Катунь 2015

Оглавление и разделы

Открыть в PDFРаспечатать
Группа на фоне Аккемской стены

Отчёт о водном (с эл. горного) спортивном походе IV к.с. по Горному Алтаю (Республика Алтай, Россия), совершенном группой туристов из Москвы при РООСРМТ «Туристский Клуб» (турклуб Перово) в период с 31.07.2015 г. по 16.08.2015 г.

Федерация спортивного туризма России

Федерация спортивного туризма – Объединение туристов города Москвы.

Справочные сведения

Проводящая организация

РООСРМТ «Туристский клуб» (Турклуб Перово).

Адрес: город Москва, ул. Металлургов, дом 5,

тел. (495) 3063273 (только в часы работы секций),

сайт: http://www.tk-perovo.ru/

Место проведения

Общегеографический район — Горный Алтай (Республика Алтай, Россия).

Горная часть – Катунский хребет;

Водная часть – река Катунь.

Общие справочные сведения о маршруте

Дисциплина (вид туризма)Категория сложности маршрутаПротяженность активной части, кмПродолжительность активной частиСроки проведения
общаяходовых дней
Водный(с эл. горного)ЧетвертаяГорной части (с коэф. 1,2) – 123 км.Водной части – 238 км.Итого: 361 км.17 дней13 дней31 июля 2015 г. –16 августа 2015 г.

Уровень воды – ниже среднего.

Подробная нитка маршрута

город Москва — город Новосибирск — пос. Тюнгур — пер. Кузуяк (н/к — 1513 м) — р. Аккем — оз. Аккемское (2039 м.) — пер. Студентов (1А — 3000 м) — оз. Аккемское — пер. Каратюрек (1А — 3060 м.) — р. Кучерла — пос. Тюнгур — сплав по реке Катунь — пос. Чемал — город Новосибирск — город Москва.

Обзорная карта региона с указанием маршрута, подъездов и отъездов

Представлена  в приложении.

Определяющие препятствия маршрута (даны для нашего уровня воды)

Вид препятствияКатегория трудностиДлинаХарактеристика препятствияПуть прохождения
ПеревалСтудентовПодъем от ледника + спуск до ледника ~ 6 км.Высота – 3000 м.;Большой и средний курум, осыпь, открытый ледник на подходахс Юго-востока на Северо-Запад
ПеревалКаратюрекПодъем от оз. Аккемское + спуск до р. Текелюшка~ 11 км.Высота – 3060 м.;Большой и средний курум, осыпь, слежавшаяся конная тропас Востока на Запад
ПорогАккемский прорыв44 км.Скальное ущелье. ЛБ — в основном отвесная скальная стена. ПБ — крупные глыбы. В некоторых местах ширина русла не превышает 30 м. Открытых (обливных, полуобливных) камней в русле нет. Мощные бочки и валы до 3 м. Осмотр только по ПБПо основной струе обходя бочки с промежуточными чалками, страховкой тандемами
порог
Ильгуменский
4350 мИмеет две ступени, мощные бочки и валы до 3 м. Осмотр по ПБ и ЛБПо основной струе обходя бочки
Порог Кадринская труба3~ 7 кмРяд мощных шивер сменяющих друг друга,валы до 2 м., бочкиПо основной струе
Порог
Шабаш
500 мИмеет две ступени;  в первой ступени валы до 3 м., косая пульсирующая бочка; Во второй ступени мощные валы до 3 м., у ПБ мощная бочка.Осмотр по ПБ.При низкой воде вполне безопасно прохождение первой ступени по центру; вторая ступень проходится по языку между бочек, далее — уход с основной струи (вправо или влево) от мощной бочки
Порог
Тельдекпень-1
3около
1 км
Скальный коридор; на заходе – мощная шивера; большие водовороты и поганкиПо центру русла
Порог
Тельдекпень-2
3более
300 м
скальное сужение, валы, мощные водовороты, способные полностью нарушать управление судномПо центру русла, активно работая, уходя от водоворотов
порог
Еландинский
около
200 м
Валы до 3 м., мощные бочки в основной струе у левого берегаБезопасное прохождение ближе к правому берегу; возможно, прохождение по основной струе у левого берега

Состав группы

№ п/пФамилия, имя,отчествоТуристская подготовкаОбязанности, распределение по средствам сплава
1Сергей В.Урик 4ВР, Ока 4ВР, Она 4ВУ, Северо-Чуйский хребет 2ГУ, Инструктор ВТРуководитель,К2-1, капитан
2Елена Ч.Пистайоки 3ВУ, Пшехашка-Пшеха 3ВУ, Мста 2ВУВодная школа СУЗавхоз,К2-1, матрос
3Виталий П.Охта 3ВУ, Пшехашка-Пшеха 3ВУ, Мста 2ВУВодная школа СУЛогист, видео,К2-2, капитан
4Сергей П.Пшехашка-Пшеха 3ВУ,Мста 2ВУВодная школа СУСт. фотограф,К2-2, матрос
5Алексей АПшехашка-Пшеха 3ВУ,Мста 2ВУ, Ергаки 1ГУВодная школа СУОтв. за транспорт,К2-3, капитан
6Дмитрий М.Пшехашка-Пшеха 3ВУ,Мста 2ВУВодная школа СУШтурман,К2-3, матрос
7Иван Ч.Пистайоки 3ВУ, Пшехашка-Пшеха 3ВУ, Мста 2ВУВодная школа СУСнаряженец,К2-4, капитан
8Наталья Т.Пшехашка-Пшеха 3ВУ,Мста 2ВУВодная школа СУФинансист,К2-4, матрос
9Любовь П.Пистайоки 3ВУ, Пшехашка-Пшеха 3ВУ, Мста 2ВУВодная школа СУМедик,К2-5, капитан
10Вадим С.Пшехашка-Пшеха 3ВУ,Мста 2ВУВодная школа СУХронометрист,К2-5, матрос
11Антон Б.Джилису-Болгарт-Мал.Нарын,  Чон-Кемин 5ВУ; Ока 4ВУ; Балыктыг -Хем, Каа-Хем 4ВУ;Реммастер,К2-6, капитан
12Юрий Р.Урик 4ВУ, Теберда-Аксаут 3ВУ, Пшехашка-Пшеха 3ВУ, Центральный Кавказ 3ГУХронометрист,К2-6, матрос

Адрес хранения отчета, наличие видео- и киноматериалов, в том числе адрес Интернет-сайта нахождения отчета:

Один экземпляр отчета подаётся в МКК ФСТ-ОТМ, электронная версия отчета хранится у руководителя и участников, а также размещена по адресу:

https://tcperovo.ru/otchety-o-pohodah/altaj/katun-2015/

У участников и руководителя имеется более 3 ГБ фотографий и более 20 ГБ видео.

Поход рассмотрен МКК:

Федерации спортивного туризма – объединения туристов Москвы.

Шифр МКК: 177-00-56666252

Организация и проведение похода

Общая идея похода, стратегия и тактика ее достижения, особенности, новизна и т.д.

При выборе района проведения похода ставилась задача совместить прохождение водного маршрута 4 к.с. с прохождением горного маршрута 1 к.с., таким образом повысить опыт участников до 4 к.с. по воде, а также дать начальный опыт горных походов. Для многих участников этот поход стал первым водным походом 4 к.с., а также первым опытом горного похода.

Ввиду этих обстоятельств, начиная с конца мая, был проведен ряд тренировочных выходов в близлежащих регионах позволивших группе подготовиться для успешного и безаварийного прохождения данного маршрута.

Для отработки действий на воде (ТВТ, страховка, скатка экипажей и т.д.) была проведена трехдневная выездная тренировка на р. Вуокса в п. Лосево Приозерского района Ленинградской области. Кроме того, все члены группы принимали участие в майском учебно-тренировочном походе 3 к.с. проведенном в рамках водной школы СУ.

Для тренировки общей физической и морально-волевой подготовки, а также для выявления психологической совместимости участников был проведен ряд тренировочных пеших ПВД по Подмосковью. Маршруты выбирались таким образом, что бы дневной километраж не был менее 40 км., вес рюкзаков участников был таким же, как и на горной части маршрута, рельеф местности выбирался максимально холмистым и насыщенным оврагами. Также руководителем приветствовались заваленные душные просеки и обилием кровососущих насекомых.

Варианты подъезда и отъезда, расположение погранзон, заповедников и других зон ограниченного доступа, порядок получения пропусков, дислокация ПСО, медучреждений и другие полезные сведения

      Основные аэропорты и ЖД вокзалы, которыми пользуются туристы при заброске в Горный Алтай расположены в городах: Новосибирск и Барнаул. Указанные вокзалы и аэропорты имеют прямое сообщение Москвой. Также имеется ЖД вокзал в г. Бийск (прямого сообщения с Москвой нет) и аэропорт в г. Горно-Алтайск (с 2014 г. есть прямые рейсы в Москву, но стоимость их превышает разумные пределы).

Наша группа промежуточной точкой при подъезде к активной части маршрута выбрала  г. Новосибирск, ввиду того, что билеты на самолет до г. Новосибирск стоили на треть дешевле чем до г. Барнаул и более чем на половину дешевле чем до г. Горно-Алтайск.  Добраться из Москвы до Новосибирска можно как на поезде (Новосибисрк находится на Транссибе): ~ 2 суток, так и на самолете: ~ 4 часа (много рейсов различных авиакомпаний).

