикулярно в плиту, расположенную в 10 м от слива и с нее сваливается вправо. 300Шли по основной струе при взаимной страховкеВыше среднего
Каньон «Красный»3Ориентиров каньон является красная осыпь с ЛБ. В каньоне порог «Шкворень». Весь участок представляет собой шиверу с большим падением и локальными бочками с валами до 1м.1200Шли по основной струе при взаимной страховкеВыше среднего
Каньон «Два моста»3Технически не сложный каньон. Ориентир: мост через реку, по которому дорога переходит с левого берега на правый берег. Линия движения видна с воды.400Шли по основной струе при взаимной страховкеВыше среднего
Порог «Поцелуй Чаниты»2-3Ориентир – скала по ЛБ с несложным прижимом. После прижима плеск длиной 20–30 м. Затем большой обломок скалы лежит в центре русла, образуя два слива. Левый на входе загроможден камнями, оставляя очень узкий проход. Правый более чистый и удобен для прохода. 200Шли по основной струе справа от камня  при взаимной страховкеВыше среднего
Порог «Крокодил»2-3Порог расположен на ПП. В центре большой обливной камень, перед ним под правым берегом еще несколько камней. Проход возможен как слева, так и справа от обливного камня. 200Шли правее камня при взаимной страховкеВыше среднего
Порог «Сюрприз»3ПП реки после моста. Порог представляет собой беспорядочное нагромождение обломков скал с бочками за ними. Проход справа от них, прижимаясь к мелким камням правого берега. На выходе — сильный навал на левобережную глыбу, за которой в центре камень. По нашей воде самый интересный порог на Аксауте.400Очень интересный слалом. Шли при взаимной страховке Выше среднего
Река Кубань
«Шивера Даутская»2-3Ориентир красный железный мост на шоссе. Шивера за мостом, слева впадает р. Даут. После шиверы быстроток, разбои.200Шли по основной струе при взаимной страховкеВыше среднего
Порог «Аманхит» 3Ориентир препятствия — туристская поляна на ПБ, от которой 200–250 метров до самого каньона. Выделяется 3 ступени, разделённые быстротоками. Первая ступень (простая) — валы, за ней быстроток. Вторая ступень — входной слив, за ним большой камень по центру. Проходы справа и слева. Серия валов, по центру основной слив ступени. На выходе 3-4 мощных вала, бочки. За ними быстроток. Третья ступень — на S-образном повороте. Сливы, бочки, эффектные валы. На выходе прижимает к острому камню л. б.1500Сходу, колонной с интервалом 10-15 м с промежуточными чалкам в уловах. Линия движения очевидна.Выше среднего
Порог «1-й Каменномостский» 3Ориентир — разлив реки, с правого берега посёлок Каменномостский, с ЛБ скальный массив. Перед препятствием резкое сужение реки до 7 метров в ширину. По нашей воде порог был бурлящей горкой. 300К2-1 — прижимаясь к ПБ. Остальные суда — по основной струе. Страховка морковками с ЛБ и катамараном.Выше среднего
Река Теберда
Порог «Гай порог»3Ориентир – большой автомобильный мост, на ЛБ пос. Джингирик. На входе большой камень, не очень чётко видимый с наплыва. Проходы с обеих сторон. В левом проходе слив, обливной зуб, струя прижимает к скалам ЛБ. В правом проходе слив, мощные косые бочки, сюда уходит большая часть воды. Чалка на отмель на ПБ250Ротация экипажей. Пробовали разные линии движения. Страховка морковками с ПБ и катамараном.Выше среднего

  1. Характеристика района и маршрута похода

Карачаево-Черкесская Республика расположена на северном склоне Большого Кавказа, западнее и севернее г. Эльбрус от главного гребня до предгорий. Рельеф гористый, на севере республики высота – менее 500 метров. Главные реки — Кубань и ее притоки. Леса занимают более 300 тысяч гектаров. Климат изменяется по высотным поясам. В предгорьях зимой температура воздуха колеблется от 0 до -10 градусов, летом — от +18 до +25 градусов. В горных районах значительно холоднее. Вегетационный период на севере республики — 182 дня, на юге (в горных районах) — 50-75 дней.

Реки Карачаево-Черкессии берут начало с ледников (которых здесь насчитывается более 350), либо вытекают из высокогорных озер (около 400). В основном это каровые моренные и тектонические озера. Озера есть и в верховьях рек Аксаут и Маруха, но больше всего их в бассейне Б.Зеленчука. 

Содержание отчета

Общая смысловая идея похода, его уникальность 

Северный Кавказ является оптимальным регионом для отработки и совершенствования техники спортивного сплава – как в силу своей сравнительной близости к Центральному региону, так и в силу разнообразного и динамичного характера препятствий своих рек.

При выборе маршрута преследовались следующие цели:

  • Пройти насыщенный спортивный маршрут (4 реки и три пеших выхода) в ограниченные сроки (майские праздники);
  • Усовершенствовать ТВТ в порогах Кавказских рек;

В походе отрабатывались способы страховки, приемы ТВТ, проверялось физическое состояние членов группы, умения преодоления несложных препятствий в пешей части маршрута. 

Машина сопровождения на всем протяжении маршрута присутствовала с группой, перевозя все основные вещи. При сплаве и пеших выходах связь с водителем и внутри группы осуществлялась посредством раций.  

Транспорт, расходы, связь

Сотовая связь присутствовала эпизодически. На Б. Зеленчуке — на месте стапеля (Софийская поляна) и возле пор. Косой. На Аксауте  — возле п. Сюрприз, на р. Кубань — в районе поляны возле Аманхита и ниже, у Каменномостского, на Теберде — практически всюду.  

ЛоцияОписаниеРасходы, руб.
Москва — Невинномысскпоезд 061ЧА, плацкарт3 600 
Сопровождениебуханка65 000 за машину
Тебердинский заповедникзоопаркхалява 
Зеленчукскаябаня, проживание11 000 за группу/ сутки
Кисловодск — МоскваНевинномысск — Москвапоезд 003СА, купе /поезд 049, плацкарт5 700 /3 700

Пароли и явки:

Вкусная булочная в Зеленчукской, открывается рано — на пересечении ул. Советской и ул. Мира

Зоопарк  — Теберда, ул. Бадукская

Аварийные выходы с маршрута

Вдоль всех рек идет дорога, позволяющая, при наличии машины сопровождения, в течение максимум двух часов оказаться в населенном пункте, где смогут оказать медицинскую помощь. При отсутствии  машины сопровождения выброска с Б. Зеленчука, Теберды и Кубани так или иначе не представляет сложности, т.к. дорога вдоль реки достаточно оживленная и поймать машину не должно представлять труда. Аксаут – не столь часто посещаемая река, однако машины курсировали туда-сюда постоянно.

Запасные варианты:

  • отказаться от радиального восх. в верховьях Аксаута
  • отказаться от пешего перехода с Аксаута на Теберду
  • отказаться от прохождения реки при паводке, либо посетить ее позже

 Район обслуживает ГУ МЧС России по Карачаево-Черкесской Республике

Адреса и телефоны:

ГУ МЧС России по Карачаево-Черкесской Республике: 8 (8782) 26-01-00

369000, Карачаево-Черкесская Республика, г. Черкесск, ул. Кавказская, д. 33

Регистрация туристских групп: https://forms.mchs.gov.ru/registration_tourist_groups

График движения 

№ дняДатаМаршрутРасстояние, кмСредство передвиже-ния
1-329.04 — 01.05.2022Москва (Павелецкая) – поселок Невинномысск1445поезд
3 (1)01.05.2022Пос. Невинномысск – Софийская поляна на реке Псыш выше поселка Архыз162машина
Софийская поляна – руч. Ропочай перед 1-м Взрывным 15сплав
Переезд до пор. Косой6машина
Переезд до пор. 3-й Взрывной2машина
4 (2)02.05.20223-й Взрывной – Генераловская балка11,5сплав
Переезд на реку Аксаут к р. Ходюк95машина
5 (3)03.05.2022Радиальный выходв сторону истока р. Ходюк13 (6,5 в одну сторону)пешком
6 (4)04.05.2022Впадение р. Ходюк – пор. Сюрприз34сплав
7 (5)05.05.2022Переезд на реку Кубань чуть выше пос. Эльбрусский. Стапель, полудневка95машина
8 (6)06.05.2022Эльбрусский – 1-й Каменномостский36сплав
Переезд на реку Теберда, Ниж. Теберда56машина
9 (7)07.05.2022Прогулка к Сентинскому храму7пешком
Ниж. Теберда – Теберда. Зоопарк25машина
10 (8)08.05.2022Ниж. Теберда – Гай-порог13сплав
Переезд в поселок Зеленчукская50машина
1109.05.2022Зеленчукская – Невинномысск /  Кисловодск110 / 130машина
11-1209.05 — 10.05.2022Невинномысск / Кисловодск – Москва 1700 / 1785поезд
Итого, активная часть123

Изменения маршрута и их причины

Изменения произошли из-за погодных условий. Вследствии сильного дождя и ветра 05.05.22 взамен предполагаемого пешего перехода Аксаут — Теберда мы предпочли переехать на р. Кубань, а возможный освободившийся день потратить на прогулку до Сентинского монастыря, произведя разведку тропы на следующий год. И не прогадали.