От Новосибирска до пос. Тюнгур можно добраться как на рейсовом, так и на заказном автотранспорте. Вариант рейсового транспорта был сочтен неподходящим, поскольку данный вариант увеличивал время заброски от одного дня до нескольких суток, а также ввиду того, что билеты на рейсовые автобусы в летний период приобрести трудно по причине малого количества рейсов и их большой загруженности. К тому же с большим объёмом груза (катамараны, рамы) загрузиться практически невозможно из-за недовольства местного населения, для которого это единственно доступное по финансам средство передвижения.  Туристским группам лучше воспользоваться заказным автотранспортом.

Наша группа транспорт на дорогу туда и обратно заказывала через Павла (водитель из Барнаула). Услугами Павла мы пользовались первый раз, но по многочисленным отзывам в интернете и отчетах других групп он не опаздывает, работает четко и ясно. Договаривались о заброске и выброске заранее, за полтора-два месяца до прибытия в Новосибирск. За день до приезда созвонились, подтвердили заказ. Павел осуществляет перевозку различным транспортом (в зависимости от количества людей и веса (объёма) груза. Если нужно несколько машин – не проблема. Стоимость транспортных услуг летом 2015 года – 22 руб/км (Мерседес Спринтер 14-18 мест). Также имеет два прицепа – маленький (3р/км) и большой (4р/км). Последний очень удобен для водных групп. Оплачивается как прямой, так и обратный рейс, в подтверждение заказа просит оплатить 10% на карту (случаев обмана с его стороны не зафиксировано). Павел готов везти в любую точку Алтая.

      Контакты Павла:

ФИО: Холявик Павел Анатольевич

тел. (913) 2155044

сайт: http://transfer22altai.ru/

Вконтакте: http://vk.com/transfer22pavel

Конечной точкой активной части маршрута является пос. Чемал. В поселке находятся базы отдыха, имеются магазины, бани, кемпинги. В районе поселка работает сотовая связь (МТС, Билайн).

Получение погранпропусков для граждан России для похода по данному маршруту с 2014 года не требуется, но на оз. Аккемское при движении  в сторону Аккемского ледника, погранвойсками осуществляется паспортный контроль и учет групп. Сотрудникам погранслужбы необходимо предоставить паспорта всех участников похода.

ПСО находится в г. Горно-Алтайск. Адрес: 6597000, Республика Алтай, г. Горно-Алтайск, ул. Алтайская, д. 26. Телефон дежурного: (388) 2222914

Ближайшие больницы находятся в следующих населенных пунктах: с. Усть-Кокса, с. Онгудай, пос. Чемал, гор. Горно-Алтайск (республиканская больница).

Основной сотовый оператор в районе – МТС. Покрытие сетью Билайн встречается редко, а Мегафона нет даже в столь крупном населенном пункте как Иня.

     Аварийные выходы с маршрута и его запасные варианты

      Горная часть

На участке маршрута от пос. Тюнгур до р. Аккем  возможен аварийный сход с маршрута на всём протяжении до стоянки «Три берёзы» на берегу р. Аккем с эвакуацией на автомашине ГАЗ-66 или на лошадях в пос. Тюнгур.

Далее на всём протяжении маршрута вдоль р. Аккем до оз. Аккемское аварийный сход с маршрута затруднён, для эвакуации необходимо либо возвращение к стоянке «Три берёзы» и далее на а/м ГАЗ-66, либо лошадях до пос. Тюнгур, либо продвижение до оз. Аккемское, где имеется пост МЧС, погранпост, метеостанция и вертолетная площадка.

При организации радиальных выходов к горе Белуха, леднику, на близлежащие перевалы и озёра необходимо зарегистрироваться в МЧС. При возникновении нештатной ситуации на радиальных выходах необходимо возвращение на стоянку на оз. Аккемское.

На участке маршрута между реками Аккем и Кучерла аварийный сход с маршрута возможен почти в любом месте при помощи лошадей с возвращением к оз. Аккемское, либо в пос. Тюнгур вдоль р. Кучерла. Исключением является небольшой участок маршрута вдоль правого притока р. Кучерла ниже Кедровых стоянок, где пострадавшего будет необходимо спустить на тропу которая идет вдоль р. Кучерла.

На участке маршрута вдоль реки Кучерла аварийный сход с маршрута возможен в любом месте, с эвакуацией на лошадях, а с половины дороги на автомашине в пос. Тюнгур.

Следует отметить, что кольцевой маршрут пос. Тюнгур — р. Кучерла — оз. Кучерлинское — оз. Аккемское — р. Аккем – пос. Тюнгур в туристский сезон очень посещаем, постоянно проходят караваны лошадей, вследствие чего получение помощи, аварийный сход с маршрута и эвакуация значительно упрощаются.

Со слов местных проводников и погонщиков, сотовая связь (МТС) возможна в районе Кедровых стоянок при спуске с пер. Каратюрек, а  также имеется на пер. Кузуяк и в долине р. Кучерла, начиная за полдня до возвращения в пос. Тюнгур.

Из пос. Тюнгур возможна эвакуация по автодороге на машине или на вертолёте.

      Водная часть

От пос. Тюнгур до устья р. Аккем вдоль р. Катунь по ЛБ идет грунтовая дорога, имеются стоянки отдыхающих и пастухов. На данном участке сход с маршрута целесообразно осуществлять автотранспортом в направлении пос. Тюнгур.

От устья р. Аккем до стрелки р. Катунь и р. Аргут р. Катунь протекает в труднодоступном районе. По некоторым сведениям, по ПБ идёт тропа, которая местами забирается сильно вверх для обхода бомов. В случае аварийной ситуации на этом участке необходимо стараться подсплавиться до стрелки р. Кануть и р. Аргут, где по ЛБ имеется грунтовая дорога, а также работает сотовая связь (МТС). Стоянка на стрелке р. Катунь и р. Аргут весьма любима туристами. Как вариант, возможно предложить продолжение сплава до пос. Инегень.

Далее от пос. Инегень до устья р. Б. Ильгумень р. Катунь протекает в достаточно населенном районе, ввиду чего на данном участке организовать сход с маршрута не составляет труда. В месте впадения Чуи к реке подходит федеральная трасса М-52 (Чуйский тракт). На этом участке распложены поселки Иня, Мал. Яломан, в устье реки Б. Ильгумень по ЛБ р. Катунь расположена большая турбаза.

От устья реки Б. Ильгумень до устья реки Урсул и Большая Сумульта Катунь протекает по горному, незаселенному участку. По обоим берегам идут тропы. В случае аварии на данном участке, необходимо возвращаться по этим тропам к базе у пор. Ильгуменьский, либо стараться подсплавиться к устью р. Урсул где есть асфальтовая дорога, расположен спец. санаторий Газпром, работает сотовая связь (МТС).

От устья р. Урсул до пос. Куюс. Вдоль берега идут грунтовые дороги и тропы. При сходе с маршрута на этом участке необходимо возвращаться к спец. санаторию Газпром у р. Урсул, либо подсплавляться до пос. Куюс.

Далее вдоль Катуни постоянно идет автодорога и с каждым километром движение на ней всё оживленнее. Аварийный сход здесь возможен в любом месте.

Следует учесть, что на всём протяжении р. Катунь имеет быстрое течение, и продвижение по ней до посёлков и пересечений с оживленными дорогами может быть лучшим вариантом.

На всём протяжении водной части маршрута река весьма посещаема как спортивными, так и коммерческими группами на различных судах, в том числе и рафтах большого объёма, что облегчает получение помощи и упрощает аварийный сход с маршрута и эвакуацию.

Сотовая связь (МТС) работает в районе большинства посёлков, а также на стрелке р. Катунь и р. Аргут и в районе спец. санатория в устье р. Урсул.

      Запасные варианты

Запасные варианты для нашего маршрута официально не заявлялись. Однако, можно отметить следующее:

1. Нужды в запасном маршруте для горной части нет, так как горный маршрут имеет кольцевую форму, оценивается 1 к.с. и  в любой момент может быть превращен в радиальный и/или из него могут быть исключены отдельные его части;

      2. Для сплава, в качестве запасных могут быть рассмотрены маршруты:

По рекам Урсул – Катунь. Первый из них — проще рассматриваемого и ближе по расстоянию от Бийска к месту начала сплава (до посёлка Туэкта 290 км).

По рекам Чуя – Катунь. Второй маршрут — сложнее рассматриваемого, хотя также оценивается четвёртой категорией сложности. Расстояние от Бийска до начала сплава (посёлок Чибит) почти равно расстоянию от Бийска до посёлка Усть-Кокса и составляет 464 км.

      Изменения маршрута и их причины

Горная часть          

      Изменений нитки маршрута не было. Изменений в графике движения не было.       С целью успеть дойти до лагеря на оз. Аккемское до наступления темноты, отказались от радиального восхождения на пик «Броня» по причине нехватки времени ввиду долгого подъема на пер. Студентов.

Водная часть          

      Изменений нитки маршрута не было. На второй сплавной день начали опережать график маршрута на один день в связи с отсутствием стоянок перед Аккемским прорывом. Было решено идти сразу до стрелки рек Катуни и Аргута. Полученный запасной день использовали в последние 2 сплавных дня с целью уменьшения дневного километража. Обо всех изменениях графика своевременно проинформировали координаторов группы в Москве.

      График движения

ДатыДни путиУчастки маршрутаПротяжен-ность, кмСпособы передви-женияХодовое времяМетеоусловияХарактерные препятствия
31.07-01.081-2г. Новосибирск — пос. ТюнгурСамолет,автоСолнечно
02.083пос. Тюнгур — река Аккем (ручей Карауйбол)27,36Пешком6 ч 10 минЯсно, днем 20-25ᴼС, ночью 8-10ᴼС, короткий сильный дождь в 14.20пер. Кузуяк (н/к)
03.084река Аккем (ручей Карауйбол) — озеро Аккемское25,32Пешком6 чЯсно, днем больше 22-25ᴼС, ночью 4-7ᴼС
04.085оз. Аккемское – пер. Студентов – оз. Аккемское20,28Пешком8 ч 30 минПеременная облачность, днем 25-27ᴼС, ночью 4-7ᴼСпер.Студентов (1А)
05.086оз. Аккемское – пер. Каратюрек – Кедровые стоянки (спуск к р. Кучерла)12Пешком4 ч 45 минЯсно, днем 20-25ᴼС, ночью 12-14ᴼСпер. Каратюрек(1А)
06.087Кедровые стоянки (спуск к р. Кучерла) – р. Кучерла (пересечение тропы с р. Черная речка)23,28Пешком5 ч 45 минПеремкенная облачность, после полудня ясно, днем 20-30ᴼС, ночью 12-15ᴼС
07.088р. Кучерла (пересечение тропы с р. Черная речка) – пос. Тюнгур – устье р. Кучерла14,28 (пешком)4,7  (сплав)Пешком, сплав2 ч 30 мин (пешком)45 мин (сплав)Ясно, днем 20-25ᴼС, ночью 14-16ᴼСмагазины и кафе в пос. Тюнгур
08.089устье р. Кучерла – стрелка рек Катунь и Аргут33,3Сплав4 ч 30 минПасмурно, временами дождь, днем больше 15ᴼС, ночью 10-15ᴼСАккемский прорыв(4 к.т.)
09.0810ДневкаУтром дождь,  посл. переменная облачность, днем 20-25ᴼС, ночью 12-15ᴼС
10.0811Стрелка рек Катунь и Аргут – М.Н. по ПБ ниже р. Большой Яломан (ур. Сальджар)50,6Сплав5 ч 20 минПеременная облачность, кратковременные дожди, днем 18-23ᴼС, ночью 12-15ᴼС
11.0812М.Н. по ПБ ниже р. Большой Яломан (ур. Сальджар) – М.Н. по ПБ за ПП после окончания Кадринской трубы24,4Сплав3 ч 10 минЯсно, днем 17-25ᴼС, ночью 11-14ᴼСпор. Ильгуменский(4 к.т.),пор. Кадринская труба (3 к.т.)
12.0813М.Н. по ПБ за ПП после окончания Кадринской трубы – М.Н. по ЛБ немного не доходя р. Бол. Аяла44,6Сплав5 ч 30 минПеременная облачность, пасмурно, днем больше 18ᴼС, ночью 13-15ᴼСпор. Шабаш(4У к.т.)
13.0814М.Н. по ЛБ немного не доходя р. Бол. Аяла – М.Н. по ПБ ниже пос. Еланда52,6Сплав4 ч 45 минПасмурно, днем 18-21ᴼС, ночью 12-15ᴼСпор. Тельдекпень 1, 2 (3 к.т.) Еландинский(3У к.т.)
14.0815М.Н. по ПБ ниже пос. Еланда – пос. Чемал27,7Сплав2 ч 40 минПасмурно, дождь временами сильный
15.08-16.0816-17пос. Чемал — г. Новосибирск – МоскваАвто,самолет8 ч 20 минУтром дождь

      Техническое описание

31.07.2015, пятница, день первый.  Вылет из Москвы. Время Московское

18:20-18:40 — сбор группы на Киевском вокзале вместе с провожающими в зале Аэроэкспресса, за исключением руководителя – Сергея В., который летел рейсом Аэрофлота из Шереметьево;

19:00   — отправление Аэроэкспресса. Турникетов при проходе из зала Аэроэкспресса до платформы нет, проходить туда можно и из обычного перехода к поездам. Провожающие могут идти до поезда и заходить в салон, контроллеров не было на всём пути следования, есть только турникеты на вход в аэропорт Внуково;

19:35   — прибытие по графику в аэропорт Внуково;

22:25   — взлет с аэродрома Внуково, самолет Boeing 737-800, курс с петлёй на юг, затем на восток, ВСВ;

23:20   — начали кормить, мы заказывали кошерное питание, как самое большое по объему, среди предлагаемых блюд

01.08.2015, суббота, день второй. гор. Новосибирск – пос. Тюнгур.  Здесь и далее время Новосибирское. МСК + 3 ч.

04:48 — посадка в аэропорту Толмачево;

04:56 — закончили руление;

05:08 — у выдачи багажа нас встречает Сергей В., который прилетел на час раньше;

05:40 — загрузились в микроавтобус мерседес с прицепом. от Новосибирска до Тюнгура 945 км;

06:32 — приехали в «Деловые линии», получаем суда и сплавное, параллельно несколько участников закупают продукты в дорогу в «Ленте»;

06:50 — закончена погрузка и получение вещей;

07:22 – отъехали от Ленты, забрав закупающих продукты;

12:00 – транзитом проезжаем Бийск;

12:30 — остановка у кафе в дер. Сростки (родина Шукшина), там на г. Пикет (с выемкой) стоит памятник Шукшину, есть и его музей;

13:47 — въехали в Республику Алтай;

14:02 — проезжаем поворот на аэропорт Горно-Алтайск;

14:24 — Манжерок;

16:13 — Семинский перевал (1717 м.);

17:32 — остановка на перекус;

18:57 — проехали Усть-Кан;

20:00 — начало сумерек, для езды нужны фары, термометр в машине показывает 30 ᴼС;

20:45 — с. Усть-Кокса;

21:59 — пос. Катанда;

22:14 — пос. Тюнгур;

22:19 — вышли на осмотр подвесного моста ведущего на ПБ р. Катунь. Перед въездом на него со стороны Тюнгура стоит знак «Въезд запрещён»

22:25 — перешли р. Катунь пешком по мосту, за нами по мосту проехала наша машина.

22:37 — заехали на турбазу «Зеленый дом», выгрузили вещи, приготовили ужин, поставили палатки, уложили на хранение катамараны с рамами.

02.08.2015, воскресенье, день третий. пос. Тюнгур – река Аккем (ручей Карауйбол)

06:15 — подъем, готовим завтрак, упаковываем вещи, отделяем еду для горной части от еды для водной части, температура 20 ᴼС;

09:05 — вышли с турбазы;

09:20 — сделали общее фото у подвесного моста (фото 1), начали подъем к дер. Кучерла. Солнечно, слабая облачность, температура 23 градуса;

Пос. Тюнгур. Мост через р. Катунь. Правый берег. Перед горной частью
Пос. Тюнгур. Мост через р. Катунь. Правый берег. Перед горной частью

09:46 — пришли в дер. Кучерла;

09:51 — дошли до места, где был мост ниже дер. Кучерла. Он смыт, видны его остатки, идем по деревни вдоль реки к мосту выше по течению;

10:15 — мост через р. Кучерла (фото 2);

Мост через реку Кучерла
Мост через реку Кучерла

10:16 — перешли р. Кучерла, отдых 10 минут, температура 21ᴼС в тени;

10:32 — вышли от моста на ЮВ по дороге;

11:22 — отдых на входе дороги в лес (на опушке), к нам прибился пёс Гагарин (перебежал от другой группы). Как потом выяснилось это первый и пока единственный пес, который поднимался на Белуху. По сведениям из интернета в 2010г ему было 2 года, кличку Путик он сменил на Гагарина после подъема на Белуху, раньше жил на метеостанции Ак-Кем;

11:40 — вышли. Начался подъем на пер. Кузуяк (фото 3). Температура 26 ᴼС;

Подъем на перевал Кузуяк
Подъем на перевал Кузуяк

12:26-12:31 – отдых;

13:01-13:06 — отдых;

13:30 — виден грозовой фронт над Кучерлой;

13:31 — авангард поднялся на перевал Кузуяк;

13:40 — перевал Кузуяк (фото 4). Подъем по дороге, много малины, красной смородины, есть черная смородина, костяника, Подходит грозовая туча, дождя пока нет, громыхает. Съели по шоколадке, надели чехлы на рюкзаки, приготовили водонепроницаемую одежду для себя;

Группа с клубным флагом
Группа с клубным флагом

14:01 – начали спуск с перевала (фото 5); на южном склоне растет брусника и черника;

Спуск с перевала Кузуяк
Спуск с перевала Кузуяк

14:15 — пошел сильный дождь, затем ливень, идем вниз, наиболее крутую часть спуска успели пройти до дождя;

14:35 — остановка на обед у ручья, дождь значительно ослаб, поставили тент;

15:27 — обед готов;