Оценка категории сложности маршрута.

Протяжённость маршрута  (км) = 123

Продолжительность активной части маршрута (дней) = 8

Категория трудности и количество определяющих препятствий:

Пороги 2 категории, N=5,

Пороги 3 категории, N=11

Соответствующая категория сложности = 3.

Техническое описание и дневник

29 апреля 2022 года наша группа в составе семи человек отправилась поездом № 061ЧА в направлении Москва (Павелецкая) – Невинномысск. Сбор группы был назначен в 20:30 на вокзале, поезд отправлялся в 21:42.. Общественные вещи (каты, костровое) к месту сбора привез из клуба Серега к 20:00. Выгрузил вещи и стал терпеливо ждать. Настя и Артем подъехали к 20:30, нашли Сергея и стали перетаскивать вещи поближе к поезду. После подтянулись Илья и Оля, а затем и Андрей с Васей. 

У Ильи, Сереги и Оли были багажные квитанции с местом в багажном вагоне. У Андрея — багажная квитанция без места. По поезду нас немного раскидало вследствии невиданного ажиотажа: Илья и Серега обосновались в вагоне № 2, у Оли и Насти были места в вагоне № 7; Андрей, Артем и Василий путешествовали в 8-м вагоне.

В 21:10 была объявлена посадка на поезд и мы начали потихоньку челночить. В итоге все каты и пару рам удалось впихнуть в багажный вагон, остальное кое-как рассовали по полкам. Вагончик тронулся — погнали!

День 1-й. 1 мая 2022 года. Невинномысская — Псыш — Б. Зеленчук. 

L=15км, ЧХВ=1:30 ч.

До станции Невинномысская наш поезд шел 1 сутки, 5 часов 53 минуты и прибыл в 04:31 01 мая 2022 года.

На предыдущей станции мы перенесли вещи из багажного вагона № 13 в вагон № 8, дабы успеть всем выгрузиться за пару минут. После высадки и размещения вещей у стен вокзала Илья с Ольгой направились искать нашего водителя, Владимира. Владимир на своей машине модели УАЗ 2206 нас уже поджидал.

Рамы катамаранов и один из рюкзаков закинули на крышу, все остальное погрузилось внутрь. Сделали общее фото на привокзальной площади и тронулись в 5:05.

Стапель был назначен на Софийской поляне, прилегающей к реке Псыш, что выше села Архыз на 7 км.

По дороге мы заехали в магазин в районе 07:15 в селе Зеленчукская по ул. Победы, 45 (работает с 06:00). Купив в магазине хлеб и выпечку на завтрак, поехали дальше.

Двигаясь вдоль реки Большой Зеленчук, мы останавливались два раза для просмотра порога «Косой» и вариантов обноса порога «Пушка».

На место стапеля прибыли в 8:43 и, выгрузив вещи, начали собирать катамараны, любуясь прекрасными видами на снежные шапки и наслаждаясь солнечной погодой (наивные…). Проверили рации, потыкали друг друга в спасики, постучали по каскам и в 12:05 выдвинулись покорять Псыш. 

Total distance: 23.82 km
Max elevation: 1567 m
Min elevation: 1302 m
Total climbing: 554 m
Total descent: -779 m
Average speed: 12.96 km/h
Total time: 03:30:57

Часть прилагаемого трека записана на автомобиле, который подбросил нас от места чалки до места ночевки. Что отчетливо видно на треке по скоростям ;-))

Температура воздуха +8°С; температура воды  +4°С. После нашего старта погода резко изменилась, подул ветер и солнце скрылось окончательно. После 14:00 заморосил дождь. 

Река Псыш представляет собой реку шириной от 8 до 10 м со средним количеством камней и многочисленными деревьями в виде расчесок и проходимых завалов, преграждающими то левую, то правую часть реки. Фон реки меняется от 2-го до твердого 3-го, шиверы переходят в валы размером до 1 м, уровень воды – выше среднего. Достаточно динамичная и интересная река, не плохо подходит для скатывания экипажей, тренировок зачаливания и маневрирования между камнями и деревьями. Через 1,5–2 км в реку Псыш впадает река Архыз, а еще через 3,5-4 км слияние рек Псыш и Кизгыч образуют Большой Зеленчук.

Шли с интервалом 20-30 м, последовательность катамаранов: катамаран К2-1, экипаж Илья – Ольга; катамаран К4-3, экипаж Андрей – Артем – Василий; катамаран К2-2, экипаж Сергей – Анастасия. На каждом из катамаранов находился бортовой насос и небольшой ремнабор, аптечка с общественным ремнабором находились на катамаране К2-2. Шли при взаимной страховке, тренируясь чалиться в уловах, тени камней и маневрировать между камнями и деревьями. К2-1 осваивал родео на валах, экипаж был крайне доволен своим плоским катом с задорным характером.

12:25. Прошли впадение Архыза в реку Псыш и в 12:40 сделали остановочку возле бывшей погранзаставы, чтобы размять ноги. Первую ночевку решили сделать вблизи порога «Косой» с тем, чтобы обнести (вернее, обвезти) «Пушку». В этом году трассу вдоль реки  замуровали окончательно и единственным удобным вариантом обноса было загрузить машину прямо перед «1-ым Взрывным». Мы не особо расстроились, т.к. после Псыша Зеленчук был скучноват.

Итак, в 14:00 мы зачалились перед «Первым Взрывным». Парни загрузили 2 ката (одну двойку и четверку) на багажник автомобиля и переехали на поляну к порогу «Косой», оставив девушек дежурить у последнего катамарана (пользуясь случаем, хочется сказать, что там были оставлены весьма приятные неопреновые перчатки — вдруг, кто-то их нашел и жаждет отдать владельцу). Время переезда от чалки до поляны 20 минут. После выгрузки катамаранов и вещей, парни натянули тент и спрятали под него заготовленные дрова. Тем временем машина отправилась за девушками. Загрузили катамаран и вернулись в лагерь. Переодевшись, решили пообедать в кафешке, хычины же! Обед в 15:40 у нас состоял из супа лагмана и хычинов с чаем, медом и сметаной. В 18:00 мы вернулись в лагерь и продолжили копошиться. В очередной раз прогуливаясь на просмотр «Косого», группа с нежным трепетом и легкой иронией радовалась, что запретили не его, а «Пушку».

Погода вечером: Температура воздуха +7°С; температура воды в реке +4°С. Небо полностью затянуло. Шёл практически уже не прекращающийся моросящий дождь.

19:00. Попили чаек с оставшимися вкусняшками-хычинами. Отбой в 22:00. 

 День 2-й. 2 мая 2022 года. Б. Зеленчук. 3-й Взрывной – Генераловская балка. 

L=11,5 км, ЧХВ=1 ч.

Total distance: 14.48 km
Max elevation: 1389 m
Min elevation: 1209 m
Total climbing: 421 m
Total descent: -543 m
Average speed: 8.16 km/h
Total time: 02:52:28

Подъем дежурных в 07:00, подъем группы 07:40. Завтрак 7:40-8:40.

Погода: плотная облачность с моросящим дождем. Температура воздуха +7°С; температура воды в реке +5,5°С; уровень воды выше среднего, по сравнению с предыдущим днём не изменился. 