15:55 — окончили приём пищи. К этому времени к нашей стоянке подошла часть коммерческой группы «Алтай-поход», которую дождь настиг на спуске, угостили их чаем;

16:10 – вышли с обеда. Туча прошла, светит солнце, переменная облачность, температура 19 ᴼС;

17:20 — отдых на стоянке «3 березы», местное название «Кайынаш» = «Березка», температура 20 ᴼС. Здесь кончается грунтовая дорога, по которой можно доехать от пос. Тюнгур;

17:35 — вышли, движемся дальше на юг вдоль р. Аккем;

18:11 — пришли на стоянку рядом с ручьем Карауйбол, принято решение вставать на ночь, размещаемся;

18:45 — температура 17 ᴼС, собрали палатки, готовим ужин;

19:50 — приготовлен ужин;

21:00 — отбой у большей части группы;

21:30 — небо ясное, температура воздуха 12 ᴼС;

03.08.2015, понедельник, день четвертый. река Аккем (ручей Карауйбол) – оз. Аккемское (фото 6)

06:00 — общий подъем;

06:50 — завтрак;

08:00 — выход;

08:38-09:05 — привал. У Виталия травма голеностопа. Надеваем фиксатор голеностопа, мажем мазью;

9:45-9:48 — привал;

10:13-10:26 — остановка группы на отдых у ручья Аккемская падь;

10:42 — проходим стоянку перед спуском к ручью с отметкой уреза устья 1732 м.;

11:31-11:46 — отдых напротив осыпи по ПБ реки Аккем;

Тропа вдоль реки Аккем
Тропа вдоль реки Аккем

13:03 — встали для обеда на полянке у ручья;

13:53 — обед;

14:31 — закончили с обедом, идем дальше;

15:20 – привал. В целях поиска дров и места ночевки у оз. Аккемское принято решение разделить группу. Выданы рации, сеанс связи назначен на 18:00. В авангарде Сергей, Люба, Алексей и Вадим. Руководителем замыкающей части группы назначен Дмитрий М.

15:38 — выход авангарда;

15:45 — выход остальной части;

17:00 — температура 17,5 ᴼС, весь день ясно;

18:40 — авангард прибыл к Аккемскому озеру;

19:55 — вся группа собралась в лагеря у Аккемского озера (фото 8), температура 8 ᴼС;

Аккемское озеро и Аккемская стена
Аккемское озеро и Аккемская стена

21:00 — ужин;

22:40 — температура воздуха 7 ᴼС;

22:50 — отбой; подъем назначен на 6:30;

04.08.2015, вторник, день пятый. оз. Аккемское – пер. Студентов (1А) – оз. Аккемское

06:35 — общий подъем;

07:34 — завтрак;

08:00 — перепаковываем вещи. Принято решение взять с собой горное снаряжение, теплые вещи, тент, котелок, горелку и еду на день. Палатки, спальники, остальную еду и т.д. решено оставить на хранение на метеостанции. Формируем три рюкзака, которые впоследствии несёт по очереди мужская часть группы; 

08:55 — вышли из лагеря;

09:10 — сдали вещи на хранение в метеостанции. За хранение всех вещей заплатили 500р.

09:19 — вышли с места общего фотографирования на фоне Аккемского озера и г. Белуха возле метеостанции Ак-Кем (фото 7);

09:49 -10:01 — остановка у речки – наполнили бутылки, выровняли вес трех взятых с собой рюкзаков;

10:16 -10:19 — перешли р. Аккем по мосту, на нем надпись: «переходить по одному»; далее движение осуществляем в касках;

10:28 -10:31 — отдых, смена рюкзаков;

10:40 -10:46 — остановка у часовни;

11:00-11:05 — отдых, смена рюкзаков;

11:28-11:37 — отдых, смена рюкзаков у большого камня с табличками с именами погибших альпинистов;

11:57-12:02 — отдых, смена рюкзаков;

12:30 — смена рюкзаков, подходим к броду;

12:31 — начало брода основных проток реки Аккем (фото 9);

Преодоление брода под Аккемским ледником
Преодоление брода под Аккемским ледником

13:04 — закончен брод р. Аккем, смена рюкзаков, отжали носки, вылили воду из ботинок, общее фото на фоне ледника (фото 10), пёс Гагарин долгое время бегал и скулил по ПБ реки, а затем решился и переплыл рукава Аккема, вытекающего из-под языка ледника; начало подъема на крупную осыпь на ЛБ р. Аккем;

Группа на фоне Аккемского ледника
Группа на фоне Аккемского ледника

13:23 — 13:29 — отдых, смена рюкзаков;

13:55 — 14:00 — отдых и перекус у ручья с водопадом; выданы колбаски, 1/4 двойного сникерса;

14:14 — Выход с места отдыха, продолжаем подъем (фото 11);

Подъем на перевал Студентов от Аккемского ледника
Подъем на перевал Студентов от Аккемского ледника

14:25 -14:35 — отдых и смены рюкзаков. Ветрено, облачность на 2/3 неба;

14:59-15:01 — отдых и смены рюкзаков;

15:25-15:27 — отдых и смены рюкзаков;

15:57 — группа на перевале Студентов (фото 12, 13, 14). Принято решение не ходить на пик Броня (фото 15) — мало времени. Прочитали перевальную записку группы туристов из Бийска, написали свою перевальную записку;

Группа на перевале Студентов
Группа на перевале Студентов
Вид на Запад с перевала Студентов
Вид на Запад с перевала Студентов
Вид на Восток с пер. Студентов
Вид на Восток с пер. Студентов
Вид на пик Броня с перевала Студентов
Вид на пик Броня с перевала Студентов

16:25 — закончен перекус на перевале, начало спуска;

Спуск группы с перевала Студентов
Спуск группы с перевала Студентов
Спуск группы с перевала Студентов
Спуск группы с перевала Студентов

17:20 — закончен спуск с перевала на ледник, группа растянулась на спуске, первая часть группы спустилась к 17:00, остальные вынуждены были ждать, чтобы не спускать камни на впереди идущих;

17:40 -17:45 — отдых и смена рюкзаков;

18:38 -18:48 — отдых и смена рюкзаков на спуске с мореного вала;

19:00 — Принято решение отправить Вадима, Антона и Сергей Пушенка вперед, как наиболее быстрых, чтобы забрать вещи с метеостанции и заодно предупредить их, что у нас всё нормально;

19:30 — руководителем принято решение, что в случае, если оставшаяся часть группы не спустится к тропе до наступления темноты, движение вперед будет прекращено до утра. Тент, теплые вещи, вода, газ, и небольшое количество еды имеются. Далее движемся плотной группой. В начале сумерек к нам прибегает пёс Гагарин, сначала ушедший с авангардом, видимо с целью «оказать помощь отставшим»;

20:20 — основная часть группы спустилась к тропе, идущей вдоль р. Акоюк в долину семи озер. Далее, при свете фонарей, двигаемся по тропе в сторону Аккемского оз.;

20:44 — авангард группы спустился к метеостанции;

21:40 — группа в полном составе собралась на стоянке у Аккемского оз.;

23:04 — температура воздуха 8 ᴼС, выпала роса;

23:15 — ужин;

23:55 — отбой, подъем назначен на 8:30

05.08.2015, среда, день шестой. оз. Аккемское – пер. Каратюрек (1А) – Кедровые стоянки (спуск к р. Кучерла)

08:00 — 08:30 – подъем;

09:00 – завтрак;

10:25 – температура 21 ᴼС в тени, ясно, маленькие облачка идут с запада, Сергей, Люба и Виталий купаются в Аккемском озере. Из воды вылетают как ужаленные;

10:41 — вышли из лагеря. Подъем на пер. Каратюрек идет по конной тропе, идущей по слежавшейся осыпи (фото 18,19);

Подъем на перевал Каратюрек
Подъем на перевал Каратюрек
Подъем на перевал Каратюрек
Подъем на перевал Каратюрек

11:06 — 11:18 — привал;

11:38 -11:52 — привал у ручья, высота 2330 м.;

12:12 -12:18 — привал, высота 2460 м., набрали 400м от лагеря;

12:42 -12:53 — привал, высота 2620м., достали подарок от провожающих с надписью «вскрыть на пешке», внутри таблетки-шипучки в воду для питья;

13:15 -13:26 — привал;

14:50 — группа на перевале Каратюрек (фото 20, 21, 22, 23). Сняли записку Клуба активного туризма «Скала» г. Барнаул, оставили свою, перекусили, местный проводник коммерческой группы угостил нас курагой. Коммерческих групп ходит много, но записки оставляют редко;

Группа на перевале Каратюрек
Группа на перевале Каратюрек
Вид на реку Аккем с перевала Каратюрек
Вид на реку Аккем с перевала Каратюрек
Вид в сторону Аккемского озера с перевала Каратюрек
Вид в сторону Аккемского озера с перевала Каратюрек
Вид с перевала Каратюрек
Вид с перевала Каратюрек

15:24 — вышли с перевала. Спуск с перевала до Кедровых стоянок идет по конной тропе по слежавшейся осыпи (фото 24). На спуске группа растянулась, каждый шел в своем темпе. Потеряться и сорваться негде;

Спуск с перевала Каратюрек.
Спуск с перевала Каратюрек.

17:19 — все собрались на пересечении тропы с ручьем, у первых деревьев, сухой обед-перекус;

17:46 — выход с места перекуса;

18:13 — выбрали подходящую стоянку (с началом зоны леса вдоль тропы расположено не менее 6 стоянок, часть из них была занята). Наша стоянка последняя перед началом крутого спуска, решаем встать тут;

19:44 — ужин из 2 блюд: суп оставшийся с обеда и собственно сам ужин;

22:00 — отбой;

06.08.2015, четверг, день седьмой. Кедровые стоянки (спуск к р. Кучерла) – р. Кучерла (пересечение тропы с р. Черная речка)

06:00 – подъем, температура воздуха 14ᴼС;

07:14 -07:35, завтрак;

08:00 — выход с места ночевки. Конная тропа отходит от ручья влево и устремляется к Кучерлинскому озеру. Нам же, вниз, прямиком к р. Кучерла. Тропа местами теряется, идя по куруму, местами идет по подмываемому берегу. Движение осуществляем в касках (фото 25);

Спуск к р. Кучерла от Кедровых стоянок
Спуск к р. Кучерла от Кедровых стоянок

09:12 — 09:22 – привал;

10:32 — 10:42 – привал, ожидание отстающих;

10:47 — вышли на конную тропу идущую вдоль р. Кучерла;

11:12 — 11:29 — отдых и перекус на оборудованной стоянке у реки Кучерла. Высота 1400м, температура 23 градуса;

13:06 — встали на обед у ручья;

15:10 — выход с места обеда. Практически перед выходом подошел местный и сказал, что место для стоянки расположено у поляны с домиками, а здесь располагаться нельзя;

15:30 — проходим оставляя слева мост через Кучерлу;

16:25 — грот Куйлю (фото 26). Река почти вплотную подходит к беседке напротив него, нижняя тропа местами под водой, перед гротом тропа под скалой мокрая;

Петроглифы на реке Кучерла
Петроглифы на реке Кучерла

16:46 -16:50 — выходим; принято решение вставать на ночлег на пересечении тропы с р. Черная речка. Каждый участник двигается в удобном для него темпе. Движение осуществляется по конной тропе вдоль р. Кучерла, потеряться и сорваться негде;

18:36 — группа в полном составе собралась на месте ночевки. Есть связь (МТС, Билайн), температура 20 ᴼС;

19:55-– ужин;

21:20 — отбой;

07.08.2015, пятница, день восьмой. р. Кучерла (пересечение тропы с р. Черная речка) – пос. Тюнгур – устье р. Кучерла

05:00 — подъем. Небо почти ясное, небольшие перистые облака, ночью дождя не было, хотя гром гремел. Пес Гагарин залез под тент палатки и спал там прижавшись через палатку к руководителю;

06:07 — завтрак, температура воздуха 14 ᴼС;

06:55-07:07 — выход с места ночевки. Каждый участник двигается в удобном для него темпе. Движение осуществляется по конной тропе, а затем по грунтовой дороге вдоль р. Кучерла. Потеряться и сорваться негде;

8:10 — 8:25            — сбор группы и отдых у начала леса в конце урочища Елань;

09:15 — 09:25 — остановка на отдых у деревянного моста через р. Кучерла, общаемся с группой, выходящей на маршрут;

09:43 — прошли деревню Кучерла;

10:25 — подошли к базе «Зеленый дом», оставили рюкзаки;

10:28 — 13:00 — посещение магазинов пос. Тюнгур, обед в кафе Кайынаш (круглое здание с крышей из коры), прочее моральное разложение;

13:00 — 13:30 — перенесли вещи к берегу Катуни (к западу от базы «Зеленый дом»), начали стапель;

14:10 — на катамаране Димы Михайлова обнаружен пробой шкуры катамарана, а также повреждение рюкзака. Баллоны целы. По всей видимости, повреждения получены при транспортировке транспортной компанией. Начало ремработ.

17:30 — обед-перекус с горячим чаем;

19:20-19:25 — выход на воду. Решено пройти за пос. Тюнгур и встать на ночь;

20:05 — чалка к ПБ за устьем Кучерлы. В Катуни уровень воды ниже среднего. Вода до впадения Кучерлы прозрачная, цвета морской волны, с Тюнгурского моста было видно дно, с Кучерлы вода идет довольно мутная;

20:10 — отвязываем вещи, начинаем ставить лагерь. В лесу следы большого паводка: везде толстым слоем лежит песок, на деревьях различные предметы на высотах до 2-3м.;

21:45 — температура 21 ᴼС;

23:20 — отбой, температура 16 ᴼС;

08.08.2015, суббота, день девятый. Устье р. Кучерла – стрелка рек Катунь и Аргут

08:00 — подъем

08:50 — завтрак

11:02 — инструктаж, выход на воду. В этот день планировалось подойти как можно плотнее в Аккемскому прорыву и встать на ночь, что бы начать прохождение прорыва с утра;

13:00 — зеленая остановка на галечнике ПБ;

13:44 — чалка на галечнике ЛБ, в целях поиска места стоянки;

14:00 — чалка на ПБ, поиск места стоянки;

14:30 — чалка на ЛБ, поиск места стоянки: руководитель, Антон и Сергей Пушенок, пошли на верхнюю полку ЛБ смотреть, что там;

15:00 — вернулась разведка – хорошего места для ночевки нет, решили сделать обед-перекус и затем идти Аккемский прорыв с наплыва с взаимной страховкой. С высокого ЛБ был осмотрен входные ступени Аккемского прорыва, ничего криминального обнаружено не было – воды мало (фото 27);

Вход в Аккемский прорыв. Вид с левого берега
Вход в Аккемский прорыв. Вид с левого берега

15:12 — обед-перекус;

15:50 — выход на воду, начало прохождения Аккемского прорыва (фото 28-33). Идем парами, взаимной страховкой, от чалки, до чалки. Воды мало, препятствие потеряло львиную долю опасности, хотя бочки размером с катамаран встречаются, но без проблем обходятся стороной;

Аккемский прорыв. К2-1
Аккемский прорыв. К2-1
Аккемский прорыв. К2-2
Аккемский прорыв. К2-2
Аккемский прорыв. К2-1, К2-3 (на заднем фоне)
Аккемский прорыв. К2-1, К2-3 (на заднем фоне)
Аккемский прорыв. К2-3, К2-2, К2-4
Аккемский прорыв. К2-3, К2-2, К2-4
Аккемский прорыв К2-3, К2-5 (на заднем фоне)
Аккемский прорыв К2-3, К2-5 (на заднем фоне)
Аккемский прорыв. К2-5, К2-6 (на заднем фоне)
Аккемский прорыв. К2-5, К2-6 (на заднем фоне)

17:10 — чалка на ПБ перед впадением Аргута (фото 34);

Стрелка рек Аргут и Катунь
Стрелка рек Аргут и Катунь

17:45 — перетащили все суда и вещи на поляну, ставим лагерь;

21:13 – ужин. После затем ходили смотреть окончание шиверы «Ленивая» и порог «Ворота» на Аргуте;

09.08.2015, воскресенье, день десятый. Дневка (фото 35,36).

09:00 — подъем дежурных;

10:00 — завтрак;

10:30 -12:30 — печем блины;

На дневке
На дневке

12:38 -12:50 — едим блины;

13:05 — Ваня, Наташа и Сергей Пушенок пошли осмотреть нижнее течение Аргута (с планами дойти до пор. Атланты);

16:05 — вернулись Ваня, Наташа и Сергей Пушенок;

17:35 — обед;

На дневке
На дневке

18:30 — начали жарить блины 2 раз;

19:40 — температура 18 ᴼС;

20:22 — начали готовить ужин, едим блины;

21:30 — ужин;

22:25 — отбой;

10.08.2015, понедельник, день одиннадцатый. Стрелка рек Катунь и Аргут – М.Н. по ПБ ниже р. Большой Яломан (ур. Сальджар)

06:00 — подъем дежурных;

07:13 — температура 14 ᴼС, разложена еда;

08:00 — температура 22 ᴼС;

09:35 -09:40 — выход на воду;

10:50 -11:00 — по ЛБ дер. Инегень;

11:36 -11:55 — остановка на ПБ перед стеной по ПБ (скала Кызыл) — размяться и подкачать баллоны;

12:15 — после скалы Кызыл, перед скалами по ЛБ, железный мост через Катунь (трасса Талда – Тюнгур. При нас машины уже проезжали, но работы ещё ведутся. После крутого ПП виден новый железный мост через Чую (сдан 13.01.2015), оба моста построены после смыва Инегенского подвесного автомобильного моста через Катунь в мае 2014г. Видны его остатки на ЛБ (пролет) и ПБ (опоры), находился мост примерно посередине между впадением Чуи и поселком Иня. После постройки дороги до Тюнгура вдоль Катуни, заброска через эти мосты (фото 37,38) сократит путь до Тюнгура почти на 100км по сравнению с нашим вариантом;

Кто как отдыхает от коленной посадки
Кто как отдыхает от коленной посадки
Стрелка рек Чуя и Катунь
Стрелка рек Чуя и Катунь