После завтрака мы переоделись и собрали лагерь в 09:30. Обмундировавшись,  провели очередную разведку «Косого», Оля обозначила места страховок и фото-видео, объяснила, кто кого меняет.

Страховка производилась в трех местах:

1) первое место на ЛБ после впадения ручья (после первого полуобливного камня), таким образом, чтобы страхующий с помощью морковки мог перекрыть левую половину реки и подтянуть пострадавшего в улово до второго камня. Данная страховка выставлялась на случай переворота катамарана и движения пострадавших по левой половине реки;

2) второе место на ЛБ после второго большого камня таким образом, чтобы страхующий с помощью морковки  мог перекрыть 2/3 ширины реки и подтянуть пострадавшего в улово между вторым большим камнем и грядой камней по ЛБ (расстояние между ними порядка 30 м). Данная страховка выставлялась на случай переворота катамарана и движения пострадавших по левой половине реки и перекрытием половины правой половины реки;

3) третья страховка выполнялась с воды на катамаране К2-2 в районе предполагаемой чалки после окончания прохождения порога на ЛБ. На данном участке реки течение реки успокаивается и замедляется. Страховка на катамаране должна была обеспечить перекрытие всего русла реки от левого берега к правому, также на случай, если первые две страховки не дадут результата.

Первым идет экипаж К2-1, страховка морковками: точка I —  Артем (+видео), точка II — Андрей и Вася (+фото). точка III — экипаж К2-2 (+фото-видео). Проверили рации и погнали. 1-й экипаж погрузился в машину в 10:20. Место старта находилось перед пор. «3-й Взрывной» в районе Линевого ручья, куда ребята приехали в 10:40, тщетно покрутили рации, осмотрели «3-й Взрывной»  и вышли на воду в 10:50. 

10:55 — «3-й Взрывной», на уровне фона. 

11:00 — «4-й Взрывной», читается с воды, шли справа от зуба. 

11:14 Зачалились перед «Косым», сообщили группе о готовности по рации (до этого чалились несколько раз проверить связь по рации, ее не было). При получении радиосигнала, страхующие подняли руки, тем самым сообщив о своей готовности и в трубке К2-1 зазвучало одобряющее «Готовы». 

11:16. Прохождение «Косого». Справа от всех камней, зашли в улово за камнем по ПБ, затем траверс и чалка на ЛБ. Прошли как планировали

11:20 Замена страховки. I — Илья (+видео), III — Оля (+видео) и Андрей

11:30 Погрузка ката и экипажа К4-3 (Артем, Андрей, Вася, Настя) в машину. Серега решил не идти порог, Настя пошла на 4-ке

11:45 Осмотр «3-го Взрывного», выход на воду К4-3

11:50 пор. «3-й Взрывной». 

11:55 пор. «4-й Взрывной». Шли справа от зуба

12:00 Зачалились перед «Косым», сообщили группе о готовности по рации

12:02 Прохождение «Косого». Перед первым зубом зацепили камень правой гондолой и катамаран развернула примерно на 45° против часовой стрелки. Успев выправить катамаран носом по ходу движения реки, экипаж прошел справа от зуба, вплотную к нему прижавшись. Далее по струе с постепенным смещением к левому берегу и чалкой в улово рядом со страхующим катамараном

12:15 Обед. После обеда мы собрали остатки вещей, загрузили все в машину, договорились с водителем о месте антистапеля и пошли к своим катамаранам. Володя поехал с оговоренному месту. 

В 13:00 мы пошли дальше по реке Большой Зеленчук. Доплыли до места антистапеля в 13:30, не доходя немного до села Нижний Архыз в районе Генераловской балки (Высоковольтные линии электропередач уходят в гору). На антистапеле мы спустили катамараны, отвязали от них вещи и погрузили на крышу автомобиля. Переоделись и тронулись в сторону Аксаута в 14:30. Дорога заняла у нас в районе 3-х часов. 

В 17:40 мы приехали на реку Аксаут на поляну возле впадения реки Ходюк, скинули каты и начали гнездиться.

Погода вечером: температура воздуха +5,5°С, температура воды +4,0°С. До сих пор облачно. Шел непрекращающийся моросящий дождь.

19:00 Ужин, обсуждение дня, планы на завтра.

22:00 Отбой.  

День 3-й. 3 мая 2022 года. Радиальный выход на Ходюк

L=13 км (6,5 в одну сторону), ЧХВ=5 ч,  Подъем/ спуск:1036 м.

Подъем дежурных в 06:00, общий подъем в 6:30. 

Завтрак 6:40-7:40. 

После завтрака переоделись, намазались кремом, упаковали рюкзачки, кто-то даже взял запасенные палки для ходьбы. В лагере остался Владимир, постоянно дежуривший возле рации. Вторая была у нас.

Целью радиального выхода было подняться максимально близко к озеру Баймирзакель. 

08:25 Выход. Идем группой, максимальное расстояние между участниками 15 м. Общая аптечка у медика, у каждого своя небольшая индивидуальная. 

Сделали общую фотку, пользуясь отличной погодой.

Погода: ясный солнечный день, температура воздуха 0°С, температура воды в реке +4°С, уровень воды в реке Аксаут выше среднего, по сравнению с предыдущим днем не изменился. Небо ясное. Ночью были небольшие заморозки, катамараны утром были покрыты тонким слоем льда.

Total distance: 4.44 km
Max elevation: 2505 m
Min elevation: 2074 m
Total climbing: 442 m
Total descent: -12 m
Average speed: 2.77 km/h
Total time: 02:33:21

Вдоль р. Ходюк идет натоптанная тропа, читаемая издалека.

Постоянно открываются живописные виды на снежные вершины, будоража сознание и систему восприятия пространства.

Через час после выхода в 9:00 мы повернули в вдп. Безымянный и сделали привал на 15 минут. Фотки, связь с лагерем. Высота 1800.

09:50. Высота 2080. Через 1,5 км дорогу преграждает ручей примерно 5 м в ширину и от 0,3 до 0,5 м в глубину. Кто-то бродил, кто-то пытался перебраться по камушкам, порой тщетно.

Через 1,5 км дорога раздваивается: направо идет дорога на перевал, прямо — к озерам и истоку реки. На развилке находится кош, до которого мы дотопали в 10:30. Высота 2244.

Примерно через 500 м дорога становиться менее заметной и вскоре вовсе теряется. 

10:45-11:00 Привал. Чай, перекус, сеанс связи. Высота 2315. Начало зоны снега. Снег жесткий, идется легко, немного проваливаемся на проталинах.

Солнце светит все сильнее, а виды открываются все панорамнее. 

11:50 Начало курумника вперемешку со снегом. Высота 2521. Мы сделали еще один привал на 15 минут перед очередным большим заснеженным участком. Изображение выглядит как внешний, гора, десерт, свежий  Автоматически созданное описание

12:20 Решено закончить подъем. Впереди крутая снежная горка, без горного снаряжения может быть небезопасно. Высота 2583. Немного не дошли до озера.

12:20-13:00 Обед у последнего дерева, сеанс связи, фото, отдых, любование шикарными видами

13:00 Начинаем спуск. Народ дурачится, скатываясь по снегу вниз. Ни один снежник не был пропущен!

Total distance: 6.67 km
Max elevation: 2453 m
Min elevation: 1674 m
Total climbing: 28 m
Total descent: -806 m
Average speed: 3.99 km/h
Total time: 02:26:20

Дорога обратно в лагерь прошла по тому же маршруту. В 13:50 добрались до коша, а затем в 14:05 встретили большую группу туристов, направляющуюся на перевал. Потрындев полчаса, двинули дальше. Перешли ручей в 14:40. В 15:00 вновь порелаксировали возле водопада и 15:30 были в лагере. 

Володя тем временем готовил нам сюрприз и уже 4 часа топил камушки на месте бани. Увы, в запасах была лишь одна упаковка таковской стретч-пленки. Илья и Оля с улыбочкой посмотрели на детище группы и решили, что это ну такое себе. Остальные поддались на провокацию Володи,  безустанно топили баню 4,5 часа, обволакивали ее тентами, теплились надеждами. А Андрей тем временем потихоньку ковырялся с ужином.

19:00 Ужин.

19:30 «Баня» для желающих — сложно было назвать это баней, но мыться было теплее, чем просто в реке. 

Вернулись ребята быстро, не пробыв в бане и получаса, отогрелись у костра и в 22:00 рассосались по палаткам.  