13:21 — остановка на ЛБ на обед около поселка Иня перед мостами (фото 39). Ближний деревянный подвесной мост – первый подвесной мост в Советском союзе и первый двухцепной висячий мост в мире, построен в 1936 г., деревянные конструкции из лиственницы, действовал до 1970г, когда был построен арочный металлический мост. С 1994г. мост является памятником архитектуры и внесен в реестр объектов культурного наследия РФ;

Мосты в районе поселка Иня
Мосты в районе поселка Иня

14:50 — обед;

15:50 — вышли с места обеда;

17:17 -17:33 — чалка на ПБ размяться за скалой Айрыташбом;

17:58 — чалка на ПБ – руководитель пошел искать место стоянки. Днем переменная облачность, не жарко, кратковременный дождь;

18:09 — принято решение стоять здесь, на полке перед впадением реки Сальджар (урочище Сальджар);

18:30 — перенесли вещи и суда наверх. На одном из камней найдены рисунки, напоминающие петроглифы в гроте Куйлю у р. Кучерла;

20:15 — температура 19 ᴼС, ужин;

22:15 — температура 14 ᴼС, отбой;

11.08.2015, вторник, день двенадцатый. М.Н. по ПБ ниже р. Большой Яломан (ур. Сальджар) – М.Н. по ПБ за ПП после окончания Кадринской трубы

06:50 — подъем, команда «миски»;

07:10  —  завтрак;

08:10 — в тени на камне 15 ᴼС;

09:45 — вещи привязаны, выход на воду;

10:43 — чалка на ПБ для просмотра порога Ильгуменский (есть места для стоянок, дрова есть, но мало);

10:52 — идем на осмотр: перед порогом по ПБ песчаный пляж, а на ЛБ турбаза (электричество, подъезд легковых машин);

11:25 — закончен осмотр, идем к судам;

11:42 – начинаем прохождение (фото 40-44), сначала К2-1, К2-2 взаимной страховкой, затем К2-6;

Порог Ильгуменьский. К2-1 , К2-2
Порог Ильгуменьский. К2-1 , К2-2
Порог Ильгуменьский. К2-6
Порог Ильгуменьский. К2-6

12:08 — К2-5;

Порог Ильгуменьский. К2-5
Порог Ильгуменьский. К2-5

12:10 — К2-3;

Порог Ильгуменьский. К2-3
Порог Ильгуменьский. К2-3
Порог Ильгуменьский. К2-4
Порог Ильгуменьский. К2-4

12:47 — закончили прохождение порога, перекус;

13:20 — начало Кадринской трубы, идем походной колонной;

14:12 — чалка на галечный, переходящий в песчаный, пляж на ПБ после ПП реки в конце Кадринской трубы, разведка места стоянки. Погода: ясно/переменная облачность;

14:27 — решаем вставать здесь на ночевку, отвязываем вещи. Сосновый лес без подлеска;

15:53 — обед;

17:00 — ремонт внутренней обвязки правой гондолы К2-3 (порвалась из-за привязанных к ней вещей), ремонт штуцера левой гондолы К2-6 (травит воздух у основания штуцера);

19:55 — температура 18 ᴼС;

20:50 — ужин, готово какао;

22:16 — отбой, температура 13 ᴼС;

12.08.2015, среда, день тринадцатый. М.Н. по ПБ за ПП после окончания Кадринской трубы – М.Н. по ЛБ немного не доходя р. Бол. Аяла

07:00 — подъем;

07:15 — завтрак;

07:57 — температура 16 ᴼС;

09:42 — выход на воду, пасмурно;

10:32 — чалка к ручейку по ПБ (на берегу также есть следы стоянок);

10:55 — раздача карманного питания, выход на воду;

11:18 — чалка на ПБ перед порогом Шабаш, пошли на просмотр;

11:55 — пошли обратно к судам, порядок движения: К2-6, К2-2, К2-5, К2-4, К2-3, К2-1;

12:27 — начало прохождения порога Шабаш. Порог проходили парами. Первый два судна с наиболее опытными и сильными экипажами взаимной страховкой, остальные с нижней страховкой с воды;

Порог Шабаш. 1 ступень. К2-2 и К2-6
Порог Шабаш. 1 ступень. К2-2 и К2-6
Порог Шабаш. 1 ступень. К2-4
Порог Шабаш. 1 ступень. К2-4
Порог Шабаш. 1 ступень. К2-5
Порог Шабаш. 1 ступень. К2-5
Порог Шабаш. 1 ступень. К2-3
Порог Шабаш. 1 ступень. К2-3
Порог Шабаш. 2 ступень. К2-6
Порог Шабаш. 2 ступень. К2-6
Порог Шабаш. 2 ступень. К2-2
Порог Шабаш. 2 ступень. К2-2
Порог Шабаш. 2 ступень. К2-4
Порог Шабаш. 2 ступень. К2-4
Порог Шабаш. 2 ступень. К2-5
Порог Шабаш. 2 ступень. К2-5
Порог Шабаш. 2 ступень. К2-3
Порог Шабаш. 2 ступень. К2-3
Порог Шабаш. 2 степень. К2-1
Порог Шабаш. 2 степень. К2-1
Порог Шабаш. 2 ступень. К2-2
Порог Шабаш. 2 ступень. К2-2
Порог Шабаш. 2 ступень. К2-4
Порог Шабаш. 2 ступень. К2-4
Порог Шабаш. 2 ступень. К2-1
Порог Шабаш. 2 ступень. К2-1

13:50 — закончили прохождение порога;

14:55 — чалка на ПБ, обед напротив спец. санатория Газпрома. Есть мобильная связь (МТС);

15:45 — обед;

16:30 — выход на воду;

18:32 -18:35 — чалка на ПБ перед крутым ПП, ищем место для ночевки – плохо;

18:50 — 19:10 — чалка на ЛБ после крутого ПП, выбор места для ночевки, затем начало разгрузки судов;

Места стоянок
Места стоянок

20:20 — ужин;

21:00 — драники из сушеного картофеля, картофельного пюре и муки;

21:30 — отбой;

13.08.2015, четверг, день четырнадцатый. М.Н. по ЛБ немного не доходя р. Бол. Аяла – М.Н. по ПБ ниже пос. Еланда

07:00 — подъем. Ночью шел сильный дождь;

07:10 — завтрак, сегодня ДР у Леши: драники, торт с джемом и сгущенкой;

10:40 — чалка на ПБ к водопаду Бельтиртуюк и его осмотр;

Водопад  Бельтиртуюк
Водопад  Бельтиртуюк

11:05 — отошли от водопада;

12:25 — пересечение ЛЭП перед скальной стенкой по ПБ (под ней идет дорога);

12:36-12:59 — чалка на ПБ напротив скального выхода, перекус;

13:07 — ЛЭП;

13:38 — прохождение порога Тельдекпень 1, шивера перед ним в нашу воду мощнее порога

Начало порога Тельдекпень 1
Начало порога Тельдекпень 1
Порог Тельдекпень 1. К2-1, К2-3, К2-4, К2-5
Порог Тельдекпень 1. К2-1, К2-3, К2-4, К2-5
Порог Тельдекпень 1. К2-6
Порог Тельдекпень 1. К2-6

13:50 — прохождение порога Тельдекпень 2

Начало порога Тельдекпень 2
Начало порога Тельдекпень 2
Порог Тельдекпень 2. К2-3, К2-4 глазами К2-2
Порог Тельдекпень 2. К2-3, К2-4 глазами К2-2
Тельдекпень 2. К2-5
Тельдекпень 2. К2-5
Порог Тельдекпень 2. К2-6, К2-5
Порог Тельдекпень 2. К2-6, К2-5

13:55 — вышли из каньона порога;

14:00 — чалка на ЛБ на обед;

14:54 — обед;

15:39 — продолжаем сплав;

16:05 — ЛЭП;

16:32 -16:35 — порог Еландинский, в нашу воду представляет большую опасность нежели Тельдекпень 1, 2;

16:40 — опоры недостроенной Катуньской ГЭС. На ПБ в горе видны штольни (чуть выше автодороги) до и напротив опор ГЭС, около опор низко висит трос!!! (фото 67);

Недостроенная плотина в Чемале.
ВНИМАНИЕ! Низко висящий трос.
Недостроенная плотина в Чемале.
ВНИМАНИЕ! Низко висящий трос.

17:09 — чалка на ЛБ;

17:15 — принято решение ночевать здесь;

18:25 — зажгли костер. Весь день (с момента отплытия утром) шел дождь, ко времени чалки кончился, ветрено;

20:35 — отбой, дождь продолжился;

14.08.2015, пятница, день пятнадцатый. М.Н. по ПБ ниже пос. Еланда – пос. Чемал

07:00 – подъем. Переменная облачность, выглядывает солнце;

07:10 -07:45 – завтрак. Сегодня день рождения у Антона, подарили подарки и торт, похожий на пирожное «картошка»;

09:35 — суда у воды, вещи привязаны;

09:36 -09:40 — фото экипажей у своих судов, общее фото

Сергей В и Елена Ч. К2-1
Сергей В и Елена Ч. К2-1
Пушенок Сергей и Позднев Виталий. К2-2
Пушенок Сергей и Позднев Виталий. К2-2
Чикляев Иван и Толмачёва Наталья. К2-4
Арнаутов Алексей и Михайлов Дмитрий. К2-3
Чикляев Иван и Толмачёва Наталья. К2-4
Чикляев Иван и Толмачёва Наталья. К2-4
Панферова Любовь и Синьков Вадим. К2-5
Панферова Любовь и Синьков Вадим. К2-5
Богомолов Антон и Рашек Юрий. К2-6
Богомолов Антон и Рашек Юрий. К2-6

09:56 — отошли от берега;

11:07 — трос над рекой;

11:09 -11:20 — чалка на ЛБ у устья ЛП Бертка, «зеленая остановка»;

12:05 — входные валы Чемальской трубы;

12:18 — каменные ворота после левого поворота с плотиной ГЭС на Чемале, тропа вдоль берега с кучей народа (достопримечательности Чемала);

12:20 – ЛЭП;

12:55-13:30 — поиски  места антистапеля/ночевки;

13:40 -13:45 — разгрузка катов на ПБ ниже пос. Чемал, затем перенос судов к лагерю и их разборка. Начинается дождик, с разной интенсивностью шедший до ночи;

17:00 — обед, готовили на горелках, дров нет;

20:10 — ужин, готовили на горелках;

21:20 — ушли в баню, дождя нет;

00:03 — пришли из бани;

00:21 — отбой;

15.08.2015, суббота, день шестнадцатый. пос. Чемал – гор. Новосибирск

06:00 — подъем дежурных;

07:50 — 08:10 — завтрак, его тоже готовили на горелках. В начале завтрака приехала наша машина (тот же микроавтобус Мерседес с прицепом);

08:50 — выехали;

10:00 — проехали Манжерок;

10:15 — слева аэропорт Горно-Алтайска;

13:13 — остановка на АЗС — заправка, магазин, туалет;

14:32 — остановка у кафе на границе Новосибирской области и Республики Алтай, внутри раздача как в столовой, но выбор слишком велик, цены низкие;

17:37 — заехали в Деловые линии, по пути высадив людей в Ленту, сдаем катамараны, оформляем документы;

18:00 — выехали из Деловых линий, заехав в Ленту и забрав людей с продуктами;

19:00 — приехали в аэропорт, разместились в коридоре, соединяющем внутренний и международный терминалы;

16.08.2015, воскресенье, день семнадцатый. гор. Новосибирск – гор. Москва

07:20 — большая часть группы села в самолет Боинг 737-800 а/к Трансаэро;

07:40 — взлет;

Далее время Московское

09:05 — приземлились во Внуково;

09:55 — вышли из аэропорта.

Поход окончен.

      Потенциально опасные участки (препятствия, явления) на маршруте

Помимо обозначенных выше определяющих и предопределяющих препятствий водной и горной части, а также связанных с ними угрозами, к иным опасностям маршрута следует отнести следующие вещи:

1. Район проведения похода заражен клещевым энцефалитом. Необходима заблаговременная вакцинация и соблюдение мер предосторожности на месте;

2. Район проведения похода сильно населен, что не исключает конфликтных ситуаций с местными пастухами, погонщиками и иными лицами, которые продолжают считать (хотя уже в значительно меньшей степени чем ранее, что туристы должны платить дань за посещение «их» земли);

3. На р. Катунь не редко встречаются натянутые от берега к берегу стальные тросы, что при условии сильно меняющегося уровня воды, является слабо предсказуемым препятствием (в малую воду они могут быть очень высоко, в большую – затоплены и т.д.)

4. Во время проведения похода участникам также не стоит забывать о том, что они находятся в тайге, где возможны встречи с различными представителями дикой природы (змеями, зверями и т.д.), в связи с чем следует соблюдать соответствующие меры предосторожности.

      Перечень наиболее интересных природных, исторических и др. объектов на маршруте

Алтай – центр Евразии и в разные исторические эпохи объединял разные этносы и культуры. Этот край прародина всех современных тюркских народов мира, где в 552 году до н. э. древние тюрки создали свое государство – каганат. Здесь сформировался первозданный язык тюрков, получивший распространение среди всех народов каганата. Ко всему прочему, Алтай знаменит своим необыкновенным природным разнообразием. Игра ярких контрастных красок поражает воображение: бирюзовая вода, насыщенный цвет зелени и необыкновенные цветы. И посему сам край можно смело назвать достопримечательностью.

Рассмотрим же более детально наиболее интересные объекты на маршруте: 

Поселок Тюнгур. Расположен на левом берегу Катуни напротив устья реки Кучерлы. Поселок является основным узлом многих туристических маршрутов как горных, так и водных. Вблизи села, на правом берегу реки Катуни расположены турбазы «Тюнгур», «Высотник», «Зелёный дом». Связь между левым и правым берегом реки осуществляется через подвесной автомобильный мост. В августе 1918 года вблизи села белой Алтайской экспедицией войскового старшины В.И. Волкова был ликвидирован отряд кузнецких шахтёров-красногвардейцев под командованием Петра Сухова. В Тюнгуре ему установлен памятник. Население в основном составляют алтайцы. Имеется краеведческий музей и лавка изделий народного промысла. Действует прекрасное кафе, в котором подают блюда алтайской и русской кухни. Работает мобильная связь (МТС, Билайн).

Аккемское озеро. Расположено у подножья горы Белуха на северном склоне Катунского хребта.  Оно находится на высоте 2050 м. над уровнем моря. Температура воды в Аккемском озере не превышает +4,5 градуса. На северо-западном берегу, там, где из озера вытекает река Аккем, расположена метеостанция — одна из старейших на Алтае. Наблюдения на ней ведутся с 1932 года. С южной стороны в озеро впадают реки Аккем и Аккаюк, а вытекает с северной стороны река Аккем. В северной части Аккемское озеро заужено за счет скоплений обломочных пород (гальки, гравия, песка), вынесенных рекой Ярлу, берега здесь низменные, заболоченные, западные и восточные берега  крутые, поросшие лиственницами и кедрами.

Помимо основного (нижнего Аккемского озера) существует и верхнее. Его называют пульсирующим потому, что бывает оно не каждый год и не каждый сезон. На начало 30-х годов XX века верхнее Аккемское озеро, имело площадь 83100 м, длину 520 м и ширину 280 м., образовано оно было древним ледником. В настоящее время верхнее Аккемское озеро существует только в весенний паводок, в остальное время вместо него котловину озера заполняют рукава реки Аккем, берущей начало от Аккемского ледника (ледника Родзевича). Котловина озера зажата с запада и востока грядами мореных валов, а конечная морена (гряда валунов, постепенно сдвигаемая с гор подвижными ледниками), которая и запруживала озеро, практически размыта. Расположено Верхнее Аккемское озеро примерно в двух километрах от Аккемского ледника и на 500 метрах ниже, на высоте 2100 метров над уровнем моря.

Часовня Архангела Михаила. Самая высокогорная часовня в России построена у подножия горы Белухи. Она была возведена в память всех погибших в горах спасателей, альпинистов и путешественников. Кедровые бревна для строительства доставлялись на вертолете. Построена по инициативе спасателей на средства, пожертвованные родственниками погибших в этом районе туристов.

Аккемский ледник. Длина ледника 7,8 км. Площадь — 10,4 км². Здесь выходит из-под ледника река Аккем, которая собирала свои воды из множества ручейков, текущих по леднику и под ледником. Один поток реки вытекает из большой ледниковой пещеры. До нее не всегда можно добраться — преграждают путь другие бурлящие потоки, бегущие на встречу друг другу. Зона питания ледника находится на высоте 3000 метров над уровнем моря, у Аккемской стены. В этом месте Аккемский ледник представлен большим цирком, площадью около 3~4 км². От цирка ледник обрывается ступенькой – ледопадом.  Аккемский ледник является ледником долинного типа. Когда то древний ледник прорыл долину корытообразной формы (троговую долину). После отступления ледника, долина выше места, где она была запружена мореной, заполнилась талой водой. Так образовались Верхнее и Нижнее Аккемские озера.

Гора Белуха. С долины Аккемского озера открывается вид на высшую точку Катунского хребта и высшую точку Сибири. Белуха имеет две вершины в форме неправильных пирамид — Восточная (4506 м.) и Западная (4435 м.), между которыми находится понижение — «Седло Белухи», высотой 4000 м. Две вершины Белухи вмести с находящимися слева и справа вершинами Делоне и Короной Алтая, образуют Аккемскую стену, почти вертикально падающую вниз в сторону Аккемского ледника.

Грот Куйлю. Грот находится рядом с устьем ручья Куйлю по пути с перевала Каратюрек в Тюнгур, который проходит вдоль реки Кучерла. На стенах грота можно рассмотреть писанцы-петроглифы. Новосибирские археологи провели раскопки непосредственно перед гротом и обнаружили в земле предметы обрядовой деятельности и кости зверей, относящиеся к периоду бронзового века (III-II тысячелетие до н.э), скифского времени (7-5 в. до н.э), средневековья. Эти находки говорят о том, что грот был писаницей-святилищем, где, по-видимому, проводились обряды «моления» о хорошей охоте и приумножения промысловых зверей. Одной из частей обряда было нанесение на скалу изображения животных, на которых велась охота. Также на стенах грота можно обнаружить изображение Мирового дерева, Великой матери и других мифологических существ.