Погода вечером: температура воздуха  +8,0°С, температура воды  +4,0°С. Уровень воды в реке не изменился. До сих пор было ясно. Днем температура в лагере была  +16,0° С.

День 4-й. 4 мая 2022 года. Аксаут. Сплав.

Total distance: 36.4 km
Max elevation: 1671 m
Min elevation: 1185 m
Total climbing: 925 m
Total descent: -1378 m
Average speed: 8.29 km/h
Total time: 08:45:58

L=34 км, ЧХВ=5 ч. 

Подъем дежурных в 06:00. Подъем группы в 06:40. 

Завтрак с 06:50 по 07:30. Собрали лагерь, переоделись, погрузили вещи в машину, снарядили необходимыми вещами катамараны и встали на воду в 08:45. 

Погода: при подъеме было ясно, но после сбора лагеря начали появляться облака, ближе к обеду была переменная облачность. Температура воздуха +8°С, температура воды в реке +6°С, уровень воды в реке Аксаут выше среднего по сравнению с предыдущим днем снизился. 

Река Аксаут представляет собой реку шириной от 15 до 30 м с хорошим уклоном и быстрым течением. Река извилистая, в русле реки большое количество камней. Достаточно чистая имеет светло-голубой цвет. Сложность прохождения реки заключается в постоянном выборе линии движения между камнями, чтобы не сесть пузом, порой встречаются сливы, бочки, валы до 1 м. Фон реки меняется от слабого второго до твёрдого третьего.

Наш старт был с поляны возле впадения реки Ходюк, первым порогом на нашем маршруте был порог «Слалом» в 09:53. До порога мы прошли порядка 8 км, дистанция между катами поддерживалась в районе 20–30 м в последовательности катамаран К2-1 – К2-2 – К4-3. На каждом из катамаранов находился бортовой насос и небольшой ремнабор, аптечка и общественный ремнабором находились на катамаране К2-2. Во время движения тренировали чалки и придерживание выбранной линии движения. Данный участок благоприятный для тренировок и скатывания экипажей. На данном участке часто встречаются разбои, в отдельных протоках требуется проводка судов. Затем река собирается в одно русло,

 появляются отдельно стоящие камни красного цвета. Уклон резко возрастает. Это начало основного падения Аксаута. Примерно через 1,5 км виднеется мост, на ЛБ ферма. Это ориентир неявно выраженного каньона с порогом «Слалом».

Все читается с воды, порог шли сходу при взаимной страховке.

Далее в 150 м за устьем правого притока Большая Марка река делает правый поворот на 90° с несильным прижимом под левый берег. 

Примерно через 700 м мост в поселок Красный Карачай, еще через 200 м река делает правый поворот, а затем левый. На повороте порог «Корнет». Порог «Корнет» представляет собой несколько мини-сливов и зубья. 

10:30. Зачалились перед порогом, просмотр с ПБ. Выставили страховку морковками и фото-видео в середине на ПБ.

10:40. Прохождение — слалом между камней, по основной струе. 

Первым порог прошел экипаж К4-3. В это время Илья стоял на видеосъемке, а Ольга стояла на страховке в конце порога. О готовности страхующих и экипажа К4-3 было сообщено по рации в 10:55. После прохождения экипаж К4-3 сменил Илью и Ольгу. Артем встал на место Ильи с видеокамерой, Андрей заменил Ольгу на месте страховки, Василий встал на дополнительное место фотосъемки. Илья с Ольгой пошли готовиться и в 11:05 сообщили по рации, что выходят. Все экипажи прошли  нормально, порог не представлял особого интереса.

До фермы на левом берегу река представляет собой шиверу с большим уклоном, забитую камнями.

11:30. Сразу за фермой начинается порог «5-минутка»  плавно переходящий в порог «S-образный» (11:50). Этот участок представляет собой крутое падение с массой камней как подводных, так и надводных. В основных струях как правило зубья. Необходим постоянный маневр. Ширина реки 15 м. Во многих местах прохода нет. Прохождение осложнено тем, что мест для чалки очень мало. Участок кончается за мостом. Слева и справа молочные фермы. Этот километровый участок представляет большой интерес. Ориентиры – на правом берегу выраженная полка, удобное место для стоянки, дорога уходит вверх, сразу правый поворот с выраженным падением и обилием камней. Шли в стандартном порядке, все читалось с воды.

К 12:10 мы догребли до поляны перед «Мустангом». Обедаем и смотрим порожек. Он, как и все предыдущее, не представляет опасности, читается в соды, идется по основной струе. 

14:20 Порог «Мустанг». Шли при взаимной страховке. Заходили в порог по центру, перед поворотом прижались к правому берегу, чтобы не попасть на зуб, расположенный в центре основного слива. После порога – длинная мелководная шивера, заканчивающаяся перед мостом. 

Сразу же за мостом в 14:20 мы сделали чалку, там нас поджидал Володя. Чалка в данном месте обусловлена тем, что следующие за порогом «Мустанг» идет каньон «Осыпной», для нашей группы не разрешенный для прохождения. Эхх… Улыбаемся и машем… 

Проехав на машине 2,7 км, быстренько скинули каты и продолжили сплав в мы встали на воду на поляне перед порогом «Шкворень» в 15:05. 

15:10. Порог «Шкворень 2» является частью каньона «Красный». Красивейший каньон, прохождение несложное, все читается с наплыва. После порога шивера 150–200 м. Шиверы с большим падением чередуются с относительно спокойными местами. Линия движения в основном под правым берегом. Каньон «Красный» сразу же за мостом переходит в явно выраженный каньон «Два моста».

15:22. Каньон «Два моста»: перед мостом на правом берегу – старая кладка, в которую бьет вся вода, и за ней мощный слив через подводные плиты с перепадом 1,5 м. Заход из-под левого берега, прижимаясь левым бортом к камню у левого берега. Каньон «Два моста», протяженностью 400 м, технически не сложен. Шли сходу. Берега отвесные высотой до 15 м. На выходе из каньона – отдельные плиты, лежащие поперек реки, и несильные прижимы. Каньон заканчивается мостом. За мостом слева ферма, справа дом. За каньоном река несколько меняет характер. Долина сужается, пороги более локализованы, как правило, длина их не превышает 40–50 м, каждому предшествует мощная шивера, долина реки практически больше не расширяется. Такое лесистое ущелье тянется до лесничества, расположенного в 3-х км от поселка Хасаут-Греческое. 15:30. «Поцелуй Чаниты». Ориентир – скала по левому берегу с несложным прижимом. После прижима плеск длиной 20–30 м. После плеса большой обломок скалы лежит в центре русла, образуя два слива. Левый на входе загроможден камнями, оставляя очень узкий проход. Правый более чистый и удобен для прохода. После порога река успокаивается. 

До впадения реки Кишкет — несколько средних шивер с редкими камнями в русле. За устьем реки Кишкет небольшой поворот направо и мощный слив с камнем в левой части струи. От камня отходит косой вал до середины реки. Шли ближе к правому берегу. 

15:40. На правом берегу пионерский лагерь. Напротив него короткий 100 м каньон с несложным порогом «Крокодил». Порог расположен на правом повороте реки. В центре большой обливной камень, перед ним под правым берегом еще несколько камней. Проход возможен как слева, так и справа от обливного камня. Шли сходу, правее камня. За каньоном – серия мощных шивер. За мостом после плеса длинная шивера с галечным островом вначале. Идти левой мелкой протокой, так как правая узкая и на входе вся вода валит в камень. 

16:02. Мост, затем река поворачивает направо. Это начало порога «Сюрприз». Порог представляет собой беспорядочное нагромождение обломков скал с бочками за ними. По нашей воде это был самый насыщенный и интересный порог на реке. Отличный слалом. После порога препятствия не реке практически кончаются.

16:20. Чалка после порога «Сюрприз» на правом берегу реки на удобной полянке с подъездом с дороги. Антистапелимся, спускаем катамараны, грузим на машину, ставим лагерь, готовим кушать. Оля в это время пошла на разведку тропы, ведущей к Теберде. Начало тропы было успешно обнаружено.

19:00 Ужин, обсуждение дня, построение планов на завтра. В начале девятого часа пошел дождь. Отбой в 22:00. 

Погода вечером: температура воздуха +14,0°С, температура воды +11,0°С. Весь день стояла солнечная погода с переменной облачностью. 

День 5-й. 5 мая 2022 года. Переезд на реку Кубань. Антистапель, стапель, полудневка, ремонтные работы.

Подъем дежурных в 04:00. Завтрак 05:00. 

В этот день у нас был запланирован пеший переход 22 км с набором высоты 800 м на реку Теберда. Машина со всей поклажей должна была отправиться до Нижней Теберды. В планы вмешалась погода…

Погода: с самого утра шел дождь небо было все затянуто тучами, не было ни единого просвета и складывалось ощущение, что это надолго. Плюс, сверху бы добавился приличный ветер. Температура воздуха +8°С, температура воды +11,0°С. Уровень воды в реке по сравнению с предыдущим днем не изменился.

В связи с плохими погодными условиями мы решили не идти в пеший переход, а собрать лагерь и переехать на реку Кубань, сэкономив день и потратив его на разведку тропы в обратном направлении, если сложится. Кроме того, К4-3 требовал ремонта в связи с отклеивающейся заплаткой на правой гондоле. 

Мы собрали лагерь, загрузили вещи в машину и в 07:00 выехали в сторону новых приключений. В 09:00 заехали в магазин в Карачаевске, прикупили сковородку и все необходимое для блинов, дабы не унывать. По дороге заехали на нарзанный источник, размяли ноги, оздоровились водичкой. Долго искали место стапеля вокруг Эльбрусского и наконец в 11:30 присмотрели полянку чуть выше по течению реки поселка Эльбрусский, если говорить относительно дороги, то на дороге стоял столбик – указатель километража с отметкой 16 км.

Дождь не переставал идти время от времени усиливаясь. Изображение выглядит как трава, внешний, дерево, ребенок  Автоматически созданное описание

Приехав на поляну, мы натянули два тента, выгрузили вещи из машины под тенты, запаслись дровами и развели костер. 

Серега начал готовить обед. Пообедав с 13:00 до 14:00, мы начали ставить палатки и частично переносить свои вещи в них, освобождая место под тентами. После сгрузили катамараны с машины, накачали их. Под один тент мы перенесли катамаран К4-3, для того, чтобы он подсох для выполнения ремонтных работ. Под второй поставили катамаран К2-1 дабы использовать в качестве дивана.

После того как катамаран К4-3 подсох, Андрей с Серегой и Васей приступили к ремонтным работам.

В 16:30 Настя с помощью других заинтересованных участников приступила к шаманству над оладьями, которыми все наслаждались в 18:00. К этому времени ремонтные работы над были завершены.

19:00. Ужин.

Погода вечером: температура воздуха +9°С, температура воды  +7°С. Дождь, то моросил, то усиливался, но не переставал идти. Так было весь день.

После ужина мы посидели у костра, Василий поиграл нам на гитаре. В 22:00 был объявлен отбой. 

День 6-й. 6 мая 2022 года. Сплав по реке Кубань.

Total distance: 41.78 km
Max elevation: 1248 m
Min elevation: 807 m
Total climbing: 536 m
Total descent: -968 m
Average speed: 10.62 km/h
Total time: 06:36:16

L=34 км, ЧХВ=4 ч 30 мин. 

07:00 — подъем дежурных. Подъем группы в в 07:40. Завтрак с 07:50 по 08:30. Что-то мы проковырялись и встали на воду только в 10:50. 

Погода: был пасмурный день, облачно, температура воздуха +8°С, температура воды в реке +6°С, уровень воды в реке Кубань выше среднего по сравнению с предыдущим днем не изменился. 

Река Кубань от 30 до 60 м с большим расходом. Временами течение реки спокойное с резким переходом в валы от 1,5 до 2 м. Одновременно с валами появляются глыбы камней и сливы до 1 м с бочками.

Движение катамаранов последовательно с интервалом 20–30 м в последовательности  К2-1 – К2-2 – К4-3. На каждом катамаране находился бортовой насос и небольшой ремнабор, аптечка и общественный ремнабор находились на К2-2. Сразу после прохождения поселка Эльбрусский порог «У рудинка». Порог не представляет особой сложности, шли сходу. Далее до порога «Шивера Даутская» особых препятствий на реке нет, фон меняется с 1 до 3, спокойная вода перерастает в шиверы и далее в валы до 0,5 м.

11:20 — Порог «У рудника», 2-3 к.с.. Ориентир — рудник на ПБ. Сужение русла, река делает пологий поворот на право, затем резко уходит влево с сильным прижимом к ПБ (на берегу бетонные плиты), по середине русла большой камень, на выходе пологий правый поворот русла, два камня в центре с бочками. Шли левее камня при взаимной страховке. Линия движения читается с воды.

12:00 — Шивера «Даутская», 3 к.с. Ориентир — красный железный мост на шоссе. Шивера за мостом, слева впадает река Даут. После шиверы быстроток, разбои. Прохождение колонной по основной струе, все читается с воды.

Далее до порога «Аманхит» река характеризуется теми же особенностями: спокойная вода, шиверы, небольшие валы. В русле небольшое количество камней, сливов и бочек. 

13:10. Поляна возле каньона «Аманхит». Осмотр, обед. Огромная поляна с внушительным количеством палаток. После поляны река делает левый поворот, порог начинается  ближе к следующему правому повороту. Ширина реки 30 м, отвесные скалы вплотную к реке с обоих сторон, заметно падение. На полке правого берега за лиственной порослью видна дорога. Выделяется три ступени, разделенные быстротоками. Первая ступень (простая) – валы за ними быстроток. Вторая ступень – входной слив, за ним большой камень по центру. Проходы справа и слева. Серия валов, по центру основной слив ступени. На выходе 3–4  мощных вала, бочки. За ними быстроток. Третья ступень – на S-образном повороте. Сливы бочки эффектные валы. На входе прижимает к острому камню левого берега. Затем плес. Пока обедали, с полянки подошла команда розового ката (Максим Гусев), попросили подстраховать их компанию в каньоне взамен на фото-видео с дороги. 

14:30. Начали прохождение в стандартном порядке, замыкали два ката соседей, дистанция 15-20 м. Линия движения очевидна. Чалились между ступенями, постоянно страхуя друг друга, ну и снимая видосики. Порог не вызвал затруднений ни у одного экипажа, ну разве что К2-1 немного поупирался в бочке за сливом второй ступени.

Далее до порога «1-й Каменномостский» препятствий нет мы подошли к порогу в 16:00.

Порог «1-й Каменномостский», 3 к.с. Находится примерно в середине поселка Каменномостский. За 30 м до порога достаточно сильное течение. Ориентиры – после некрутого зигзага прямо по курсу невысокие уплощенные сверху скальные стенки левого берега. Относительно резкий взлет правого берега, на котором располагаются строения и огороды. На правом берегу у самой воды выходы камня. По левому берегу отмель из крупной гальки. Порог представляет собой резкое сужение русла между низкими скалистыми берегами. За ним плёс. На входе большой камень, не очень четко видимый с воды. Проходы с обеих сторон. В левом проходе слив, обливной зуб, струя прижимает к острым скалам левого берега. В правом проходе слив, мощные косые бочки, сюда уходит большая часть воды. Чалка перед порогом для просмотра и фото-видео на ЛБ примерно за 150 м. Удобная чалка на пляжике ЛБ сразу за порогом. Поблизости дорога.

Страховку морковками (экипаж К4-3) выставили на камнях ЛБ, оттуда же снимали фото-видео. 

16:20. Первым порог проходил экипаж катамарана К2-1. Проходили вдоль ПБ, вплотную к берегу. Сразу за ним стартовал К2-2, пройдя по основной струе. После прохождения порога первыми двумя катамаранам, экипаж К4-3 пошел на место старта, экипаж К2-1 поменял его на фото-видео, а К2-2 встал на страховку с воды  в районе чалки. Прохождение К4-3  — по основной струе. Прохождение порога заняло у нас 1 час времени. В 17:00 после успешного прохождения порога мы перечалили свои катамараны на отмель на ЛБ ближе к порогу «2-й Каменномостский» (ниже по течению примерно 50 м). Сдули каты, переоделись, погрузились и поехали на реку Теберда в 17:00.