Туристический музей. В устье реки Аргут находится знаменитый туристический музей, представляющий из себя собрание различных поделок, скульптур, каменных плит, жестяных табличек с наименованиями городов, туристических клубов, датами прохождений, маршрутами и т.д. Музей был разграблен в 2004 году, но теперь он снова восстановлен и обновлен. Также, у слияния Аргута с Катунью, на «полочке» повыше музея, расположен камень с изображением птицы, который, по словам последователей Н.К. Рериха, обозначает место особой энергетики. 

По берегам Катуни находится ряд захоронений-могильников скифского периода.

Водопад Бельтиртуюк. Расположен в 8 км от села Куюс в Чемальском районе Республики Алтай. Другие названия водопада: Бельтирек, Бельтирекский, Бельтырьеск, Батыр-Оек. Водопад Бельтертуюк имеет статус памятника природы Республики Алтай. Ручей Бельтертуюк (приток Катуни) в своем устье образует два зрелищных каскада — 29 и 11 м длиной. На скале вблизи водопада можно различить наскальные рисунки, выбитые мелкой точкой.

Поселок Чемал. Административный центр Чемальского муниципального района. Чемал — один из рекреационных центров Республики Алтай. В самом селе и в его округе расположено большое количество туристических баз и кемпингов. Кроме того, Чемал известен как горно-климатический курорт. В южной части села находится Чемальская ГЭС, одна из первых гидроэлектростанций в регионе, построенная в 1931—1935 годах силами заключенных Сибирского управления лагерей особого назначения (СибУЛОН). В окрестностях ГЭС расположено большое количество торговых палаток с сувенирами, кафе, различные аттракционы. В 2013 году водовод ГЭС был разморожен, а паводок 2014 года нанёс сооружениям ГЭС значительные повреждения. По состоянию на 2015 год ГЭС выведена из эксплуатации, водохранилище полностью опорожнено.

От устья реки Чемал, недалеко от ГЭС на живописной скале-острове Патмос, стоящей посреди Катуни, расположен женский скит Иоанна Богословабарнаульского Знаменского монастыря. Остров соединен с берегом реки пешеходным подвесным мостом. Рядом с храмом в скале вырублен образ Богородицы с младенцем.

В Чемале расположен созданный ага-зайсаном алтайского народа А. К. Бардиным Алтайский центр, экспозиции которого рассказывают об истории, верованиях и быте алтайцев.

Дополнительные сведения о походе

Обеспечение безопасности на маршруте

При подготовке и проведении данного похода были приняты следующие меры безопасности:

1. Список и маршрут группы, а также контрольные сроки прохождения маршрута были зарегистрированы в Алтайском Республиканском ПСО МЧС России;

2. Все члены группы были застрахованы на сумму эквивалентную 15000 USD. Страховка включала проведение поисково-спасательных работ, а также оплату медицинской транспортировки, любым возможным способом в т. ч. вертолетом. При оформлении полисов были включены такие риски как альпинизм и спортивный туризм. Страховой полис был приобретен в компании ООО «СК «Независимость» (Торговая марка «Важно». тел. 8-800-333-8863). Стоимость полиса на 14 дней (с 02.08.2015 по 15.08.2015 г.) на одного члена группы составила 1106 руб.;

3. Группа имела в своем распоряжении портативный спутниковый треккер, при помощи которого ежедневно информировала координаторов группы в Москве о положении дел, а также о текущем месте положения группы;

4. При прохождении горной части маршрута все члены группы пользовались солнцезащитными очками с классом защиты 3-4, имели альпенштоки (треккинговые палки или ледорубы), а при движении по камням и/или леднику находились в касках;

5. При прохождении водной части маршрута все члены группы находились в неопреновых гидрокостюмах, спасжилетах, касках, грудных обвязках, имея при себе стропорезы, личные спасконцы с карабинами;

6. При прохождении определяющих препятствий водной части маршрута применялась следующая тактика: предварительный просмотр препятствий, определение основной и запасных траекторий движения, в отдельных случаях – нижняя страховка с воды;

7. При движении по маршруту общественное снаряжение группы и продовольствие были распределены между экипажами судов, таким образом, чтобы в случае потери одного из судов, оставшегося в наличии снаряжения было бы достаточно для безболезненного ожидания помощи или выхода к людям. Комплект картографического материала имелся у капитана каждого судна, у руководителя, зам. руководителя и штурмана группы также имелись GPS приёмники. На каждом суде имелись рации;

Транспортировка снаряжения к начальной точке маршрута

      В связи с тем, что вся группа забрасывалась до Новосибирска на самолете, встал вопрос с транспортировкой нашего снаряжение, т.к. в нормы багажа предоставляемого авиакомпаниями мы не пролезали.

      Вариант ж\д заброской не рассматривался, в связи с тем, что зимой-весной 2015 года багажные отделения по всей стране были упразднены.

      Доставка транспортной компанией (ТК) является самым оптимальным по срокам и деньгам способом транспортировки груза. Груз до Новосибирска доставляют все ТК представленные в московском регионе в среднем по одной и той же цене с двумя сутками хранения бесплатно. Так как для нас одним из критериев выбора ТК было возможность забрать груз в 6 утра в субботу, выбор остановился на ТК «Деловые Линии», так как только у нее склад в Новосибирске работает круглосуточно. Транспортировка груза в размере 3 кубических метров и весом 415 кг в Новосибирск и обратно вышла немногим более 12000 рублей.

Наименование расходовСуммана 1 чел., руб.Сумма на группу из 12 чел., руб.
Авиабилет г. Москва – г. Новосибирск7 21686 592
Доставка судов и водного снаряжения ТКг. Москва – г. Новосибирск4385 256
Трансфер г. Новосибирск – пос. Тюнгур3 958,3347 500
Кемпинг на т/б «Зелёный дом»1201 440
Хранение судов и водного снаряженияна т/б «Зелёный дом»1251 500
Хранение снаряжения на оз. Аккемское41,67500
Трансфер пос. Чемал – г. Новосибирск2 37528 500
Доставка судов и водного снаряжения ТКг. Новосибирск – г. Москва569,506 834
Авиа билет г. Новосибирск – г. Москва7 21686 592
Транспортные расходы Авиа:14 432173 184
Транспортные расходы ТК:1 007,5012 090
Транспортные расходы автозаброска:6 333,3376 000
Расходы на перемещение группы:286,673 440
Все транспортные расходы:22 059,50264 714
Продукты (включая дорогу туда-обратно)4 122,6749 472
Страховка1 10613 272
Докупка аптечки6918 292
Докупка ремнабора70840
Связь (спутник. треккер)1001 200
Хоз. расходы315,673 788
Итого:6 405,3376 864
Итого за поход:28 464,83341 578

Итоги, выводы и рекомендации по прохождению маршрута

Итоги, выводы:

— в целом, маршрут был пройден в соответствии с заявленным графиком. Имело место лишь небольшое опережение графика на водной части и отмена заявленного в качестве факультатива восхождения на п. Броня на горной части;

— прохождение данного маршрута дает отличную возможность познакомиться как с элементами горного туризма – пройти горный маршрут 1 к.с., так и пройти полноценный классический водный маршрут 4 к.с. не прибегая при этом к использованию автотранспорта в середине пути для переброски группы, таким образом, соблюсти целостность маршрута;

— для нашей группы и при нашем уровне воды в р. Катунь, водная часть маршрута получилась не достаточно спортивной, постоянно возникало опережение графика, что заставляло принудительно сокращать ходовое время, при этом горная часть маршрута получилась значительно более спортивной и напряженной по сравнению с водной;

— цикл тренировок проведенных перед походом явился залогом успешного и безаварийного прохождения маршрута.

Рекомендации:

— ввиду того, что сплавных дней для прохождения р. Катунь оказалось больше необходимого, считаю, что стоит рекомендовать на день сократить продолжительность водной части и, соответственно, на день увеличить продолжительность горной части в результате чего появится возможность без спешки сделать кольцо через пер. Судентов с восхождением на п. Броня и посетить оз. Кучерлинское;

— темп выдержанный нашей группой на горной части стоит закладывать только тем группам, участники которых способны проходить не менее 40 км. за день по равнинной местности с рюкзаками не менее 15 кг.;

— управление судном на мощных гидродинамических структурах р Катунь требуют мощного и хорошо поставленного гребка, ввиду чего рекомендуется заблаговременное и длительное (не менее 2-3 мес.) посещение гребной ямы перед походом.

Над отчетом работали

Группа в полном составе за исключением Елены Ч.

Группа в полном составе в конце маршрута
Группа в полном составе в конце маршрута

Приложения

Высотные графики

Высотный график горной части похода
Высотный график горной части похода
Высотный график сплава по Катуни
Высотный график сплава по Катуни

Картографический материал

Картографический материал в хорошем разрешении, jpg

Заброска и выброска с маршрута
Заброска и выброска с маршрута
Обзорная схема горной части маршрута
Обзорная схема горной части маршрута
Обзорная схема водной части маршрута
Обзорная схема водной части маршрута по р. Катунь

Отчет опубликован с разрешения Сергея В.

Открыть в PDFРаспечатать

Илья Култаев

Старший инструктор по водному туризму. Люблю ходить в походы и не только.

Вам может также понравиться...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

16 − девять =

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.