К реке Теберда мы подъехали в 18:20, после не долгого поиска поляны, мы выбрали поляну, находящуюся на правом берегу реки чуть выше автомобильного моста через реку в районе Нижней Теберды. Так же рядом с мостом проходит газопровод, который трудно не заметить. 

После приезда разбили лагерь, дежурный начал готовить ужин. 

20:00 — ужин, посиделки у костра, обсуждение дня и планов на завтра.

22:00 — отбой. 

Погода вечером: температура воздуха +8,0°С, температура воды +6,0°С. С обеда пошёл дождь и до конца дня моросил. За этот день мы прошли 40 км по реке Кубань.

День 7-й. 7 мая 2022 года. Радиальный выход к Сентинскому храму, поездка в зоопарк.

L=34 км, ЧХВ=4 ч 30 мин. Подъем/ спуск: 400 м.

Total distance: 5.87 km
Max elevation: 1317 m
Min elevation: 1045 m
Total climbing: 85 m
Total descent: -287 m
Average speed: 4.33 km/h
Total time: 02:05:45

07:00 — Подъем дежурных,  подъем группы в 07:40. 

Завтрак с 07:50 до 08:50. После завтрака мы переоделись в необходимую одежду для радиального выхода, взяли перекусы, аптечку и вышли в количестве 6 человек к Сентинскому храму в 09:00. Илья и Володя остались в лагере. Здесь везде уверенно ловит сотовый, поэтому рации брать не стали.

Погода: пасмурный день, температура воздуха +4,5°С, температура воды +6,0°С, уровень воды выше среднего по сравнению с предыдущим днем не изменился. С утра облачно и дождливо. Солнечно было с 9:00 до 11:00. Потом вновь облачно. Дождя в первой половине дня не было, разошелся после 18:00. 

Мы перешли на левый берег реки Теберда по автомобильному  мосту и начали подниматься наверх. Налево отходила дорога к храму, вперед шла дорога к монастырю и небольшой деревушке. Мы планировали идти вперед, глянуть на водопад и посетить бывший Спасо-Преображенский Сентинский женский монастырь. 

09:30. Побродили по домикам, основными посетителями которых в настоящее время являются местные коровы, поразглядывали лепнину и потопали дальше. Дорога наверх представляла собой серпантин и больше походила на тропу животных, перестав читаться  к середине подъема.

Подъем занял час и в 10:30 мы были у храма. Храм (христианский) был возведен в 965 году тогда еще  на территории Алании. Место для строительства храма было выбрано не случайно: по ущелью Теберды шло одно из ответвлений Великого шелкового пути, которое вело из степей Предкавказья к восточному побережью Чёрного моря. Устанавливая христианский храм на высоком скальном выступе, аланы, а через них и византийцы, сооружали своеобразный опорный пункт – проводник своих экономических и политических интересов.

В нем сохранилось несколько фрагментов росписи, относящихся к разным эпохам. К сожалению, культурная роспись по большей части перекрыта более поздней наскальной живописью. Поразглядывали стены, нашли несколько древних фресок. Погуляли по окрестностям и начали спуск по автомобильной дороге. В лагерь мы вернулись в 12:30.  

13:10-13:50 — обед. 

После обеда решили прокатиться до Тебердинского зоопарка. Дорога заняла порядка 40 минут и в 15:00 мы были на месте. Билеты стоят порядка 100-200 р., мы же попали туда по знакомству. Погуляли по парку, посетили  музей и направились к зоопарку. Познакомились с зубрами, мишками и шакалами, посочувствовали состоянию енотовидных собак, затарились как обычно хычинами и  в 17:00 тронулись назад. По дороге заехали за хлебом и были в лагере в 18:30.

19:30 Ужин, посиделки у костра.

22:00 Отбой. 

Погода вечером: температура воздуха +5,5°С, температура воды +6,0°С. Уровень воды в реке понизился. Облачно.

День 8-й. 8 мая 2022 года. Сплав по Теберде. Прохождение «Гай-порога».

L=13 км, ЧХВ=4 ч.

07:00 — Подъем дежурных,  подъем группы в 07:40. 

08:00 — Позавтракали, переоделись, собрали лагерь и встали на воду в 10:00.

Погода: был пасмурный день, температура воздуха +7,5°С, температура воды в реке +7,0°С, уровень воды выше среднего, по сравнению с предыдущим днем снизился. Было облачно, дождя на протяжении всего дня не было, хотя по прогнозу должен был быть ливень, и мы все ждали, когда же он начнётся.

Теберда представляет собой речку шириной от 20 до 50 метров иногда расширяющуюся до 100 м, течение средней скорости и движение по реке менее динамичное по сравнению с предыдущими реками (Большой Зеленчук, Аксаут, Кубань). Достаточно большое количество отмелей и островов, образующих протоки, достигающие одновременное количество до 5 шт. Необходимо выбирать нужную протоку для того, чтобы не сесть на мель и не нарваться на завал. В узких местах образуется быстроток и присутствуют камни с бочками. Фон реки 2 категории: шиверы перерастают в валы до 0,5 м. 

Движение катамаранов последовательно с интервалом 15–20 м: К2-1 – К2-2 – К4-3. На каждом из катамаранов находился бортовой насос и небольшой ремнабор, аптечка и общественный ремнабором находились на К2-2.

Во время движения тренировали спасработы: принудительную чалку катамарана другим катамараном. В начале необходимо было экипажу катамарана К2-2 зачалить катамаран К2-1. После некоторых усилий К2-2 зашел одним баллоном между баллонами катамарана К2-1 и зачалил К2-1 на плесе. Далее экипаж катамарана К4-3 должен был зачалить катамаран К2-2. Катамаран К4-3 подплыл к К2-2 с правой стороны, развернул его параллельно себе и  левый носовой Артем схватил К2-2 за ручки баллона. Остальные члены экипажа выполняли гребки передвигая катамаран в сторону берега и на очередной отмели зачалили катамаран к левому берегу острова. Далее экипажу катамарана К2-1 необходимо было зачалить К2-2. Катамаран К2-1 завел одну из гондол между гондол катамарана К2-2 и после быстротока на спокойном участке реки зачалил катамаран К2-2 к берегу.  

Далее экипажу катамарана К4-3 необходимо было зачалить катамаран К2-1. Экипаж действовал по той же схеме. Сначала подошли к К2-1 с левой стороны, развернув катамаран параллельно своему, сидящий справа носовой Василий схватил катамаран К2-1 за ручку гондолы. Данный способ не дал результата ввиду отсутствия на правом баллоне К4-3 второго человека, а усилия членов экипажа, сидящих на левом баллоне не дали требуемых результатов (как считает экипаж К4-3). Пройдя сложные участки реки, К4-3 подошел к К2-1 с правой стороны, Артем схватил гондолу катамарана за ручку и К2-1 был успешно зачален к берегу. 

На нашем пути основным препятствием на реке был «Гай-порог». Данный порог находиться в селе Джингирик, куда мы дошли в 11:40.

«Гай-порог» имеет общее падение около 4-х м. В центре русла остров, образованный грудой камней, разбивающий реку на два русла: левое и правое. В левом русле несколько гряд камней образуют ступенчатые мелководные сливы с бочками на всю ширину левого русла. Течение в левом русле небольшое, так как основное течение идет по правому руслу. Прохождение порога по левому руслу не представляет особой сложности за исключением выбора линия движения, чтобы не сесть на камни. В правой части несколько обливных камней. Первый обливной камень возможно пройти как слева, так и справа, второй обливной камень чуть левее (примерно 1,5–2 м) первого и, проходя первый камень справа, придется хорошо поработать влево. Проход второго обливного камня слева невозможен ввиду нескольких камней между камнем и правым берегом, которые создают негабаритное место для прохода. После второго обливного камня небольшой слив высотой примерно до 0,5 м с небольшой бочкой после него, далее следуют валы, после которых второй слив высотой до 0,5 м с бочкой чуть больше предыдущей, после второго слива идут валы еще больших размеров, которые заканчиваются сливом высотой 1 м с хорошей бочкой на всю ширину правого русла. После бочки идут валы меньших размеров и далее еще один слив с мощной бочкой на всю ширину правого русла. Правое русло ограничивается практически по всей длине обливными камнями расположенным по центру реки, камни заканчиваются практически перед мостом, последние камни еле видны из воды. Порог заканчивается каскадом шивер с 3–4 валами перед мостом, 2–3 валами под мостом и 2–3 валами после моста. Удобная чалка по правому берегу за мостом. 

Дорога по правому берегу. По мере приближения к порогу правый берег поднимается вверх.  Левый берег более крутой и обрывистый. Чалка для просмотра на правом берегу метров за 150 до начала порога. Перенос катамаранов для обноса порога или повторного прохождения возможен вдоль дороги метров на 200 с плавным подъемом в начале поляны (или спуском).

12:10. После разведки порога мы выставили страховку и фото-видео.

Страховка выполнялась:

— первое место страховки находилось на правом берегу после основной части порога (двух основных бочек на всю ширину правого русла), предполагалось, что страхующий должен подтянуть пострадавшего с помощью морковки в улово перед правой опорой моста;

— второе место страховки находилось за мостом на более спокойном участке реки. Предполагалось, что страхующий должен был подтянуть пострадавшего с помощью спасательного конца Александрова в улово по правому берегу.

Фотосъемка была выставлена на мосту. Видеосъемка — наверху возле отбойного ограждения дороги, а также при прохождении экипажей катамараном К2-2, видео снималось с нижней части берега (у реки) в районе первой основной бочки.  

Первым пошел катамаран К4-3 с экипажем Андрей, Артем, Василий, Ольга. Пройдя первый обливной камень с правой стороны прижимаясь к камню левым бортом, экипаж не смог вовремя переместить катамаран влево, чтобы обойти следующий обливной камень с левой стороны. Во время прохождения второго обливного камня он был задет правой гондолой. После второго камня течение поворачивает влево, катамаран подбирает, в основном влево. К4-3 повело в левую сторону. Выровняв катамаран, экипаж прошел левые обливные камни, шаркнув их левой гондолой. Далее движение катамарана по валам ближе к середине русла вдоль обливных камней. Чалку экипаж выполнил за мостом во втором улове. После зачаливания катамарана Андрей с Василием сменили страхующих, Артем спустился к реке для видеосъемки, Ольга встала на фото на мосту.

Вторым пошел катамаран К2-2 с экипажем Сергей — Анастасия. Пройдя первый обливной камень справа, катамаран сместился влево, после прохождения второго камня слева и попав в первую бочку катамаран развернуло влево (против часовой стрелки) примерно на 50°, выровняв вовремя катамаран, экипаж прошел обливные камни, чуть шаркнув их левым баллоном и выполнил чалку к правому берегу во втором улове после моста. После зачаливания катамарана Сергей с Анастасией сменили страхующих.

Катамаран К4-3 был перенесен на место старта перед порогом для повторного прохождения порога данным экипажем. Второй раз был более удачным. Пройдя первый обливной камень справа, экипаж успел переместить катамаран влево и прошел второй обливной камень слева, но после второго камня катамаран снова развернуло влево (против часовой стрелки), экипаж сумел выровнять катамаран перед основной бочкой и далее движение катамарана было таким же как и в первый раз вдоль выступающих камней в середине русла, оставляя их по левому борту. Чалка была выполнена по правому берегу во втором улове после моста. После зачаливания катамарана Андрей с Василием сменили страхующих, Артем спустился к реке для видеосъемки, Ольга встала на фото на мосту.

Катамаран К2-2 был перенесен на место старта перед порогом для прохождения порога экипажем Андрей — Анастасия. Пройдя первый обливной камень справа, катамаран сместился влево, после прохождения второго камня слева и попав в первую бочку катамаран развернуло влево (против часовой стрелки) примерно на 40 градусов. Выровняв вовремя катамаран, экипаж прошел обе основные бочки и далее камни в середине русла оставляя их по левому борту, выполнил чалку на правом берегу во втором улове после моста. После зачаливания катамарана Андрей с Анастасией сменили страхующих.

Катамаран К4-3 был перенесен на место старта перед порогом для прохождения порога в третий раз данным экипажем. Третий раз слаженная работа экипажа дала чистое прохождение порога. Пройдя первый обливной камень справа прижавшись к нему, катамаран был перемещен влево, пройдя второй обливной камень слева и попав в бочку после камня, экипажу удалось удержать катамаран по направлению течения реки. Пройдя все бочки удачно и гряду камней в середине русла, оставляя её по левому борту, экипаж завершил прохождения порога, зачалив катамаран во втором улове после моста. После зачаливания катамарана Андрей с Василием сменили страхующих, Артем спустился к реке для видеосъемки, Ольга встала на фото на мосту.

Катамаран К2-2 был перенесен на место старта перед порогом для прохождения порога экипажем Артем — Ольга. Пройдя первый обливной камень справа, экипаж не сумел вовремя переместить катамаран влево. Второй камень экипаж прошел, пропустив его между гондолами. В первой бочке после камня катамаран развернуло перпендикулярно течению реки вправо (против часовой стрелки). Следующий слив катамаран прошел в перпендикулярном положении сумев развернуть катамаран по движению реки после первой основной бочки на все правое русло. Гряду камней, разделяющих левую и правую часть русла в середине реки прошли так же справа оставляя их по левому борту. Выполнили чалку после моста в первом улове. После зачаливания катамарана Артем с Ольгой встали на фото/видео съемку.

После прохождения порога катамаран К2-2 перенесли к месту старта перед порогом для следующего прохождения экипажем Василий — Анастасия. Пройдя первый камень справа, экипаж удачно переместил катамаран влево и второй камень был пройден чисто с левой стороны. После второго камня, в бочке катамаран немного развернуло влево (против часовой стрелки). Успев выровнять катамаран перед первой основной бочкой, катамаран продолжил движение вдоль камней в середине русла, оставляя камни в середине русла по левому борту. Чалку выполнили по правому берегу во втором улове после моста.

На катамаране К1-1 решили не проходить данный порог в связи предотвращением возникновения чрезвычайных ситуаций.  

14:00. Завершение покатушек, антистапель, приготовление обеда.

14:40 — 15:30 Обед. Пообедав, мы загрузили вещи в машину и поехали в ст. Зеленчукская в 15:50. В Зеленчукской мы были в 17:00. Сняли в аренду банный комплекс до 09:00 утра.

Погрелись в бане, постирались,  просушили катамараны и остальные вещи. Приготовили ужин и поужинали в 20:00. Настя приготовила вкусные оладьи.   В 23:00 был объявлен отбой. 

Погода вечером: температура воздуха +13,0°С. Было облачно, изредка моросил дождь.

День 9-й. 9 мая 2022 года. Обратная дорога к поезду — переезд в Кисловодск /  Невинномысск.

Вот и подошел наш поход к концу. Изначально было решено обозначить финишной точкой именно ст. Зеленчукская, т.к. далее группа делится на две ввиду сложностей с покупкой билетов на один поезд.

Завтрак в 08:00. Машина должна была подойти в 09:00, упаковались и вынесли вещи на улицу. Володя подъехал в 09:20. Погрузились и выехали в 09:45. Машина ехала до города Кисловодск, но с заездом в город Черкесск, там трое участников сплава (Андрей, Артем и Василий) вышли. Остальная часть группы в количестве 4-х человек (Илья, Ольга, Анастасия, Сергей) поехали до Кисловодска. Это было сделано в связи с тем, у что 4-х участников группы (Илья, Ольга, Анастасия, Сергей) были куплены билеты до Москвы из города Кисловодск, а у остальных участников, присоединившихся немного позже, билеты были из Невинномысска. В Черкесске мы попрощались друг с другом, пожелали хорошей дороги, поблагодарили друг друга за сплав, сделали общее фото и расстались. Трое участников, вышедших в Черкесске, наняли такси на привокзальной площади, загрузили вещи в машину и отправились в Невинномысск. Машина обошлась в 1500 рублей. В 11:50 машина выехала от вокзала Черкесска. На вокзал города Невинномысск машина приехала в 12:50, были выгружены вещи и перенесены на вокзал. 

Погода в этот день была солнечной температура воздуха +24° С. КАК НАЗЛО!

В Невинномысске ребята разделились: Василий остался дежурить с вещами на вокзале, а Андрей и Артемом отправились в 13:10 за продуктами в магазин. В 14:30 Артем и Андрей вернулись из магазина, сменив Василия. Василий вернулся в 16:20. Ребята начали собираться к поезду. К данному времени на вокзал пришли еще несколько туристических групп, ехавших на данном поезде. Ребята вышли на перрон и ждали объявления посадки. Посадка была объявлена в 16:40 и, поняв местоположение вагонов, пошли на посадку. Отправление поезда № 049 в направлении Невинномысск — Москва (Восточный) было в 17:16, начало посадки в 17:10. Андрей с Артемом сели и погрузили свои вещи в 15 вагон, Василий ехал в выгоне № 13. Багажная квитанция без места в багажном вагоне была куплена одна у Артема. Катамаран с рамой разместили в вагоне № 15. На Восточный вокзал поезд пришел в 23:10 10 мая 2022 года, ребята выгрузили вещи, вынесли их из здания вокзала к автомобильной стоянке. Андрея встречал брат на машине. Артем с Василием проводили Андрея и отправились на метро домой. 

Остальная часть группы поехала дальше до города Кисловодск. Прибыли в 13:00. Была предпринята попытка решить вопрос с катамаранами и рюкзаками, чтобы оставить их на хранение. На вокзале теперь стоят автоматизированные камеры хранения, а сотрудницы, отвечающей за обычную камеру хранения, не оказалось, пришлось обойти весь вокзал и близлежащие места. Например, зашли в отель. Сотрудница отеля сказала, что такой услуги они оказать не могут, а снять номер стоит 6000 рублей. Мы решили от такого отказаться и разделиться по двое: Сергей и Анастасия, Илья и Ольга. Анастасия и Сергей в прошлом году уже были в Кисловодске, поэтому первыми пошли пообедать в трапезную монастыря, обернулись за час и пятнадцать минут. Далее отпустили Илью и Ольгу погулять на три часа по городу. Город очень красивый, привлекает своей архитектурой и огромным парком.

Отправление поезда № 003СА в направлении Кисловодск — Москва (Казанская) было в 20:40. У всех четверых были места в вагоне №12. У Ильи, Ольги и Анастасии были куплены багажные квитанции, у Анастасии странным образом квитанция оказалась не в багажный вагон. Будем знать… Удачно обменяли соседку на Серегу и вчетвером заняли одно купе. На Казанский вокзал поезд приехал в 20:40 10 мая 2022 года, ребята выгрузили вещи, вынесли их из здания вокзала. Анастасия уехала на такси, за Сергеем приехала жена на каршеринговой машине (универсал), куда погрузили оба катамарана и рюкзаки и отвезли вещи в клуб. Оля и Ильей отправились на метро. 

Поход окончен.

Дневник погоды 

Дата походаt возд, °Ct воды, °СУровень воды
(выше/ниже)



01 мая, утро++
вечер+7,0°СЛегкий дождь
02 мая, утро+7,0°С+5,5°С++
вечер+5,5°С+4,0°СНе изм.+
03 мая, утро0,0°С+4,0°СНе изм.+
вечер+8,0°С+4,0°СНе изм.+
04 мая, утро+8,0°С+6,0°СНиже+Перем. обл.
вечер+14,0°С+11,0°СНе изм.+Перем. обл.
05 мая, утро+8,0°С+11,0°СНе изм.++
вечер+9,0°С+7,0°С+
06 мая, утро+8,0°С+6,0°СНе изм.Облачно
вечер+8,0°С+6,0°С+++
07 мая, утро+4,5°С+6,0°СНе изм.9:00 -11:006:00 — 9:00
вечер+5,5°С+6,0СНижеОблачно
08 мая, утро+7,5°С+7,0°СНижеОблачно+
вечер+13,0°С+Перем. обл.+

Картографический материал

К отчету прилагаются обзорная и подробная карта маршрута.

Треки и координаты точек по GPS: https://nakarte.me/#m=14/43.62337/41.68436&l=I&nktl=BttrAvporH_C_khgSFJ6gg  

Сведения о материальном оснащении группы

Общественное снаряжение

№ п./п.НаименованиеКо-во, шт.
Сплавные средства
1Катамаран двухместный — Тайм-Триал – К2-11
2Катамаран двухместный — Рафтмастер Гоша – К2-21
3Катамаран двухместный — Рафтмастер Фокс 400 – К4-31
4Насос бортовой3
5Насос электрический1
6Запасное весло6
7Ремнаборы3
8Спасательный конец Александрова6
Медицина
9Аптека1
Фото-видео
10Фотоаппарат Nikon d70002
11Фотоаппарат Nikon Coolpix aw1001
12Видеокамера GoPro3
13Видеокамера Canon1
Средства связи и навигации
14GPS навигатор2
15Рации4
16Картография4
17Лоция4
Костровое снаряжение
18Котелок 6,5 л (чай)1
19Котелок 5,5 л (горячее)1
20Котелок 3,5 л (вода техническая)1
21Половники2
22Разделочная доска2
23Скатерть2
24Тросик1
25Таганок1
26Топор1
27Пила «Самурай»1
28Ножовка Ковровская1
Размещение 
29Палатка двухместная4
30Палатка трехместная1
31Тент2
Досуг
32Гитара1

Общественный ремнабор

№ п./п.НаименованиеОбъемКол-во, шт.
Материал
1Шило1
2Нитки толстые3-4 м1
3Нитки средней толщины3-4 м1
4Нитки тонкие3-4 м1
5Набор иголок1
6Наперсток1
7Обезжириваетесь 100 мл1
8Клей для резины200 мл1
9Клей для тезы («Момент Кристалл»)200 мл1
10Наждачная бумага водостойкая средняя100×1001
11Наждачная бумага водостойкая мелкая100×1001
12Теза0,5×1,01
13Каррингтон1
14Изолентамоток2
15Скотч простоймоток2
16Скотч армированныймоток1
17Проволока стальная Ø 3 мм1 м1
18Стропа Ø 25 мм3 м1
19Веревка расходная Ø 6 мм5 м1
20Клей «Секунда»тюбик1
Инструмент
21Перчаткипара2
22Надфиль2
23Пассатижи1
24Полотно ножовочное 2
25Булавки5
26Газовый паяльник1
27Зажигалка1
28Стяжки средние5
29Стяжки крупные5
30Трехщелевки 25 мм2
31Фасты25 мм5
32Фасты50 мм5

Ремнабор на судно

№ п./п.НаименованиеОбъемКол-во, шт.
Материал
1Нитки толстые1-2 м1
2Нитки средней толщины1-2 м1
3Нитки тонкие1-2 м1
4Набор иголок1
5Наперсток1
6Обезжириваетесь 20 мл1
7Материал для заплаток наружных баллонов100×1001
8Материал для заплаток внутренних баллонов100×1001
9Наждачная бумага водостойкая средняя50×501
10Наждачная бумага водостойкая мелкая50×501
11Клей для наружного баллона50 мл
12Клей для внутреннего баллона50 мл1
Запасное
13Сосок для пневмокамеры2
14Вороток1
15Скрутка1
16Затычка для пневмокамеры 3
Инструмент
17Пассатижи1
18Отвертка1
19Зажим1

Весовые характеристики груза, взятого на маршрут:

НаименованиеНа 1 человекаНа группу в 7 чел.
Продукты (всего / в день)4,8/0,633,6/4,8
Групповое снаряжение10-25120
Личное снаряжение1070
Всего:32223,6

Максимальная нагрузка на одного мужчину — 35 кг, женщину — 20 кг

 Выводы и рекомендации

Нами пройден водный маршрут 3 КС длиной 123 км. Поход проходил в условиях плохой погоды и умеренных температур. Было пройдено 16 порогов 2-3 КС,   совершены пешие выходы к истоку р. Ходюк и Сентинскому монастырю.

Изменения маршрута были вызваны плохой погодой. 

В отчетах мы не встречали пеших выходов к истоку р. Ходюк и Сентинскому монастырю. Эта часть пути представилась очень насыщенной и живописной.. 

В электронном виде отчет с фотографиями и треками можно найти по ссылке https://docs.google.com/document/d/1S3FWhMaGy-DT_YgFT5GzChW0DlI2hZMR/edit?usp=sharing&ouid=112484340083965823808&rtpof=true&sd=true

а также на сайте турклуба «Перово» в разделе «Отчеты о походах». http://tcperovo.ru

Обзорная карта

Б. Зеленчук

Аксаут

Аксаут

Кубань

Теберда

Открыть в PDFРаспечатать

Вам может также понравиться...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

8 + один =

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.